Итоги 4 квартала и всего 2024 года в российском e-commerce
время публикации: 10:00 21 января 2025 года
@Freepic
В этот раз распродажный 4 квартал обошелся без большого количества привычных отчётов от продавцов о рекордных продажах. Как правило, они отделывались избирательными фактами и отдельными цифрами, не дающими полной картины. Постараемся это исправить и проанализировать ключевые цифры как последнего квартала, так и всего 2024 года, а также отметим интересные тенденции и закономерности.
Как обычно, мы сравнили данные по среднему чеку, доле предоплаты, срокам доставки и выкупу за квартал и сравнили их с данными за предыдущий квартал и аналогичный квартал прошлого года.
Цифры за 2024 год мы сравнили с цифрами за 2023 год. Исследование основано на данных более 67 млн заказов, прошедших через сервисы PIM Solutions в 2024 году.
Общий средний чек в 4 квартале почти достиг показателя в 6,5 тыс. рублей – это больше, чем в прошлом году, но меньше, чем в прошлом квартале. Среди отдельных категорий настоящий прорыв совершила бытовая техника, которая вырвалась на первое место. Также заметно вырос средний чек у электроники. А вот ювелирные изделия, демонстрирующие заметный рост из квартала в квартал, на этот раз заметно просели. Кроме того, средний чек в категориях «Музыка и видео» и «Аптека» заметно снизился по сравнению как с прошлым кварталом, так и с прошлым годом.
Теперь об итогах всего 2024 года. Общий результат вырос на 6% по сравнению с 2023 годом. Времена двузначных цифр роста давно позади, сейчас продавцы радуются просто самому факту роста. Среди категорий самый большой прорыв по среднему чеку также совершила бытовая техника, неплохо себя показали игры, канцтовары, товары для взрослых и животных. А вот музыка и видео и ювелирные украшения и по итогам года просели заметнее остальных.
На данный момент все выглядит так, будто потребители отвечают на рост цен сокращением своих корзин и поиском более дешевых альтернатив. Также на величину среднего чека влияет сформированная маркетплейсами привычка чаще делать заказы на более низкие суммы. В результате средний чек растет, но весьма скромными темпами.
В прошлом году доля предоплаченных заказов впервые перестала расти, что мы регулярно отмечали в наших ежеквартальных обзорах. 4 квартал частично продолжил эту тенденцию: доля предоплаты выросла по сравнению с прошлым кварталом, но значительно сократилась по сравнению с 4 кварталом 2023 года, составив 64,1%.
Заметнее всего по предоплате выросли лидеры – мебель и ювелирные украшения. Просевших категорий значительно больше, наиболее явно этот показатель сократился у бытовой техники, а также музыки и видео.
По итогам всего года доля предоплаты также, хоть и незначительно, но снизилась. Мебель и здесь совершила прорыв, также немного подтянулись отстающие автотовары, одежда и обувь, а также товары для дома и сада. А вот музыка и видео просели и здесь, компанию им составили канцтовары.
Читайте также: Главные события и тренды на рынке e-commerce в 2024 году, которые вы могли не заметить из-за событий вокруг Wildberries
Курьерские службы в очередной раз блестяще справились с самым ажиотажным периодом и доставили заказы даже быстрее, чем в среднем по году. Единственная категория, где сроки доставки относительно сильно выросли – это те же музыка и видео, главные неудачники прошедшего периода.
По году результаты тоже стабильны. Заказы ни одной категории не доставлялись больше 5 суток, хотя в прошлом году такие были. Еще один показатель успеха.
Снижение выкупа – это ещё одна тревожная тенденция, которую мы отмечали в ежеквартальных обзорах. В 4 квартале ситуация улучшилась: выкуп вырос по сравнению и с прошлым кварталом, и с прошлым годом. Особенно успешным квартал выдался для продавцов бытовой химии и товаров для животных. Хуже всего в 4 квартале ситуация с выкупом сложилась у одежды и обуви, что легко объясняется распродажным ажиотажем. В остальных категориях выкуп остался плюс-минус на том же уровне, что и ранее.
По итогам года выкуп все же снизился на 0,6%. Среди главных неудачников все те же одежда и обувь, а также товары для туризма, охоты и рыбалки. Значительно улучшить выкуп в 2024 году удалось продавцам ювелирных украшений и товаров для животных.
В целом ситуация с выкупом продолжает быть тревожной. Продавцам нельзя расслабляться, иначе он и дальше будет падать.
Таким образом, можно констатировать, что период активного роста по всем показателям уже завершился. Уже нет двузначного роста среднего чека, выкуп понемногу снижается, доля предоплаты достигла плато, а сроки доставки остаются стабильными. Это означает, что продавцам нужно еще больше заниматься эффективностью продаж, делать более привлекательные предложения и в то же время следить за экономикой. Заниматься электронной коммерцией стало еще сложнее, но в то же время и более увлекательно.
Уже стало традицией регулярно сравнивать кварталы и годы по четырем показателям: среднему чеку, доле предоплаты, срокам доставки и выкупу. Из важного – двузначных темпов роста нет ни в одной из категорий в онлайн-продажах.
Ольга Сатановская, Генеральный директор PIM Solutions.В этот раз распродажный 4 квартал обошелся без большого количества привычных отчётов от продавцов о рекордных продажах. Как правило, они отделывались избирательными фактами и отдельными цифрами, не дающими полной картины. Постараемся это исправить и проанализировать ключевые цифры как последнего квартала, так и всего 2024 года, а также отметим интересные тенденции и закономерности.
Как обычно, мы сравнили данные по среднему чеку, доле предоплаты, срокам доставки и выкупу за квартал и сравнили их с данными за предыдущий квартал и аналогичный квартал прошлого года.
Цифры за 2024 год мы сравнили с цифрами за 2023 год. Исследование основано на данных более 67 млн заказов, прошедших через сервисы PIM Solutions в 2024 году.
Средний чек
Общий средний чек в 4 квартале почти достиг показателя в 6,5 тыс. рублей – это больше, чем в прошлом году, но меньше, чем в прошлом квартале. Среди отдельных категорий настоящий прорыв совершила бытовая техника, которая вырвалась на первое место. Также заметно вырос средний чек у электроники. А вот ювелирные изделия, демонстрирующие заметный рост из квартала в квартал, на этот раз заметно просели. Кроме того, средний чек в категориях «Музыка и видео» и «Аптека» заметно снизился по сравнению как с прошлым кварталом, так и с прошлым годом.
Теперь об итогах всего 2024 года. Общий результат вырос на 6% по сравнению с 2023 годом. Времена двузначных цифр роста давно позади, сейчас продавцы радуются просто самому факту роста. Среди категорий самый большой прорыв по среднему чеку также совершила бытовая техника, неплохо себя показали игры, канцтовары, товары для взрослых и животных. А вот музыка и видео и ювелирные украшения и по итогам года просели заметнее остальных.
Времена двузначных цифр роста давно позади, сейчас продавцы радуются просто самому факту роста.
На данный момент все выглядит так, будто потребители отвечают на рост цен сокращением своих корзин и поиском более дешевых альтернатив. Также на величину среднего чека влияет сформированная маркетплейсами привычка чаще делать заказы на более низкие суммы. В результате средний чек растет, но весьма скромными темпами.
Доля предоплаты
В прошлом году доля предоплаченных заказов впервые перестала расти, что мы регулярно отмечали в наших ежеквартальных обзорах. 4 квартал частично продолжил эту тенденцию: доля предоплаты выросла по сравнению с прошлым кварталом, но значительно сократилась по сравнению с 4 кварталом 2023 года, составив 64,1%.
Заметнее всего по предоплате выросли лидеры – мебель и ювелирные украшения. Просевших категорий значительно больше, наиболее явно этот показатель сократился у бытовой техники, а также музыки и видео.
По итогам всего года доля предоплаты также, хоть и незначительно, но снизилась. Мебель и здесь совершила прорыв, также немного подтянулись отстающие автотовары, одежда и обувь, а также товары для дома и сада. А вот музыка и видео просели и здесь, компанию им составили канцтовары.
Читайте также: Главные события и тренды на рынке e-commerce в 2024 году, которые вы могли не заметить из-за событий вокруг Wildberries
Сроки доставки
Курьерские службы в очередной раз блестяще справились с самым ажиотажным периодом и доставили заказы даже быстрее, чем в среднем по году. Единственная категория, где сроки доставки относительно сильно выросли – это те же музыка и видео, главные неудачники прошедшего периода.
По году результаты тоже стабильны. Заказы ни одной категории не доставлялись больше 5 суток, хотя в прошлом году такие были. Еще один показатель успеха.
Выкуп
Снижение выкупа – это ещё одна тревожная тенденция, которую мы отмечали в ежеквартальных обзорах. В 4 квартале ситуация улучшилась: выкуп вырос по сравнению и с прошлым кварталом, и с прошлым годом. Особенно успешным квартал выдался для продавцов бытовой химии и товаров для животных. Хуже всего в 4 квартале ситуация с выкупом сложилась у одежды и обуви, что легко объясняется распродажным ажиотажем. В остальных категориях выкуп остался плюс-минус на том же уровне, что и ранее.
По итогам года выкуп все же снизился на 0,6%. Среди главных неудачников все те же одежда и обувь, а также товары для туризма, охоты и рыбалки. Значительно улучшить выкуп в 2024 году удалось продавцам ювелирных украшений и товаров для животных.
В целом ситуация с выкупом продолжает быть тревожной. Продавцам нельзя расслабляться, иначе он и дальше будет падать.
Таким образом, можно констатировать, что период активного роста по всем показателям уже завершился. Уже нет двузначного роста среднего чека, выкуп понемногу снижается, доля предоплаты достигла плато, а сроки доставки остаются стабильными. Это означает, что продавцам нужно еще больше заниматься эффективностью продаж, делать более привлекательные предложения и в то же время следить за экономикой. Заниматься электронной коммерцией стало еще сложнее, но в то же время и более увлекательно.
Ольга Сатановская,
Генеральный директор PIM Solutions.
Для NEW RETAIL
0
Последние новости
Самое популярное
- Тренды ритейла на 2025-2026 годы: как выжить и стать лидером в новых реалиях рын...
- Успеть до дедлайна или обсудить мемы: миллениалы против зумеров на работе
- Дайджест е-com: самые важные обновления для работы на маркетплейсах в декабре
- Как ритейлеру подключиться к системе Tax free (и какие выгоды это даёт)
- Как сделать B2B-продажи простыми, как на Ozon: пошаговое руководство