Болезнь fashion-перепроизводства: какие технологии помогут сделать моду экологичной?
время публикации: 10:00 11 апреля 2019 года
Сегодня многие говорят о повышении экологичности производства одежды, но при этом забывают, что вредные воздействия на окружающую среду сопровождают модную отрасль с момента выпуска тканей и до организации распродаж.
О том, почему это происходит и как повысить экологичность бренда не в ущерб выгоде, рассказывает Станислав Подшивалов, сооснователь и генеральный директор компании Sizolution.
По своей износостойкости современная одежда не имеет ничего общего с теми вещами, которые производились буквально 20 лет назад, не говоря уже о тех джинсах, в которых десятками лет скакали по прериям американские ковбои. Но даже в начале 90-х одежда была прочнее: например, мой дедушка до сих пор ходит в джинсах, купленных в то время, тогда как нам приходится менять большую часть гардероба раз в квартал или полгода.
Корень проблемы в том, что модную отрасль преследует катастрофа перепроизводства. Одежды выпускается так много, что ее не успевают продать даже на распродажах и «на вес», и часть все равно приходится после этого утилизировать. Поэтому большинство производителей стремятся стимулировать клиента покупать вещи снова и снова.
Можно долго спорить о том, специально ли занижается качество производства или дело в падении стандартов, но факт остается фактом: одежда в большинстве своем стала совершенно недолговечной.
Грязный след модной отрасли
Производство одежды начинается с выпуска тканей, требующего задействования неэкологичных промышленных процессов, из-за которых происходит загрязнение 5-10% пресной воды во всем мире.
С тех пор, как бренды стали предлагать нам не просто практичные вещи, но также реализовывать наш запрос на индивидуальность, экология стала страдать из-за непродуманного перепроизводства, неоптимальной логистики и тенденций Fast Fashion. Здесь вместо ежегодного цикла 2-4 выпусков обычных коллекции, новые модели выходят в розницу вплоть до 2 раз в месяц, как, например, делает Zara. Ускорение моды приводит к еще большим избыткам на складах, а значит – к искусственному увеличению объемов производства и связанных с ним загрязнений.
Сделать мир лучше?
Добиться улучшений можно уже сегодня, используя технологии «Больших данных» (BigData), когда компания собирает всю информацию о продажах от своих дистрибьюторов и розничных точек. В зависимости от географии возникает спрос на совершенно разную одежду и размеры. Поэтому логично подбирать нужные фасоны и размеры одежды в зависимости от спроса в автоматическом режиме и доставлять их адресно в конкретные магазины.
Следующий шаг – использование локализованных лекал для разных стран, учитывающих особенности фигур местного населения: например, в Нидерландах больше покупают одежду с длинными рукавами, а в Китае – с короткими.
Еще один важный аспект – оптимальная логистика. Частая перевозка товаров не только экономически неэффективна для компаний и увеличивает их издержки, но и оказывает негативное влияние на окружающую среду. Среди причин отказов может быть неподходящий размер, особенности лекал, не подходящие данному покупателю, плохое качество ткани, а также неудовлетворительное качество вещи или пошива. В результате потребители отправляют товары обратно в магазины, одежда перемещается туда-обратно, дополнительно увеличивая свой «грязный след» на планете.
Кстати, примеры компаний как, например, haute couture, визитная карточка которых превосходная логистика и глубокое изучение данных, свидетельствуют о том, что одежду хорошего качества можно напрокат. Это еще один метод борьбы с перепроизводством.
Параллельно идет поиск более безопасных для природы эко-материалов, замена красителей на натуральные или безвредные. Например, бренд спортивной одежды Patagonia уже много лет использует только органический хлопок, а в качестве источника полиэстера – утилизированные пластиковые бутылки. А российский бренд GO Authentic успешно использует ткани из невостребованной одежды для изготовления своих модных товаров.
Открытым остается лишь вопрос, как сделать качество и экологичность глобальными стандартами?
Индивидуальный пошив
Изменить ситуацию, сделав добротную одежду более доступной для потребителя и выгодной для производителей, в будущем может производство «по требованию», когда каждая вещь изготавливается под конкретного заказчика. Фактически мы говорим о возвращении к практике индивидуального кроя, но уже не в ателье, а за счет автоматизации и роботизации производства, а также персонализации доставки.
Вместо множества офлайн-магазинов, где лежат джинсы, например, Tommy Hilfiger самых разных размеров, производители смогут сделать зоны индивидуального пошива. Заказчик сможет получить сделанную именно для него одежду уже на следующий день, но в результате не нужны будут многочисленные склады, начнет исчезать проблема перепроизводства тканей и одежды.
Читайте также: Мария Зайцева, DPD в России: «Просто привезти недостаточно. Онлайн-ритейл в Fashion сегменте ждет дополнительных сервисов»
Кто в авангарде?
Использование больших данных позволяет сделать производство более точным и адаптированным к реальным условиям, а значит – уменьшить воздействие модной отрасли на окружающую среду. К сожалению, пока вместо этого в стоимость каждой вещи закладывают огромные расходы на неэффективную логистику, перепроизводство, а иногда и расходы на хранение и утилизацию. Поэтому неудивительно, что на последних этапах распродаж можно купить брендовую вещь со скидкой 70-80%.
Известны случаи, когда дизайнеры международных брендов не получали данные о продажах, в результате продолжала производиться модель одежды с долей выкупа в 1%! Поэтому сегодня любому модному бизнесу, в первую очередь, необходимо собирать и анализировать всю информацию из производственно-торгового процесса и оптимизировать выпуск готовых моделей.
Благодаря экологичным решениям производиться будет меньше, снизятся продажи, но за счет роста качества и эффективности процессов сократятся издержки и увеличится маржа, а значит прибыль для производителей и ритейлеров вырастет. Лидером в новом, формирующемся сегодня экологическом модном пространстве может стать любая компания, главное – взять курс на глубокую диджитализацию всех процессов.
Станислав Подшивалов,
сооснователь и генеральный директор компании Sizolution
0
Последние новости
Самое популярное
- Шокирующие прогнозы и тренды в ритейле на 2025 год для «Лемана Про», «ВсеИнструм...
- Внутренняя реклама, акции, подписка «Джем»: разбираем эффективные инструменты пр...
- Мобильная аналитика в e-commerce: как анализировать поведение покупателей для ро...
- Как ритейлеры и бренды в России готовятся к Новому году?
- ITSM и ESM в российском ритейле 2025: опыт внедрения Итилиум в «Аникс», «Гулливе...