0/5

Технологии для повышения безопасности – нужны или нет? Мнение Артёма Елизарова, сеть «Кораблик»

Технологии для повышения безопасности – нужны или нет? Мнение Артёма Елизарова, сеть «Кораблик»
время публикации: 10:00  23 декабря 2020 года
Пандемия стала причиной резкого развития ИТ-решений для повышения безопасности ритейла, а также технологий, помогающих сократить распространение вирусов в местах массового посещения, в том числе, в магазинах. Своим мнением о целесообразности внедрения таких технологий, а также о влиянии новых стандартов безопасности на бизнес-процессы поделился Артём Елизаров, директор по информационным технологиям розничной сети «Кораблик».

Как изменились процессы в компании в связи с введенными из-за пандемии противоэпидемиологическими распоряжениями? Как эти распоряжения повлияли на работу в целом? Поменяли ли свои бизнес-процессы, как подстроились?

Технологии для повышения безопасности – нужны или нет? Мнение Артёма Елизарова, сеть «Кораблик»– Почти весь офис у нас находится на удаленке. В магазинах остался только персонал, необходимый для обслуживания покупателей, например продавцы и кассиры. 

Мы выполняем все требования правительства Москвы и региона. Для контроля используется видеонаблюдение – представители службы безопасности и  региональные руководители используют удаленный доступ к камерам. 

Также, для дополнительного контроля на корпоративном портале периодически публикуются отчеты о процессах в магазинах, но так было и до пандемии – ничего нового не внедрялось. 

IT-компании выпустили большое количество различных технологий для предотвращения распространения вирусов, какие из них вам известны? Как вы относитесь ко всем этим техническим решениям? Рассматривали ли/тестировали? В чем видите их плюсы и минусы?

– Мое мнение, это технологии ради технологий, а не ради полезного социального или экономического эффекта для бизнеса. На сегодняшний день ни на уровне компаний, ни на уровне наших магазинов такой потребности нет. Если директор магазина достаточно профессионален, чтобы соблюдать банальные требования закона к срокам годности, формату торговли и прочему, то и соблюдение новых эпидемиологических требований не составит труда. 
 
На уровне бизнеса мне странно наблюдать, как некоторые компании в трудные для розницы (и не только) времена навязчиво предлагают продукты, несущие очень сомнительный экономический эффект от внедрения. Это, как минимум, не по партнерски, а с точки зрения стратегии продаж – недальновидно.

В защиту систем видеоаналитики для автоматического мониторинга соблюдения масочного режима можно привести риск человеческого фактора – директор магазина или ответственный за соблюдение режима может отлучиться в неудачный момент, когда сотрудник или посетитель снимет маску, а в этот же момент нагрянет проверка и выпишет штраф. 

Разумеется, система видеоаналитики может отслеживать отсутствие масок хоть круглосуточно и моментально отправлять уведомления о соответствующих инцидентах, но тут важно учесть, что кто-то должен вовремя это заметить и оперативно отреагировать. И тогда мы снова сталкиваемся с риском человеческого фактора, только в худшем случае получаем штраф уже дополнительно к расходам на систему видеоаналитики.
Мое мнение, это технологии ради технологий, а не ради полезного социального или экономического эффекта для бизнеса. На сегодняшний день ни на уровне компаний, ни на уровне наших магазинов такой потребности нет.

Конечно, можно пойти дальше и сделать звуковые оповещения в магазине – по срабатыванию какого-то триггера, например. Но тоже не факт, что это сработает должным образом. Скорее всего, все просто разбегутся, в том числе и продавцы, подумав, что это пожарная тревога. 

Поэтому, на мой взгляд, происходит использование инфоповодов для создания продуктов ради продуктов, а не решения бизнес-задач клиента. А потом, будем откровенны – если в России проверяющему органу очень захочется закрыть или оштрафовать магазин, он найдет повод даже если все в масках, правила торговли соблюдены и товары красиво расставлены на полках.

При этом на уровне государства в использовании таких технологий появляется смысл. Отслеживать в масштабах страны, области, города, в метро, в транспорте, чтобы принимать меры, позволяющие контролировать и оценивать ситуацию.

Технологии для повышения безопасности – нужны или нет? Мнение Артёма Елизарова, сеть «Кораблик»
 
Какие решения, на ваш взгляд нужны рынку сейчас? Представьте, что вы обладаете всеми ресурсами, какие полезные для рынка решения вы бы выпустили?

– В принципе, системы видеоаналитики – очень полезная вещь. Если говорить про какие-то решения, они на самом деле уже существуют на рынке. Например, тепловые карты магазина, которые помогают понять, как в магазине перемещается покупательский трафик. Или контроль очередей тот же самый. 

Мы сейчас видим на примере лидеров рынка, таких, как Х5 Retail или Магнит, что такие решения используются и приносят реальную пользу. По опыту Х5 видно, что очередей действительно стало меньше, не только за счет внедрения автоматических касс без кассиров.

Есть еще более развитые технологии – тут для меня начинается довольно тонкая грань. Я пока до конца не смог определить свое отношение к использованию персональных данных при определении личности покупателя без его согласия для, например, предложения индивидуально подобранных товаров во время оформления покупки на кассе.

Хотя, насколько мне известно, это пока еще пилотируемые проекты, без массового внедрения. Но я часто слышу разговоры о разработке и финансировании подобных продуктов. Очевидно, что перспектива у использования и развития таких решений есть. Все собираемые данные можно объединить для построения единого процесса коммуникации компании с клиентом на разном уровне. И это может помочь понять, как компании измениться с точки зрения улучшения пользовательского опыта.




Читайте также: Итоги 2020: какие меры безопасности в ТРЦ работают, а какие – нет




Вот на таком стыке это, безусловно, полезно и действительно может приносить много денег. И здесь вопрос не столько в бюджете на внедрение подобных технологий, сколько в зрелости компании. Не всем компаниям это нужно, даже большим. Есть довольно архаичные вроде региональной торговой сети «Ермолино» – они очень «аскетичные» и при этом хорошо себя чувствуют, и с выручкой у них все нормально, насколько я знаю. 

С другой стороны, есть крупные компании, которые мыслят на ином уровне зрелости и формируют свою собственную инновационную лабораторию разработки различных технологий. Ведь, как вы понимаете, важно не просто установить у себя какое-то решение. Например, интеллектуальную видеоаналитику. Важно еще и изменить,  выстроить внутри компании соответствующие бизнес-процессы. Нанять людей, которые будут собирать и обрабатывать предоставляемые системой видеоаналитики данные. Анализировать их, принимать решения и внедрять изменения на основе этих решений. 

Это тоже очень важно. Потому что платить за то, что ты не используешь в том формате, который нужно – бессмысленно с экономической точки зрения. 

Технологии для повышения безопасности – нужны или нет? Мнение Артёма Елизарова, сеть «Кораблик»
 
Очевидно, что на фоне пандемии у населения сократились расходы. В связи с этим, интересен такой вопрос – увеличились ли у ритейлеров, в том числе у вас, случаи краж и хищений со стороны покупателей? Чаще ли люди стали воровать в магазинах из-за пандемии?

– Мы торгуем детскими товарами, поэтому здесь все достаточно специфично. Процент краж и хищений конкретно в нашей сети остался на том же уровне. По большому счету, с началом пандемии у нас ничего не изменилось. 

Случаи подобные, конечно, всегда были. Иногда даже раскрывали какие-то мошеннические схемы, но.… Повторюсь, это было и раньше. Какого-то скачка или увеличения количества случаев краж мы не заметили.


Интервью с Артёмом Елизаровым, Директором по информационным технологиям, ООО «Кораблик-Р» организовано компанией DSSL. 

Беседу вёл Михаил Шарубин

Для New Retail


0
Реклама на New Retail. Медиакит