Что мы увидим на маркетплейсах в 2023 году
время публикации: 10:00 10 апреля 2023 года
Ежемесячно маркетплейсы посещает около 70% населения России. Может создаться впечатление, что рынок маркетплейсов поделен, и ничего неожиданного в этом сегменте произойти не может. Однако в ближайшей перспективе эксперты ожидают на этом рынке немало интересного.
По прогнозам Российской Ассоциации электронной коммуникации, объем интернет-экономики в 2022 году
составит 11,8 трлн рублей. Два главных маркетплейса России, Ozon и Wildberries, показали впечатляющие результаты. Так, оборот Wildberries
вырос на 98% в сравнении с 2021 г., а число заказов составило 1,5 млрд. Согласно отчетности Ozon за третий квартал 2022 года, его оборот
увеличился на 98%. Маркетплейсы занимают львиную долю e-commerce и продолжают активно расти. Александр Гладков, руководитель направления активных продаж платформы управления онлайн-торговлей inSales, рассказывает, какой прогноз у аналитиков на этот год.
Тренд 1. Маркетплейсов станет больше
Может казаться, что рынок маркетплейсов уже поделен, но это не так. С крупными площадками конкурировать трудно, однако шансы на успех есть у нишевых маркетплейсов. В рейтинге 100 крупнейших ритейлеров аналитического агентства INFOLine по итогам первого полугодия 2021 года за гигантами рынка следуют специализированные площадки. Например, DNS занимает 7-е место, «Ситилинк» — 8-е, Lamoda и Apteka.ru — 9-е и 10-е соответственно.
Они специализируются на одной или нескольких группах товаров: предлагают электронику, товары для ремонта, люксовые бренды одежды. Их преимущество в более гибких условиях, удобстве для D2C-продаж и доверии покупателей, так как маркетплейс узкопрофильный и отбор товаров происходит строже.
Среди популярных нишевых площадок можно выделить «Детский мир», «Петрович», «ВсеИнструменты.ру», «Ярмарка мастеров», Flowwow, Komod.
Тренд 2. Маркетплейсы активно выходят на зарубежные рынки
Несмотря на сложности в организации поставок и денежных переводов за рубеж, площадки ориентированы на расширение. Ozon открыл представительство в Турции, а в ноябре 2022 года стало известно, что открывается офис и в Китае. Новости есть и у иностранных площадок. Так, российские селлеры смогут продавать на Alibaba, однако им придется соперничать с дешевыми китайскими товарами, и на дубайском сервисе YallaMarket.
По данным Российского экспортного центра (РЭЦ), сегодня на китайском рынке представлено уже 50 российских компаний. При этом государственные инициативы активно помогают российскому бизнесу обосновываться в сложных условиях китайской торговли. Работа с площадкой Alibaba стала возможной именно благодаря их инициативе.
Тренд 3. Маркетплейсы продолжат расширяться за счет количества продавцов
Согласно исследованию Data insight, половина селлеров торгуют менее одного года. Выход на маркетплейсы — нарастающий тренд для владельцев интернет-магазинов и даже новичков, не имеющих пока опыта в продажах. Высокие обороты, низкий порог входа и освободившиеся в результате ухода зарубежных компаний ниши делают маркетплейсы привлекательными для селлеров. Для крупного бизнеса это быстрый способ начать взаимодействовать с широкой аудиторией.
Вместе с тем, эпоха легкого старта на маркетплейсах подходит к концу. Так, Wildberries еще в сентябре ввел платеж за регистрацию. Сейчас он составляет 30000 рублей. Эта мера должна помочь сервису бороться с мошенниками. По этой же причине на площадке также стали блокировать зарегистрированных продавцов, которые так и не завезли товар на склад.
При этом уже зарегистрированным новичкам бывает сложно выйти на системный доход от продаж на маркетплейсах: сказываются высокая конкурентная среда, комиссии, невыгодные условия акций. Все же, по данным Data Insight, в 2022 году 64% селлеров отметили увеличение объемов продаж, а 51% планирует выходить на новые для себя площадки в ближайшем будущем.
Тренд 4. Растет популярность платформ для управления торговлей на маркетплейсах
При таком разнообразии площадок селлерам нелегко при выборе оптимального сервиса. Для возможности управлять продажами из одного кабинета продавцы прибегают к новым платформам. Так, запущенная в рамках национального проекта программа «Мой экспорт» упрощает доступ экспортеров к необходимым онлайн-услугам и помогает выбрать подходящие площадки среди 150 маркетплейсов.
И поскольку селлеры пытаются выходить сразу на несколько площадок, растет спрос на приложения, автоматизирующие торговлю на нескольких разных маркетплейсах одновременно. Например, платформа inSales позволяет управлять продажами на популярных площадках из одного окна: регулировать цены, выгружать товары, следить за остатками и заказами, как итог — наращивать объемы продаж.
Тренд 5. Растет спрос на крупногабаритные товары на маркетплейсах
Небольшое количество предложений в сегменте крупногабаритных товаров объяснялось очень просто: сложной доставкой, высокими комиссиями маркетплейса и желанием потребителя осмотреть продукцию перед покупкой. В последнее время маркетплейсы ориентируются на упрощение логистики: продавцы могут сами организовывать доставку или перейти на фулфилмент (площадка возьмет на себя ответственность за хранение, упаковку, доставку, возврат). Так летом прошлого года Ozon снизил комиссии на продажу мебели, стройматериалов, автотоваров.
В 2021 значительно вырос спрос на стройматериалы (на 162%), мебель (на 102%), бытовую технику (на 100%). По данным «Яндекса», запросов, связанных с покупкой мебели, с привязкой к маркетплейсам в этом же году стало больше на 223%. Бизнес также стал чаще покупать оборудование онлайн: самыми продаваемыми среди крупногабаритных товаров стали девайсы для салонов красоты и медицинское оборудование: число продаж увеличилось в 58 и 27 раз соответственно. Это показывает, что и обычные покупатели, и компании все больше доверяют «большим» покупкам в сети.
Тренд 6. Компании запускают собственные маркетплейсы
Это актуально для крупного бизнеса, который может развернуть площадки такого масштаба. Согласно Gartner, к 2023 году уже 15% крупных и средних компаний, работающих в сфере e-commerce, запустят собственные маркетплейсы. 70% нацелены на работу в B2B-сегменте. У такого формата есть очевидные преимущества: бренды выставляют собственные условия и конкурируют с популярными площадками.
Собственные маркетплейсы требуют больших инвестиций, их в России создают крупные компании. Так, успешно развиваются CDEK.MARKET, «СберМегаМаркет», Apteka.ru (сервис фармдистрибьютора «Катрен»), «ПИК-Маркет, «Садовод». При этом, как видно из списка, работают такие сервисы в различных нишах.
Тренд 7. Маркетплейсы добавляют новые сервисы
Площадки ритейла превращаются в экосистемы: они предлагают покупателям новые услуги и заходят на новые рынки. Абсолютный мировой лидер здесь Amazon. У него есть собственное издательство, кинокомпания, подразделение, занимающееся разработкой игр, образовательные ресурсы и др.
Российские маркетплейсы тоже встают на этот путь. Так, у Wildberries появился банк и сервис услуг по сборке и установке крупногабаритных и требующих настройки товаров. Ozon выпустил свою платежную карту, которая дает дополнительные бонусы при оплате покупок на их сайте. У площадки еще прошлым летом появилась доска объявлений. Lamoda запустила сервис химчистки и услуг стилиста.
Масштабной экосистемой уже является «Сбер». Его сервисы распространяются на банковские услуги, e-commerce («СберМегаМаркет»), доставку («Самокат»), развлечения (Okko, Rambler&Co), здоровье («Сбер ЕАПТЕКА») и др.
Зарубежные маркетплейсы пробуют или планируют начать работать с цифровой валютой, так как она набирает все большую популярность в мире. В России пока говорить об оплате криптовалютой не приходится: закон «О финансовых цифровых активах» ограничивает ее функционирование.
Читайте также: Что ждёт российский рынок в 2023 году? Маркетплейсы, СТМ и новые стратегии развития брендов
Тренд 8. Развиваются B2B-маркетплейсы
B2C-сегмент в большей части уже контролируют гиганты. Как пишет Forbes, доля Wildberries в рынке e-commerce 一 23%, Ozon 一 14%, сервисов «Сбера» 一 5,5%, а «Яндекса» 一 5,1%. Новой возможностью можно считать еще не переполненную сферу B2B. Маркетплейс предлагает компаниям удобные инструменты вроде электронного документооборота и упрощенное взаимодействие с покупателем, так как из цепочки исключается поставщик.
При этом к услугам на маркетплейсе аудитория относится более лояльно: площадка гарантирует выполнение продавцом его обязанностей. B2B-маркетплейсы могут продавать как оборудование для офиса и товары для сотрудников, так и разнообразную оптовую продукцию для ведения бизнеса: продукты и готовые блюда для заведений общественного питания, стройматериалы для застройщиков и т.д.
Ежемесячно маркетплейсы посещают 70% населения, а количество онлайн-заказов растет с каждым годом. Очевидно, все ресурсы рынка еще не использованы: начинающие продавцы могут рассчитывать на маркетплейсы как на основной канал продаж, а сами площадки ищут новые пути для масштабирования. В таких условиях предпринимателям приходится быть гибкими и быстро оценивать все нововведения как точки роста для собственного бизнеса.
Александр Гладков,
руководитель направления активных продаж платформы управления онлайн-торговлей
inSales.
Для NEW RETAIL
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...