История российского e-commerce 2013-2023: год 2016
время публикации: 10:00 17 апреля 2023 года
Продолжаем совместный проект с компанией PIM Solutions (прежнее название PimPay) — цикл ностальгических статей, посвященных главным событиям в российском e-commerce в последние 10 лет. Какими событиями в отечественной интернет-торговле запомнился 2016 год?
Очередная серия посвящена 2016 году. Рынок начинает оживать после кризисных
2014 и
2015 годов. Вновь открываются иностранные интернет-магазины, совершаются многомиллионные сделки и гремят корпоративные конфликты — самый верный признак роста рынка. Кто-то из персонажей серии процветает и в наши дни, а кто-то давно обанкротился. Тем интереснее почитать обо всех этих событиях. PimPay помогает интернет-магазинам сверять заказы
Компания PimPay в 2016 году продолжила свой уверенный рост. За год количество обслуженных заказов выросло почти втрое — с 2,2 млн до 6 млн. Количество сотрудников тоже увеличилось — с 16 до 25 человек. PimPay становится все более востребованным и узнаваемым сервисом для интернет-магазинов.
Главным же событием 2016 года для компании стал запуск сервиса PimPay.Сверки, предоставляющего интернет-магазинам позаказные отчеты в едином формате по каждому платежу от любой службы доставки.
Интернет-торговля замедлила рост
По данным Data Insight, в 2015 году российский e-commerce вырос на 3% — до 650 млрд руб. с поправкой на инфляцию (без ее учета — на 16%). За последние пять лет — это самый медленный рост российского рынка интернет-торговли. Еще в 2014 году с учетом инфляции e-com рос на 8%.
Цифры года
● «Киберпонедельник» принес ритейлерам 9 млрд рублей
● Чистый убыток Ozon сократился на 36% — до 322,2 млн рублей
● Объем электронной коммерции в России за первое полугодие 2016 года вырос в рублях на 26%, до 405 млрд руб.
● Alibaba в «День холостяка» продала товаров на $5 млрд
● Объем интернет-продаж в США в «Киберпонедельник», прошедший 28 ноября, составил $3,45 млрд.
● «Яндекс.Маркет» подсчитал, что в «Киберпонедельник-2016» реальные скидки предоставлялись лишь на 9% ассортимента интернет-магазинов
Delivery Club запустил собственную доставку и был продан за $100 млн
2016 год выдался успешным для агрегатора. Первым важным событием стал запуск собственной логистической службы с диспетчерским отделом в Москве. Новый сервис позволил компании выполнять заказы в течение 45 минут. Это нововведение оказало огромное влияние на развитие российского e-grocery.
На сервис обратил внимание холдинг Mail.Ru, который в итоге приобрел Delivery Club за $100 млн. Оказалась ли эта инвестиция выгодной, сказать сложно, но благодаря ей миллионы россиян начали заказывать на дом готовую еду.
Гендиректор Qiwi вложился в Instamart
Гендиректор и сооснователь Qiwi Сергей Солонин вместе с партнерами инвестировали несколько десятков миллионов рублей в онлайн-сервис по доставке продуктов Instamart (ныне Сбермаркет). Средства были направлены на географическую экспансию.
E96.ru перешел к «Техносиле»
«Техносила» приобрела у «Платформы Ютинет» 100% акций крупнейшего интернет-магазина бытовой техники и электроники Екатеринбурга Е96.ru. «Покупка Е96.ru продиктована нашей стратегической целью войти в число лидеров рынка среди мультиканальных ритейлеров. В течение 2016 года мы рассчитываем нарастить ассортимент с 30 до 100 тысяч наименований», — прокомментировал покупку гендиректор «Техносилы» Илья Тимченко.
«Платформа Ютинет» закрыла интернет-магазины sotmarket.ru и utinet.ru
Холдинг «Платформа Ютинет» не смог найти покупателей на два других своих онлайн-магазина sotmarket.ru и utinet.ru и решил их закрыть. Как говорили на рынке, владельцы хотели слишком много денег — около $300 тыс. за три магазина. В итоге продать удалось только e96.ru.
X5 запустила очередной онлайн-проект
X5 Retail Group запустила свой третий проект в онлайн-торговле — на этот раз на базе «Перекрестка». Он стал пилотным направлением новой концепции сети, призванной «удовлетворить растущие потребности тех клиентов, которые хотят получать товары, услуги и клиентский сервис онлайн».
Новый проект «Перекрестка» стал третьей попыткой компании в области онлайн-торговли. В 2009 году компания приобрела компанию «Айти бизнес», управлявшую интернет-магазинами Bolero.ru и 003.ru, однако избавилась от них в 2011 году. В 2012 году X5 запустила онлайн-магазин непродовольственных товаров E5.ru, закрывшийся к концу 2014 года с долей 0,3% в выручке.
Одной строкой:
● JD.com начал экспорт российских товаров на рынок Китая
● Wikimart сократил 40% штата и объявил о скором банкротстве
● Курьерская служба для интернет-магазинов TopDelivery приобрела компанию Maxima Express
● Холдинг GeoPost стал единственным акционером российского DPD
● «Юлмарт» запустил круглосуточную доставку товаров
● «ВКонтакте» запустил агрегатор товаров
KupiVIP впервые раскрыл финансовые показатели
По итогам 2015 года KupiVIP Group вышла на операционную рентабельность. За 12 месяцев выручка компании выросла на 50% и составила 16,5 млрд руб. Около 85% выручки пришлось на онлайн-продажи конечным потребителям, еще 10% — на разработку и обслуживание сторонних интернет-магазинов. Недавно купленный Sapato.ru приносил 5%, столько же приносил офлайн-магазин в ТРЦ «Гагаринский».
«Яндекс.Маркет» выделили в отдельную компанию
Яндекс выделил свой интернет-агрегатор «Яндекс.Маркет» в отдельную дочернюю компанию. В то время партнерами «Маркета» являлись около 20 тыс. интернет-магазинов. Месячная аудитория — более 20 млн человек.
С сентября сервис начал самостоятельно продавать технику и электронику, делая очередной шаг от агрегатора к маркетплейсу. Также осенью «Маркет» сменил модель работы в пользу CPA. Из-за этого с площадки ушел Ozon (да, были времена, когда Ozon размещался на Яндекс.Маркете).
«Юлмарт» снова стал крупнейшим ритейлером Рунета, но ненадолго
Интернет-продажи «Юлмарта» за 2015 год составители рейтинга Ecommerce Index Top-100 оценили в 36,8 млрд руб., что позволило вновь стать крупнейшим интернет-продавцом. Впрочем, радость была недолгой. Уже по итогам 1 полугодия 2016 года его обогнал «интернет-магазин одежды» Wildberries, который в то время рос очень быстро и очень тихо.
Однако у владельцев «Юлмарта» были дела поинтереснее, нежели отслеживание конкурентов и борьба за лидерство в Рунете.
Корпоративный конфликт в «Юлмарте»
На протяжении всего 2016 года владельцы крупнейшего интернет-ритейлера не могли поделить его между собой. Компанией владели двое мажоритарные акционеров, а также двое миноритариев. Они бесконечно судились друг с другом, накладывали аресты на имущество, блокировали работу совета директоров. Из-за этого «Юлмарт» не мог назначить гендиректора.
Не в последнюю очередь благодаря этому, к концу года ритейлер оказался на грани банкротства. Кредиторы завалили компанию исками на крупные суммы. Банкротство казалось делом времени, но затянулось на несколько лет, в течение которых интернет-магазин продолжал работать.
…и в Exist.ru
Еще один громкий корпоративный конфликт разгорелся в крупном интернет-магазине по продаже автозапчастей Exist.ru. Трое совладельцев 50%-ной доли хотели продать свой актив за $25 млн, но основной владелец был готов предложить только $10 млн. Также он сделал партнерам встречную оферту, предложив им свои 50% за 640 млн рублей. (по тем временам — около $10 млн).
История закончилась тем, что 70% в компании «А+А Эксист-Инфо», владеющей сайтом, выкупил новый мажоритарий.
Boutique.ru жалуется на рейдерский захват
Еще один скандал был связан с интернет-магазином Boutique.ru. 29 марта на сайте появилось сообщение о приостановке работы из-за попытки рейдерского захвата. Позднее основатель и гендиректор Boutique.ru Денис Белов назвал предполагаемые имена заказчиков рейдерской атаки.
Таким вот богатым на скандалы выдался 2016 год.
В России снова открываются зарубежные интернет-магазины
После спада в 2014-2015 гг. иностранные компании снова начали активно открывать в России свои интернет-магазины. В 2016 году их запустили Nike, Levi’s, Samsung, а также китайские компании LeMall, LeEco, Rumall.com.
«Российская Alibaba»
Власти загорелись идеей создать российский аналог Alibaba, с помощью которой было бы можно экспортировать отечественные товары. Министерство экономики разработало соответствующий проект и планировало выбрать подходящую площадку. О своем желании стать ею заявили «Яндекс.Маркет», «Юлмарт» и Wikimart. Интерес также выказывали «Почта России» и Сбербанк. В свою очередь АКИТ предложил создать площадку на базе сайта акции «Киберпонедельник».
В итоге власти передумали, решив, что если кому-нибудь интересно создавать такую площадку, то это можно сделать в рамках коммерческой инициативы. Без господдержки «российская Alibaba» так и не появилась.
«Налог на Google»
В течение 2016 года был утвержден «налог на Google». Так прозвали закон об уплате НДС иностранными компаниями, оказывающими россиянам услуги в электронной форме. Им пришлось регистрироваться в специальном электронном учете налоговой службы и самостоятельно платить НДС. Закон начал работать в 2017 году.
Читайте также: Борьба с предубеждением: что мешает продавцам выходить на онлайн-площадки и как с этим работают в Авито
Одной строкой:
● Власти отказались от идеи обязать интернет-продавцов доставлять бумажные чеки
● AliExpress стал самым посещаемым онлайн-магазином у россиян, первым среди отечественных интернет-магазинов оказался Wildberries
● Alibaba превысила по товарообороту показатели Walmart и стала крупнейшим ритейлером в мире
● Mail.ru Group запустил доску бесплатных объявлений «Юла»
● Президент провел первое совещание по электронной коммерции
● Автохолдинг «Максимум» запустил первый в России онлайн-магазин новых автомобилей
● Сеть постаматов InPost прекратила работу в России
В следующей серии:
— Enter — банкрот
— «Техносила» ушла под «Эльдорадо»
— Сбербанк и Alibaba попытались сотрудничать
— Wildberries — крупнейший ритейлер Рунета
— Яндекс занялся доставкой еды
0
Последние новости
Самое популярное
- Больше чем навигация: цифровые смарт-указатели в торговых центрах как новый инст...
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Притормози… и отложи сникерс, или как «Целенаправленное замедление» становится н...
- Главные новости e-com и маркетплейсов за октябрь
- ИИ: хайп или реальная польза?