Как повысить вовлеченность и лояльность консультантов ТЦ
время публикации: 10:00 15 августа 2023 года
Рынок труда снова развернулся в сторону работника. В конце 2022 года число открытых вакансий стало рекордным за 15 лет. В таких условиях перед работодателями вновь встает задача – повысить лояльность сотрудников, удержать их и сделать более вовлеченными. Задача не новая, и решается она не только с помощью материальных стимулов…
Александр Черников, директор Ventra Trade (входит в HR-холдинг Ventra).В прошлом году рынок труда пережил сразу несколько шоков, которые только обострили кадровый голод, существовавший еще до известных событий. Так, в последнем квартале 2022-го на каждого неработающего жителя России приходилось в среднем 2,5 открытых вакансий, что стало максимально высоким показателем за последние 15 лет.
В пресс-релизе ЦБ, опубликованном по итогам последнего в году заседания по ключевой ставке, дефицит кадров был повторно отмечен как важнейший ключевой риск. В текущем году правила игры продолжают диктовать соискатели, а не работодатели.
Весной аналитики Росстата отмечали, что с марта 2021 по март 2023 уровень безработицы упал на 24%, что сигнализирует о трудном положении на рынке. При этом эксперты отмечают, что ухудшение ситуации в индустриальном секторе и ритейле определяется не только дефицитом квалифицированных инженерных кадров, но и «синих воротничков», линейного и массового персонала.
На фоне сложившегося кризиса интерес работодателей к способам удержания дефицитных кадров ожидаемо возрос. Многие осознали, что нанимать новых сотрудников значительно сложнее и дороже, чем удерживать обученных и потому более ценных старых. Сегодня поговорим о некоторых эффективных инструментах привлечения и удержания рабочих рук.
Геймификация как прием удержания кадров
Сама по себе геймификация уже не нова, хотя далеко не все компании используют ее даже в формате старой доброй доски почета. При этом как вариант нематериальной мотивации сотрудников геймификация основывается на самых верхних ступеньках пирамиды Маслоу – стремлении человека к признанию и самореализации.
Работает это просто, а результат дает весьма ощутимый. Например, для визуализации достижений сотрудники могут получать ачивки, когда проявляют творческую инициативу или предлагают успешную идею. Чем больше ачивок, тем выше рейтинг. Также сейчас набирает популярность виртуальная валюта, которую можно получать за достижения. На нее можно приобретать корпоративный мерч или призы, а также обмениваться с коллегами в качестве «спасибо».
Хорошо работает командная игра (квест), где необходимо дойти до финала, набирая очки за достижение определенных показателей. Конечно, важным элементом геймификации является финальный приз. Одно дело просто выполнять рутинные процессы и задачи, и совсем другое – когда благодаря общекомандным усилиям вы достигаете вершины условного Эвереста и получаете плюшки за успешное выполнение миссии.
Геймифицированная мотивация – отличный инструмент получения командообразующего эффекта, вовлечения сотрудников в рабочий процесс, повышения уровня обученности сотрудников и снижения ротации. По опыту лучших работодателей США, геймификация на рабочем месте сделала более продуктивными 87% сотрудников, повысила их вовлеченность на 60%, а производительность труда – на 50%.
Корпоративные дайджесты для лучшей коммуникации
Лояльность сотрудников компании очень сильно влияет на формирование здоровых трудовых отношений, и только лояльные промоутеры могут продуктивно работать, задействуя весь потенциал для получения результатов. Корпоративный журнал – простая на первый взгляд вещь, которую в ряде компаний считают примитивной и малоэффективной. И совершенно напрасно, потому что это недорогой, но мощный инструмент формирования лояльного коллектива, где отсутствует реальная перспектива карьерного роста.
Внедрив такой журнал-дайджест по проекту, где раз в месяц публикуются различные фото и видео конкурсы, награды и грамоты за личные и командные достижения, обзоры лучших практик, поздравления с днем рождения и так далее, вы получите видимый эффект в виде улучшения коммуникации в команде, а также снижения ротации и текучести кадров
Соревновательный дух важен
Для создания соревновательного момента хорошо подходят еженедельные рейтинги, где формируется популярность промоутеров по продажам, фокусным позициям, акциям и так далее. Рейтинг рассылается по всей территориальной сети, создавая соревнование между регионами. Чтобы сделать их более привлекательными, желательно использовать игровой формат.
Например, вместо скучных столбиков цифр с показателями KPI сотрудники могут видеть, что они участвуют в ралли-марафоне. Чем выше у участника показатели, тем дальше он оторвался в гонке, и от этого зависит приз по итогам месяца или года. Здесь можно подсвечивать региональные команды или конкретных людей: кто как выполняет планы, кто какие практики применил, у кого самый длинный чек, кто демонстрирует самый большой прирост. Важно, что присутствие элемента игры и здорового азарта исключает конфликты и способствует сплочению и большему вовлечению в проект.
Читайте также: «Магнит» внедряет идеи сотрудников для улучшения работы компании
Нестандартные подходы рулят
Сотрудники с позитивным эмоциональным фоном хорошо работают и гораздо более эффективны, а далеко не всегда увеличение материального вознаграждения является самым лучшим способом удержания. В рамках создания сильных сплоченных команд можно внедрять уникальные идентификаторы по регионам, например, командный логотип, общий плейлист, устраивать различные офлайн-мероприятия вроде экстремального рафтинга. Для улучшения коммуникации внутри команд полезно устраивать фотоконкурсы, квизы, презентации на тему «Что меня вдохновляет». С целью органичного вовлечения новичков в команду можно завести традицию публикации приветственных писем.
По данным Gallup, в стабильно развивающихся компаниях доля вовлеченного персонала составляет 60%, а в топовых компаниях – превышает 90%. Это демонстрирует то, насколько важна работа в этом направлении, особенно в условиях дефицита кадров. Но чтобы получать позитивный результат, работая над вовлеченностью и лояльностью консультантов в ТЦ, промоутеров, представителей массовых профессий, важно понимать и учитывать еще один момент. Любые внедряемые мероприятия важно соотносить с целями и задачами конкретного проекта и компании в целом, особенно с ее внутриорганизационными процессами.
Александр Черников,
директор
Ventra Trade (входит в HR-холдинг Ventra).
Для NEW RETAIL
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...