Amazon: сам придет, сам купит
время публикации: 10:00 01 августа 2017 года
16 июня 2017 онлайн ритейлер Амазон приобрел 100% акций американской сети Whole Foods, около 460 премиальных супермаркетов. Почему надо признать эту сделку важнейшим событием года? И какие выводы сделать сегодня, чтобы через 3 года иметь шансы на успех своего собственного бизнеса?
Думаю, все мы без исключения посмотрели ролик магазина без персонала от Amazon, пилотный проект в университетском городке в США. Увиденное заставило профессионалов поделиться на два лагеря. Первая половина по традиции сочла проект бесконечно далеким от нашей жизни. Другие увидели несколько прорывных и вполне прикладных идей (например, Computer Vision) и искренне опечалились, когда узнали о ряде технологических тупиков в проекте. Но, так или иначе, все вместе мы запомнили, что новый мировой лидер ритейла ищет и активно инвестирует в развитие офлайн канала. Новое решение Джеффа Безоса, событие 16 июня изменило будущее. Для всего мира торговли.
В чем уникальность, что такого «волшебного» произошло? Посмотрите, простые факты. Во-первых, сделка с Whole Foods это первое крупное поглощение (сумма сделки около 14 млрд. долларов) онлайн бизнесом традиционной сети. Во-вторых, пересечение аудиторий двух ритейлеров близко к 100%, поскольку сеть работает в премиальном сегменте, ее клиенты точно уже «живут» и покупают в Интернете. В-третьих, первым объектом покупки Amazon стала именно продовольственная сеть.
До сих пор большинство экспертов сходились в понимании, что предельная доля онлайн продаж даже спустя годы будет не более 15-20% рынка продуктов питания. И, значит, любой сети необходимо спокойно наращивать свои «мускулы» в Интернете ровно в такой степени: возводить «небольшую пристройку к основному бизнесу».
С момента покупки Whole Foods я утверждаю, что цифровому бизнесу будет принадлежать как минимум 70%, несмотря на то, что магазины никуда не уйдут. Просто место сегодняшнего традиционного магазина займет… другой «традиционный» магазин, но работающий в жесткой связке с цифровым ритейлом и Интернетом в целом. И даже крупные продовольственные сети не имеют будущего без альянса в той или иной форме с онлайн платформами/экосистемами.
Нельзя не увидеть подтверждение этому и в другой масштабной сделке: американской Wal-Mart c китайским JD.com. И, обратите внимание, это вновь крупнейший online бизнес и продовольственная сеть! Совсем недавно, во второй половине июля 2017 две компании объявили о расширении своего нового стратегического альянса. Теперь крупнейший ритейлер Китая – JD.com интегрирует в свою систему логистические возможности и данные о наличии товаров на РЦ и в магазинах Wal-Mart, расположенных в этой стране.
Совершая покупку на любом из подконтрольных онлайн-гиганту сайтов, китайские потребители получают свой заказ с ближайшего фулфилмент центра JD или от Wal-Mart. Более того, сделка включает размещение физических магазинов JD (совершенно новая, пилотная концепция) и пунктов выдачи заказов в суперцентрах американской сети. Плюс, теперь день ежегодных распродаж JD.com – 8 августа готовится и проводится совместно обеими компаниями.
Прогнозы доли онлайн продаж в непродовольственных секторах рынка, например, в электронике, модной одежде, товарах для дома и тп. были и до того гораздо более высокими: 40-50-60% рынка через 5-7 лет. Думаю, что сделки Amazon и Whole Foods, Wal-Mart и JD.com показывает, что и здесь летом 2017 наше будущее изменилось. Теперь гибридный ритейл видится доминирующим участником рынка, если не монополистом. И, чтобы далеко не ходить, пример сильнейшего альянса — это российский проект М.Видео и онлайн платформы Goods.
Хорошая новость для всех у кого нет своего Amazon в том, что сделка с Whole Foods также показала, что роль бренда в ритейле сохраняется сегодня и в будущем. Так, например, считают наши друзья в Oxford (Алан Тредгольд, спикер АКАДЕМИИ РИТЕЙЛА). По его мнению, премия, выплаченная Amazon за бренд и сам выбор объекта поглощения, говорят об этом. Это важный сигнал для каждого владельца современной розничной сети.
Читайте также: Зачем Amazon покупает Whole Foods Market?
Тем не менее, как мы уже видим, поглощения точно не являются единственным сценарием для будущего онлайн ритейла и сетей. Революционную концепцию разрабатывает Сэм Коен (Sam Cohen), глава группы Amazon Consulting Experts, США. Его практический опыт работы с партнерами Amazon в ритейле и производстве уже сегодня показывает, как можно не терять, а наращивать свой бизнес по мере развития диджитал платформ. Зная глубоко стратегию дальнейшего развития Amazon Сэм Коэн видит будущее не в конкуренции этого e-com гиганта (а равно и других платформ, как JD.com) с нынешним ритейлом, а в совместном развитии.
В статусе специального гостя Сэм впервые приедет в Россию на бизнес-саммит Retail Business Russia 2017, 7 сентября. Рабочее название его сессии «Куда идём мы с Амазон». Но речь впервые в нашей стране пойдет об очень серьезных и практичных вещах.
Во-первых, об Амазон как бизнесе сегодня и его стратегии дальнейшего развития. Но, также о возможностях, которые есть у российского ритейла и производителей в партнерстве с Амазон. Уже сегодня, буквально здесь и сейчас. И о модели будущего для всего мирового потребительского рынка. А мы в BBCG, как организаторы саммита Retail Business Russia, ждем также, чем дополнит выступление Сэма Коена сам Джефф Безос J
Следите за новостями и добро пожаловать на RBR’2017, где лидеры розничной индустрии встречаются вместе, создавая новое будущее!
Алексей Филатов
Кратко об Amazon сегодня:
Прошедший в июне день распродаж Primeday вновь показал рекордные результаты, превысив по объему выручки прошлый год на 60% и опередив Черную пятницу и Кибер-понедельник. Чуть больше чем за сутки (за 30 часов) действия акции Amazon продал товаров на $2,2 млрд долларов по всему миру. Для сравнения: в течение часов выручка составила ~130 млрд рублей, т.е. больше чем десятая часть годового оборота российской сети Магнит. Впервые Primeday прошел в Amazon лишь два года назад, в 2015.
Кратко о JD.COM сегодня:
Согласно справке Nasdaq, JD.com это одновременно крупнейший e-com и крупнейший по обороту ретейлер в Китае. Компания обладает крупнейшей сетью – 7 фулфилмент центров в Китае и более чем 260 складами, покрывает более 2.750 населенных пунктов в этой стране. Услуги JD.com доступны 99% населения Китая. Оборот компании составил по итогам 2016 года $37,5 млрд, показал рост на 44% к 2015.
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...