0/5

Самые громкие эксперименты с ИИ в ритейле в 2024 году

Самые громкие эксперименты с ИИ в ритейле в 2024 году
время публикации: 10:00  23 декабря 2024 года
@Freepic
2024 год был богат на эксперименты с искусственным интеллектом. Ритейлеры тестировали и внедряли нейросети для самых разных задач: для привычной уже генерации контента, персонализации, для оптимизации бизнес-процессов, роботизации складов и многих других.
Мария Сысойкина вспомнила самые интересные проекты: смелые, неожиданные и по достоинству оцененные пользователями.


Оптимизация бизнес-процессов


Ритейлер «Магнит» создал лабораторию искусственного интеллекта AI.Lab – подразделение компании, занятое разработкой и внедрением передовых технологий на основе генеративного ИИ. Специалисты лаборатории сосредоточатся на создании решений в области «умного» поиска и генерации контента, computer vision, разработке виртуальных помощников для персонала, а также гиперперсонализированных решений для коммуникации с покупателями.

Х5 Group внедрила прогнозирование ресурсов на базе искусственного интеллекта в магазинах торговой сети «Перекрёсток». «Калькулятор ресурсной потребности» с модулем ИИ – система собственной разработки X5 Tech. Система позволяет рассчитать потребность в количестве персонала для каждого конкретного магазина и повысить эффективность работы торговых точек. Новая модель прогнозирования на принципах машинного обучения уже показала свою эффективность в торговой сети «Пятёрочка». Торговая сеть «Перекрёсток» переиспользовала и тиражировала решение на всю торговую сеть.


Логистика и склад


Почта России начала тестировать технологии искусственного интеллекта в логистике. Задача проекта — автоматизировать рутинные операции и строить более оптимальные маршруты. На основании исторических данных с помощью технологии ИИ система рассчитает прогноз поступления почтовых отправлений на каждом этапе логистической цепочки, после чего предложит оптимальные маршруты доставки почты конечному получателю. 

Первые расчеты показывают, что система обеспечит Почте России сокращение сроков доставки за счет исключения лишних транспортных узлов из маршрута либо уменьшения их числа.

X5 Group начала собственную доставку онлайн-заказов с помощью роботов. Роверы приступили к работе в Москве на улицах Часовая и 1-я Аэропортовская, а также на Петровско-Разумовском проезде. Доставка с помощью роботов осуществляется из магазинов «Пятёрочка». После адаптации операционных процессов и маршрутизации, штат роботов будет увеличен, а автоматизированная доставка станет доступна и из супермаркетов торговой сети «Перекрёсток».

«Яндекс Маркет» запустил пилот грузоперевозок беспилотным транспортом. Первую доставку груза автономный грузовик «Яндекса» совершил из Москвы в Тулу по трассе М-4 «Дон». Испытания на трассе проводятся как в автономном, так и ручном режиме, когда машиной управляет водитель – это необходимо для обучения нейросетей для планирования траектории автомобиля. Главной задачей на первом этапе эксплуатации станет сбор необходимых данных для запуска полностью автономных грузовых перевозок без водителя-испытателя в салоне. 

Продуктовая розничная компания Х5 запустила в своем РЦ первую партию мобильных роботов-погрузчиков (FMR). Ориентируясь на команды от собственной платформы управления складом, FMR могут обрабатывать и хранить товары. Они упаковывают, сортируют и перемещают грузы весом до одной тонны самостоятельно, без участия людей, до зоны отгрузки. Это значительно экономит время комплектовщиков и позволяет им собирать больше заказов в магазины торговой сети, работать оперативнее и качественнее. 

Маркетплейс «Яндекс Маркет» начал внедрять на своём складе «Софьино-2» новую модель складского робота — Роборука. С её помощью сервис планирует решать разные задачи — от разгрузки прибывшей партии товаров до их подготовки к отправке покупателям. Роборука способна ускорить складские процессы и повысить качество их выполнения. 

В нового робота встроена самообучающаяся нейросеть Яндекса. Разработчики компании обучают её сравнивать любые предметы между собой, обобщать информацию о них и применять эти знания в разных обстоятельствах. 

Первой Роборуку внедрила на своем складе «Северная звезда» в Зараменье компания «Лемана ПРО». В рамках стратегического соглашения между компаниями по автоматизации складских процессов на складе запущен робот Роборука-депалетайзер с технологией искусственного интеллекта. Роборука разбирает палеты, на которых лежат коробки разных размеров, форм и веса, и складывает их на конвейер. Это первое внедрение «умной» депалетизации в России и первое промышленное тестирование Роборуки в сфере ритейла.

Самые громкие эксперименты с ИИ в ритейле в 2024 году


Генерация контента


Авито запустил новую функцию для частных продавцов в категории «Обувь, одежда, аксессуары»  — в мобильном приложении продавцы могут сгенерировать текстовое описание товара с помощью нейросети. Пользователю достаточно написать заголовок, загрузить фотографии, а также заполнить несколько параметров товара, такие как бренд, размер, состояние вещи, цвет и тд. Алгоритм обработает информацию и предложит вариант описания товара. Важной частью новой функции стал алгоритм Image-to-text, который генерирует описание, опираясь на изображение товара.

В основе новой функции лежит большая языковая модель (LLM), обученная разработчиками Авито более чем на 400 тысячах объявлений. 

Онлайн-ритейлер Ozon разработал собственный инструмент, который несколько минут генерирует подходящий фон, удаляет неудачный фон, а также улучшает качество фотографии, если она загружена в низком разрешении. Инструмент с искусственным интеллектом доступен в личном кабинете – продавцу необходимо войти в AI-генератор, выбрать или загрузить новую фотографию товара на платформу. После остается применить эффект и дождаться результата. Полученное изображение продавец может загрузить в карточку товара.




Читайте также: Шокирующие прогнозы и тренды в ритейле на 2025 год для «Лемана Про», «ВсеИнструменты.ру», «Леонардо» и других игроков




Брендирование упаковки


Сеть магазинов «Улыбка радуги» начала применять технологии искусственного интеллекта для создания упаковки собственных торговых марок в детской линейке товаров. При обработке запроса, ИИ анализирует текущие тренды и предпочтения аудитории, что позволяет создать изображения, которые соответствуют ожиданиям потребителей. Персонажи используются в рекламных материалах и на упаковках продуктов брендов СТМ.

«ВкусВилл» с помощью нейросети сгенерировал пейзажи для дизайна упаковки новой линейки макарон, в производстве которых используются твердые сорта алтайской пшеницы. Эстетика и эксперименты вдохновили ВкусВилл на использование искусственного интеллекта и создание упаковки макарон с пейзажами, которые отсылают покупателей к высокому искусству и формируют новый паттерн восприятия привычного продукта. 

Основная причина использования нейросети – скорость генерации изображений, в среднем от 10 минут до часа, тогда как при стандартной «ручной» проработке на создание картины или фотографии уходит несколько недель. 

Парфюмерно-косметический ритейлер «Золотое Яблоко» запустил первый в России сервис электронных подарочных карт с персонализацией от нейросети. Технология YandexART создает уникальный дизайн для карты, учитывая повод, характер адресата и другие параметры. Чтобы создать обложку карты с помощью нейросети, покупателю нужно написать промт — текстовый запрос, который можно составить с помощью подсказок интерфейса.

Самые громкие эксперименты с ИИ в ритейле в 2024 году


Виртуальные фотостудии


Ozon, Wildberries и Мегамаркет представили в этом году идентичную функциональность на своих площадках — возможность генерировать изображение одежды на виртуальной модели с помощью нейросетей. Это позволит продавцам категории Fashion максимально упростить процесс создания контента и оптимизировать расходы на его подготовку. 

Для того, чтобы получить изображение товара на модели, нужно загрузить фото на нейтральном фоне и описание товара. Нейросеть создает реалистичное изображение с выбранным аватаром, причем оно будет практически неотличимо от фотографии — нейросети умеют учитывать комплекцию, крой одежды и особенности ткани. 


Персонализация


В приложении Яндекс Маркета появились персонализированные подборки одежды и товаров для дома. Их генерирует нейросеть: она анализирует действия пользователей сервиса и подбирает товары на основе их предпочтений. Покупатели смогут выбирать одежду или предметы интерьера из подборок, где товары соответствуют их вкусам – вместо просмотра миллионов случайных предложений. По данным площадки 45% заказов в категории «Одежда, обувь и аксессуары» на Маркете совершается из рекомендаций.

Мегамаркет и Lamoda используют искусственный интеллект для персонализации главной страницы в своих приложениях.  Контент формируется на основе анализа поведения пользователя. На первых позициях Мегамаркета теперь показываются товары и подборки, которые больше всего интересны пользователю, а обновленная навигация позволяет предвидеть потребности покупателей. 

Lamoda с помощью персонализированного ранжирования с применением искусственного интеллекта подбирает и показывает на главной те товары, которые будут более релевантны конкретному пользователю. При этом учитываются покупки, добавления в корзину и избранное, просмотры карточек товаров.

Самые громкие эксперименты с ИИ в ритейле в 2024 году


Оценка товаров


Онлайн-ритейлер «Ситилинк» и классифайд «Авито» запустили пилотный проект по выкупу бывших в употреблении смартфонов у частных продавцов. В рамках тестового периода к сервису подключены три магазина сети – в Москве, Санкт-Петербурге и Воронеже. Ключевой особенностью проекта стало использование робота-оценщика Reeva с искусственным интеллектом (ИИ) для оценки б/у устройства. 

Расчет стоимости выкупа устройства занимает около 5 минут. За это время робот проводит многочисленные тесты, которые позволяют определить функциональность и состояние батареи, камеры, экрана, динамиков, микрофонов и других деталей. В случае, если финальная цена устроит пользователя, сотрудник «Ситилинка» поможет оформить продажу устройства. 

«ВкусВилл» внедрил технологию искусственного интеллекта для распознавания дефектов фруктов и овощей. Система позволяет сотрудникам дарксторов отправлять фотографии продуктов в специальный чат-бот в Telegram, который в течение менее двух секунд предоставляет рекомендации о том, что делать с ними дальше: продать со скидкой или списать, а также предоставляет краткую информацию о возможных дефектах.

Сервис «Авто.ру» улучшил точность прогноза справедливой цены автомобиля за счёт внедрения алгоритмов машинного обучения. Нейросеть оценивает состояние автомобиля с пробегом по фотографиям интерьера и экстерьера. На этапе обучения нейросеть обработала данные о более чем 100 000 автомобилей, которые прошли осмотр и оценку профессионалами — специалистами дилерских центров. Две трети опрошенных оценщиков подтвердили точность работы нейросети.


Улучшение пользовательского опыта


Мегамаркет внедрил фильтрацию отзывов от ботов и нейросетей. Новая технология позволяет фильтровать отзывы (как позитивные, так и негативные) без конкретных деталей, которые можно разместить под любым товаром. При этом модель обучена так, что вероятность принять комментарий реального пользователя за AI-текст минимальна.

Wildberries запустил нейросеть, которая поможет покупателям при поиске товаров по фото на сайте и в мобильном приложении. Как отметили в пресс-службе маркетплейса, нейросеть в три раза точнее распознает объекты, чем предыдущий алгоритм, на котором работал сервис компании.

Нейросеть обучалась на базе из миллионов наиболее популярных на маркетплейсе товаров и умеет учитывать мелкие детали изображения, рисунок и текстуру.




Как мы видим, 2024 год стал знаковым этапом в развитии использования искусственного интеллекта в ритейле, продемонстрировав его огромный потенциал не только для повышения эффективности бизнес-процессов, но и для создания уникального клиентского опыта. Удивительно, насколько широк пул задач, в которых ИИ показывает отличные результаты и предлагает оригинальные решения. Надеемся, что в 2025 году российский бизнес поделится новыми технологичными проектами и будет еще смелее привлекать искусственный интеллект к оптимизации самых разных процессов. 

Мария Сысойкина



0
Реклама на New Retail. Медиакит