История российского e-commerce 2013-2023: год 2014
время публикации: 10:00 03 апреля 2023 года
Продолжаем совместный проект с компанией PIM Solutions (прежнее название PimPay) – цикл ностальгических статей, посвященных главным событиям в российском e-commerce в последние 10 лет. В новой серии скандал вокруг «Черной Пятницы», заговор против Яндекс. Маркета, первые опыты в онлайн-торговле продуктами и первые финансовые итоги Lamoda.
На прошлой неделе мы
вспоминали 2013 год, в котором было немало интересного, на очереди 2014 год – время первых масштабных санкций, стремительной девальвации и панических закупок. Давайте вспомним главные события этого года. PimPay: быстрый рост и «Быстрые деньги»
2014 годы выдался богатым на события для компании PimPay. Компания с пятью сотрудниками, работающими на съемной квартире, обслужила за год 777 тыс. заказов. Это более чем в 10 раз больше, чем годом ранее. Также была создана безопасная интеграция со службами доставки по API. Были подключены СДЭК, Бета Про и DS Service.
В ноябре 2014 года PimPay и СДЭК в тестовом режиме запустили сервис «Быстрые деньги», который позволил интернет-магазинам получать до 70% суммы отправленного заказа в течение двух дней с момента отправки заказа, а остальную сумму – после его доставки.
Также в этом году PimPay получил первые внешние инвестиции – от компании EMEX.
Цифры года
Правительство предварительно одобрило введение порога для беспошлинного ввоза товаров в адрес физлиц в 150 евро, но дальше дело не пошло.
Объём покупок, совершённых в интернет-магазинах за 2014 год, составил 5,9% от общего розничного товарооборота – $1,3 трлн.
По итогам 2014 года российский рынок онлайн-торговли вырос на 31% и составил 713 млрд рублей (данные АКИТ).
Доля трансграничной торговли в 2014 году составила 30%.
В Киберпонедельнике приняли участие около 100 онлайн-магазинов. Средний чек – 4000 рублей, оборот – около 1 млрд рублей.
Amazon удвоил стоимость доставки – с $20 до $40.
Доля российских покупателей, оплачивающих интернет-покупки банковской картой, превысила 50%.
Беспошлинные интернет-заказы ограничили весом в 31 кг.
Скандалы вокруг «Черной пятницы»
Вторая в российской истории «Черная пятница» принесла ритейлерам 630 млн рублей – вдвое больше, чем в 2013 году. Однако ее проведение было связано с рядом скандалов.
Во-первых, в начале распродажи рухнул сайт «Черной пятницы». Во-вторых, покупателям не понравилось, что скидки были слишком маленькими (25-30% вместо анонсированных 90%). В-третьих, блогеры заметили, что продавцы за несколько дней до распродажи резко подняли цены, чтобы потом их торжественно снизить. Тогда этот трюк был в диковинку.
Бренд «Черная пятница» решил присвоить М.Видео, который подал заявку на регистрацию этого словосочетания в качестве товарного знака. То же самое сделало ООО «Блэк Фрайдэй». Это вызвало раздражение у других участников рынка. В конечном итоге ни одна компания не получила регистрации товарного знака «Черная пятница».
В Россию пришел «Всемирный день шопинга» AliExpress
11 ноября 2014 года AliExpress впервые провел «Всемирный день шопинга» для российских покупателей. В Китае эта акция, приуроченная ко Дню холостяка, впервые прошла в 2009 году.
Топ зарубежных онлайн-ритейлеров по посещаемости в 2014 году выглядел так:
1) Aliexpress.com
2) Ebay.com
3) Amazon.com
4) Alibaba.com
5) Ru.aliexpress.com
6) Shopotam.ru
7) Miniinthebox.com
8) Taobao.com
9) Dx.com
10) Bay.ru.
Visa и MasterCard едва не ушли из России
После введения санкций в адрес Российской Федерации из страны всерьез собирались уйти самые популярные международные платежные системы – Visa и MasterCard. Однако в конечном итоге с ними удалось договориться. Они ограничились заморозкой операций по картам ряда банков. Чтобы остаться в стране МПС подчинились российским законам и передали процессинг местной платежной системе. Через 8 лет это решение спасло граждан России от коллапса с оплатой банковскими картами внутри страны.
Продуктовый ритейл присматривается к интернету
«Магнит» заявил, что работает над возможностью выхода в онлайн, хотя Сергей Галицкий заявлял, что не верит в эффективность онлайн-торговли продуктами. При нем ритейлер так и не вышел в сегмент интернет-продаж. Тем временем интернет-магазин компании АШАН начал доставку товаров в 104 города России, но это касалось непродовольственных товаров.
А в США Walmart заявил, что собирается активно инвестировать средства в развитие своих торговых площадок на глобальном рынке электронной коммерции.
X5 Retail Group закрывает свой интернет-магазин
Кто-то только размышлял над запуском e-grocery, а кто-то уже закрывал такие проекты. Так, холдинг Х5 решил сохранить только приносящие прибыль проекты, поэтому решил избавиться от убыточного интернет-магазина E5.ru. Велись переговоры о продаже, в т.ч. с Wikimart, но в итоге решили просто закрыть площадку.
E5.ru открылся в 2012 году, то есть просуществовал всего 2 года. Первый заход X5 в e-commerce оказался неудачным.
IKEA не спеша развивает онлайн-торговлю
После запуска пилотного онлайн-магазина в Омске в 2013 году ритейлер расширил проект еще на 6 магазинов. А полноценный интернет-магазин пообещал представить не раньше 2016 года.
АКИТ против Яндекс.Маркета
Яндекс.Маркет – самая популярная площадка, знакомая всем интернет-покупателям, хотя сама она ничего не продает. Там можно найти нужный товар, почитать отзывы и выбрать самое выгодное предложение о продаже. Зачастую на Маркете можно найти варианты в 2-3 раза дешевле, чем у крупных магазинов. Последним это сильно не нравится, и они обвиняют агрегатор в продаже контрафакта и ведут с ним настоящую войну.
Возглавляет борьбу против Маркета АКИТ, объединяющая крупнейших продавцов. Ассоциация лоббирует изменения в законодательстве и фактически предлагает заблокировать Яндекс.Маркет и другие агрегаторы. На одном из заседаний АКИТ президент «М.Видео» Александр Тынкован предложил обратиться в Роспотребнадзор и Минпромторг с предложением принять меры для защиты покупателей от контрафакта. Помирить сети и агрегатора вызвался ФАС. В конце года «М.Видео» ушла из Маркета, но не в связи с разногласиями, а из-за избыточного спроса.
Яндекс.Маркет превращается в полноценную торговую площадку
Несмотря на претензии со стороны крупных магазинов, Маркет продолжает гнуть свою линию и превращаться в торговую площадку. В течение года там появляется возможность оплаты товара и система защиты покупателей. Также объявляется, что Маркет будет осуществлять доставку заказов, в чем ему должен помочь недавно приобретенный агрегатор российских грузоперевозчиков MultiShip.
Почта России и eBay договорились об ускоренной доставке заказов из Китая
С 1 августа запустился проект ePacket, предусматривающий ускорение доставки товаров из Китая в Россию. eBay после комплектации посылки начал передавать данные российского заказчика «Почте России». Было заявлено, что путь посылки из Китая до почты в России стал занимать в среднем девять дней.
Интернет-магазины объединяются
Онлайн-магазины Ютинет, Сотмаркет и Е96 решили объединиться и перейти на единую акцию. Основатели компаний продолжили работу по развитию бизнеса на ключевых позициях в органах управления объединенной компании. Результатом сделки стало создание объединенной компании ОАО «Платформа ЮТИНЕТ.РУ».
Тремя годами ранее Ютинет.ру первой среди российских интернет-магазинов провела IPO на российской бирже. Капитализация по результатам размещения составила 3,9 млрд рублей.
Alibaba провела крупнейшее IPO
В сентябре 2014 года Alibaba Group провела IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже и привлекла $25 млрд, что стало самым крупным IPO в истории. По состоянию на дату размещения рыночная стоимость Alibaba составляла $231 млрд.
Российскому e-commerce предрекают трансграничное будущее
Президент АКИТ Денис Людковский спрогнозировал рост доли трансграничной торговли в российском e-commerce с 20% по итогам 2013 года до 30-35% к концу 2014, а к 2015 году до 60% всего российского рынка e-commerce.
Lamoda впервые раскрыла финансовые показатели
Выручка компании в 2013 году увеличилась более чем в три раза, до 5,15 млрд руб., чистый убыток достиг 1,7 млрд рублей. В то же время интернет-магазин объединился с четырьмя зарубежными ритейлерами в международный холдинг Global Fashion Group, капитализация которого оценивалась в €2,7 млрд.
Декабрьский ажиотаж
Резкая девальвация рубля привела к тому, что россияне стали массово совершать панические закупки бытовой техники и электроники. Расхватывали буквально все, что было доступно. Разумеется, ажиотаж коснулся и интернет-магазинов. Продавцы не всегда успевали пополнять запасы, но исправно повышали цены – практически в ежедневном режиме. Интернет-магазинам на это нужно гораздо меньше времени, чем их офлайн-собратьям.
Ажиотаж привел к неожиданным результатам. Так, с площадки Яндекс.Маркета ушли крупные интернет-магазины, например, М.Видео и Enter. «Наш временный отказ от перфоманс-маркетинга связан с ажиотажным спросом на технику в последние дни, мы решили прекратить любые поддерживающие кампании и в корне пересмотрели планы активности на ближайшие месяцы», – сообщил представитель «М.Видео».
Одной строкой
— Юлмарт собрался принимать к оплате биткоины
— Эльдорадо намерена открыть в стране 15 интернет-гипермаркетов, сочетающих преимущества online-продаж и стационарной торговли
— Юлмарт вступил в АКИТ
— Владельцем Wikimart оказался председатель совета директоров Финпромбанка Анатолий Гончаров, потомок рода Натальи Гончаровой
— Павел Дуров покинул ВКонтакте после продолжительного акционерного конфликта
— Максим Ноготков лишился сети салонов связи «Связной» и магазинов Enter
Читайте также: Уход брендов и сокращение трансграничной торговли: как санкции стали драйвером роста е-коммерса
В следующей серии Истории российского екоммерса:
● Россияне перешли на экономный шопинг
● AliExpress – главный интернет-магазин страны
● «М.Видео» обогнала «Эльдорадо» в интернете
● Ритейлеры мечутся между онлайном и офлайном
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- «Я бы менеджером пошел — пусть меня научат!», или 5 мифов о профессии менеджера ...
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Как сервисы Verme помогают управлять графиками персонала в аптеках, клиниках и л...