0/5

Жив ли Bluetooth в ритейле? Попытаемся разобраться

Жив ли Bluetooth в ритейле? Попытаемся разобраться
время публикации: 10:00  14 января 2019 года
И если мертв, что сможет дать этой технологии новую жизнь.

История вопроса
Жив ли Bluetooth в ритейле? Попытаемся разобраться
На фото: Павел Драгун, CEO компании GettWifi

Вечная проблема офлайн-ритейлеров — как мотивировать клиента на конкретное действие здесь и сейчас. 

В онлайн это сделать просто: много различных рекламных вариантов, а также другие нативные способы подачи информации если не заставляют, то настоятельно требуют купить продукт или услугу. Однако есть все же способ достучаться до потребителя в офлайне — можно использовать биконы. 

5 лет назад всеми известная компания Apple Inc. представила новое революционное устройство — iBeacon — это небольшие маячки, которые с помощью технологии BLE (Bluetooth Low Energy) помогают «ловить» потенциальных клиентов, отправляя им уведомления в приложении на смартфоне или любом другом гаджете. Работает на платформе iOS. Конечно, по стопам «яблочников» проследовали остальные техногиганты. Уже в 2015 году на свет появился Eddystone от Google. Маячок, в целом, функционирует по той же схеме, однако работает как на платформе iOS, так и на Android. 

Чтобы маячки в ритейле работали корректно, обязательно должны быть задействованы все три составляющие: у пользователей установлено приложение заведения и включен Bluetooth, а по периметру торговой точки расположены биконы. Стоит отметить, что устройство может не только обслуживать клиентов, но и собирать данные потребителей, составлять реальную статистику и давать конкретные показатели о поведении людей в помещении. 

К 2016 году успех подобной технологии на рынке был виден налицо: большинство национальных стадионов США установили маячки для удобства навигации посетителей, крупные ритейлеры вроде Macy’s, Lord & Taylor, American Eagle также задействовали данную технологию для уведомления гостей о скидках. Кстати, по данным исследовательского агентства Interbrand показатель ценности бренда Macy’s в 2015 году вырос на 383% в сравнении с предыдущим благодаря использованию новейших технологий. А одному из филиалов крупной сети McDonald’s удалось повысить выручку на 8% благодаря возможности сообщать потребителям об акциях.








Упадок интереса к биконам в ритейле: выясняем почему

Однако по мере развития технологии, становилось ясно, что каким бы полезным и удобным ни было устройство, без проблем, как обычно, не обойтись. Например, в начале 2016 года по данным агентства eMarketer лишь 23% ритейлеров использовали технологию iBeacon и остались довольны результатом. Сейчас их, конечно, больше, однако практически все – это крупные компании. К тому же, опрос, проведенный службой поддержки Vista Retail, показал, что почти 40% покупателей по-прежнему отключают Bluetooth для экономии заряда аккумулятора телефона. А многим предпринимателям вообще не до конца понятна механика работы и взаимодействия клиента с этой технологией. Если разбираться в глубинных проблемах, связанных с использованием биконов в ритейле, то можно выделить три основных составляющих:

  • Уведомления приходят только если у вас установлено мобильное приложение компании/торгового центра. И если потребитель заблаговременно не скачал приложение, то заставить его это сделать будет не так-то просто.

  • Подобная технология подходит не всем ритейлерам, а в большинстве своём, только крупным компаниям, так как создание приложения, связка его с биконами и последующая работа специалиста требуют больших денежных вложений.

  • Не менее важная причина нынешней непопулярности биконов — спам в приложениях. Исследование Mobile Marketer показывает, что маркетологи рискуют 313% снижением использования приложения, когда больше, чем одно сообщение маяка передается на местоположение.

Вывод оказывается неутешительным: рынок ритейла попробовал, но не до конца понял, как правильно пользоваться устройством. Кстати, по этому поводу исследовательская компания Capterra подготовила перечень самых больших ошибок, которые совершают ритейлеры при работе с биконами. Среди них: развертывание маяков на площадке без тщательного планирования и тестирования, плохое обучение персонала, нет интеграции биконов с другими бизнес-системами, использование маяков исключительно в целях продажи и игнорирование других применений технологии. 


Где еще можно применять технологию BLE

Сфера применения маячков давно вышла за рамки офлайн-ритейла. Так, в настоящее время, многие эксперты рассматривают биконы и технологию BLE  как часть рынка Location-based services (LBS). И видят в этом большую перспективу для появления новых вариантов применения. Несмотря на это, специалисты обращают внимание на то, что в этом сегменте тоже не все гладко. Например, часто при взаимодействии с биконами не хватает интерактива. 

Однако приведу несколько хороших примеров использования технологии. 

Компания Gett WiFi сделала приложение, с помощью которого можно контролировать доступ в помещения офиса, а также наблюдать за передвижениями сотрудников на работе. В связи с кризисом у владельцев выросло желание понимать эффективность работы персонала, чтобы выживать на рынке. С другой стороны, компания постаралась соблюсти баланс контроля и комфорта, поэтому сделала приложение максимально удобным в том числе и для сотрудников: чат внутри, возможность посмотреть где кто находится, открыть дверь с телефона – все это делает коммуникацию внутри компании более комфортной.

Жив ли Bluetooth в ритейле? Попытаемся разобраться

Жив ли Bluetooth в ритейле? Попытаемся разобраться

На самом деле, вариантов использования технологии BLE и биконов огромное множество: indoor-навигация в любых местах большого скопления людей: вокзалы, аэропорты, стадионы и так далее, возможность отслеживать расписание общественного транспорта, хорошо ориентироваться и проводить интерактивные экскурсии в музеях, театрах и галереях. 

Чуть выше я уже упоминал, что многие национальные стадионы в Америке несколько лет назад установили маячки по всему периметру для удобства навигации посетителей. Данное решение оказалось крайне удачным. Помимо этого, технология уже давно используется при проведении выставок, для того чтобы посетители могли комфортно перемещаться в большом пространстве и быстро находить нужный объект. 

Например, компания Mobecan разработала приложение для интеграции с биконами для участников конференций РИФ+КИБ 2014 и РИФ+КИБ 2015 (ежегодный российский интернет-форум).

Интересное решение придумали организаторы Каннского фестиваля в 2015 году. Компания Urban Airship совместно с digital-агентством Intergalactic разработала приложение Time Rosé на базе технологии биконов специально для гостей этого грандиозного мероприятия. Механика использования приложения была абсолютна проста: пользователь Apple Watch, который установил его заблаговременно на смартфон, находясь в Cannes Lions Beach VIP Area, получал уведомление: «Rosé Time?». В том случае если человек отвечал «Да», ему в течении нескольких минут приносили бесплатный бокал розового шампанского. 

Кстати, удачную реализацию использования технологии на российском рынке совсем недавно продемонстрировал Музей космонавтики. Летом этого года команда запустила приложение, которое дает возможность проводить интерактивные экскурсии без чьей-либо помощи. В приложении посетители будут видеть интерактивную карту местности, и при подходе к тому или иному объекту получать о нем информацию в мультимедийном виде. 


Новая жизнь биконов в ритейле

Однако не будем говорить о полном провале маячков в ритейле, ведь технология действительно нужная и полезная. Просто людям надо время, чтобы привыкнуть к тому, что им больше не нужно «охотиться» за скидками – магазин все сделает за них. Мы также с надеждой смотрим на новый 5G интернет, запуск которого возможен уже в ближайшее время. Вероятно, новое поколение технологий мобильной связи с огромной скоростью передачи данных сделает установку приложения на смартфоне попросту ненужной. 

Так, эксперты в один голос твердят, что 5G даст возможность отправлять посетителям push-уведомления прямиком на гаджеты посетителей, а не в приложении. А исследовательская компания Global Market Insights пророчит увеличение рынка биконов до $25 млрд к 2024 году.

CEO компании GettWifi 
Павел Драгун

0
Реклама на New Retail. Медиакит