«Ча бу до» или как открыть собственное производство в Китае
время публикации: 10:00 20 апреля 2021 года
«Производители, у которых нет цехов в Китае, в ближайшие десять лет исчезнут», – уверен предприниматель Сергей Слащилин. Русский, который создал одно из лидирующих производств в КНР. Как правильно работать с подрядчиками? Как выбирать помещение? Что такое «китайское качество»? И что такое знаменитое на весь мир «ча бу до»?
Innovating Prof Beauty – компания, основанная Сергеем Слащилиным, разрабатывает и собирает диодные лазеры. Компания растет на 1000% в год и уверенно завоевывает мировой рынок.
Для читателей New Retail Сергей подготовил советы по открытию производства на территории Китая.
● Как правильно работать с подрядчиками?
● Что нужно знать, выбирая помещение?
● Как менталитет китайцев отражается на их работе, и почему персонал придется собирать несколько месяцев?
О том, что значит сегодня «китайское качество» – в этой статье.
Подрядчики
Китай – это место, где есть все для любого производства. Например, вы собираете стулья, и в России есть всего один подрядчик, который делает нужную спинку. Конечно, этот подрядчик диктует условия. Вы должны их принять, если хотите выпустить продукт. В Китае вы найдете тысячу изготовителей таких спинок, которые могут продать товар и за 1000$, и за 10$. Здесь выбирать будете вы.
Подрядчики в Европе - это важные фирмы, которые будут заключать с вами контракт на объемы. Пока вы будете связаны контрактом, конкуренты, которые нашли подрядчика лучше и дешевле, сделают более доступный продукт и уведут ваших клиентов.
Китай позволяет вам меняться и расти быстрее, чем любая другая страна. Например, вы решили производить фены. Начинаете с моторчика за 3$. Потом, как только можете, меняете его на более мощный и дорогой. Вы не обязаны покупать 10 тысяч моторов за 3$. Недавно мы заказывали новые платы для наших лазеров. Всего 20 штук! Попробовали - не понравились - с легкостью поменяли подрядчика.
Локация
Чтобы за небольшие деньги получать стабильно качественные комплектующие, придется приложить усилия. Чем дешевле подрядчик – тем хуже он будет относиться к исполнению заказа.
У китайцев есть выражение «ча бу до» - переводится как «то же самое». Представьте, что вы производите телефоны, и вам нужен корпус определенного цвета, веса и формы – с закругленными углами. Нашли недорого исполнителя и получили от него первую партию: нужный цвет, вес, но углы более острые, чем вы хотели. Или все технические характеристики верные, но цвет не белый, а серый.
Продавец будет доказывать вам, что это «ча бу до», он искренне в это верит и не хочет переделывать партию. Единственное, что сработает – личная встреча с менеджером производства или мастером, который делает нужную деталь. Вы должны приехать к подрядчику и объяснить, почему для вас важна та или иная тонкость, и почему это не «ча бу до».
То есть при выборе места для производства важно учитывать, насколько удобно будет встречаться с теми, от кого зависит ваш продукт. Изучайте провинции. Если рядом много подрядчиков – открывайтесь.
Помещение: все, что нужно знать
В Китае широко распространены агентские услуги. Рынок сложился так, что 95% сделок по недвижимости совершается через посредников. Вам они будут предлагать то, что выгодно им. Но есть способ найти нужное помещение самостоятельно.
Когда вы выбрали локацию: район или, как его здесь называют, «гарден», найдите внутри него «гуан лей фу» – управляющую компанию. Там расскажите о своем производстве и спросите, есть ли подходящее помещение. Не забудьте улыбнуться, тогда вам точно ответят на все вопросы. Внимательно изучите документы, прежде чем заключать договор аренды. Здание должно подходить вашему типу производства по всем нормам.
Знаю пример, как русские открыли в Гуанчжоу цех по производству мороженого. Арендовали помещение, сделали ремонт, запустили цеха, выпустили пробную партию. А потом два года пытались получить сертификат на пищевую продукцию. Его не оформляли потому что за зданием, которое они выбрали, находилась школа. Это нарушало какую-то норму. В итоге пришлось закрывать цех и вывозить все оборудование.
Есть еще две вещи, на которые нужно обратить внимание при аренде. Первое: реальная площадь помещения не соответствует площади, указанной в договоре. К реальной площади всегда добавляют от 30 до 100% коэффициента за пользование лифтами, коридорами и прилегающей территорией. Если в управляющей компании говорят, что есть помещение на 200 квадратов, нужно идти туда с рулеткой и измерять. Так поймете, сколько места у вас действительно будет под производство. Платить придется за ту площадь, которая указана в документах.
Второе: при аренде вносится депозит за несколько месяцев - страховочная сумма. Возвращают его исключительно по истечению договора. Если съедете раньше - деньги не вернут, и сторговаться на этом моменте нельзя.
Оформление бизнеса
Существует представление, что иностранцу крайне сложно самостоятельно оформить бизнес в Китае. Что обязательно нужно брать в партнеры кого-то из местных. Это вымыслы. На самом деле с оформлением документов здесь все легко и прозрачно.
Если вы действительно хотите открыть производство в Китае, постарайтесь избежать каких-либо платных консультаций. Это распространенная услуга, но она вам ни к чему. Просто найдите человека, который будет управляющим на вашем производстве, и отправляйте его непосредственно в государственные органы, где его честно и качественно проконсультируют.
Советую, исходя из собственной практики. Бухгалтеры из нашей компании часто звонят в налоговую с вопросами, им дают развернутые ответы прямо по телефону. Так местная налоговая не усложняет, а упрощает жизнь нашему бизнесу.
Персонал: чем отличаются китайские сотрудники
Представьте, что в Москве вы открываете вакансию юриста в удобном офисе и ставите зарплату в 150 тысяч рублей. На следующий день вы получите около тысячи заявок от соискателей. В Китае такого ажиотажа не будет. Люди здесь работают по годовым контрактам и не бегают от одного работодателя к другому когда вздумается. Инженер может прийти на собеседование и сказать: “Да, мне нравится работа, но я освобожусь через три месяца”. Этот момент нужно понимать, и первые полгода заложить на сбор персонала.
Зато, когда сотрудники будут набраны, вы можете быть уверены, что они от вас не уйдут. Если у вас хорошие условия труда: кондиционеры, удобные кресла, бесплатные обеды, они даже не посмотрят на сторону. Для русского или европейца такой офис - это норма, а для китайца – великое благо, потому что большинство из них работает в ужасных условиях.
Но даже если их что-то не устроит, они все равно будут работать, пока не кончится контракт. И за ту сумму, о которой вы договорились вначале. А еще в Китае ваши работники не будут опаздывать, прогуливать и приходить с похмелья.
Молодые ребята, которые приходят устраиваться на сложное производство сегодня, не уступают инженерам и программистам из ведущих стран мира. А где-то и превосходят их. У нас есть программисты, которых с удовольствием купил бы, например, Google. Но они даже не думают об этом, не понимают своей стоимости на мировом рынке, потому что Китай - закрытая страна.
Читайте также: Договаривайся и… передоговаривайся: как вести бизнес в Китае
Деньги: сколько нужно для старта
Китай – это недешевая территория для становления производства. Сложно говорить о конкретных бюджетах, нужно учитывать специфику вашей сферы. Но точно не стоит заходить сюда с последними деньгами. Открытие несложного производства займет три-шесть месяцев. Плюс нужно заложить бюджет на развитие, на разные непредвиденные ситуации. Понадобится от десяти миллионов рублей и больше.
Производители знают такой парадокс: чем качественнее и дешевле по себестоимости хочешь сделать продукт, тем дороже обойдется содержание производства. Ведь такой продукт невозможно создать без высококлассных специалистов и крутого оборудования. Есть мнение, что в Китае - дешевая рабочая сила. Возможно. Но только не на технологичном производстве. Средняя зарплата моего сотрудника в рублях - 120 тысяч. Минимум - у сборщика, который пришел в компанию недавно - 78 тысяч рублей.
Китайское качество: что это значит сегодня
«Китайское качество» долгое время было синонимом чего-то плохого. Например, была японская фирма SONY, которая делала крутые телефоны, и была китайская фирма, которая тоже собирала телефоны, но покупать их было стыдно. Давайте посмотрим на сегодняшний рынок. Где теперь телефоны от SONY, а где – технологичные и при этом доступные китайские смартфоны, например, от Xiaomi. Они захватили рынок.
Сначала крупные компании рванули в Китай строить производства, потому что здесь:
а) все было очень дешево,
б) никто не спрашивал за отходы.
Дальше китайцы провернули уникальное: переняли мировой опыт и улучшили его в разы. Сегодня здесь есть собственные научные городки, например, у Huawei, которые выпускают готовых профессионалов. Уровень китайской продукции и китайских специалистов уверенно взял курс на качество. Причем, без повышения цен до общемировых. Таких возможностей для вашего производства не даст больше ни одна страна.
Сергей Слащилин,
Основатель компании Innovating Prof Beauty.
Для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...