Как понять, что бизнес из сферы ритейла ожидает налоговая проверка?
время публикации: 10:00 06 декабря 2021 года
Налоговое регулирование не отстает от новых технологий, сегодня налоговые органы более качественно и оперативно реагируют на правонарушения. Какие изменения произошли в налоговом законодательстве в сфере онлайн-ритейла в последнее время, о которых важно знать владельцу бизнеса?
Интернет-ритейл активно развивается. Всплеск спроса на онлайн-торговлю пришелся на период локдауна во время пандемии коронавируса – за 2020 год объем рынка e-commerce вырос на 50%. При этом исследования маркетинговой компании Criteo в 2020 году показали, что 70% россиян скучают по офлайн-магазинам. Независимо от формы торговли, ФНС лишь усиливает контроль за деятельностью ритейлеров. За последние 4 года законодательство в данной сфере претерпело ряд изменений.
О том, какие изменения уже вступили в силу, и как бизнесу понять, что скоро его ждет проверка расскажет Юлия Павлова, старший налоговый консультант компании Tax Compliance.
Влияние цифровизации и пандемии на рынок ритейла и ускорение сроков налоговой проверки
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем российского рынка интернет-торговли в январе-феврале 2021 года вырос на 44,2% по сравнению с аналогичным периодом 2020, и оценивается в 431,3 млрд. рублей.
По прогнозам Data Insight, темпы роста объемов e-commerce в 2021-2024 составят 34%, 32%, 30% и 28% соответственно. Ожидается, что рост будет происходить главным образом благодаря онлайн-продажам продуктов питания и повышению частоты покупок других товарных категорий через интернет.
Традиционный ритейл тяжело переживает пандемию. Как показало исследование Mckinsey, на восстановление клиентского потока у американских ритейлеров после снятия всех ограничений уйдет не менее полугода. Однако российский потребитель в большей степени привержен офлайн-магазинам. Так, 70% потребителей заявляли, что скучают по офлайн-формату покупок ( Criteo), хотя теперь 80% из всех опрошенных в исследовании Ромир начали обращать особое внимание на чистоту и безопасность.
Это побудило владельцев бизнеса расширять существующие возможности бесконтактной оплаты и внедрять новые способы расчетов – кассы самообслуживания, оплату по биометрии.
Налоговое администрирование ритейла не отстает от новых технологий. Сегодня налоговые органы более качественно и оперативно реагируют на налоговые правонарушения. ФНС развивает алгоритмы предпроверочного анализа и работы с big data налогоплательщиков, активно работает над ускорением и повышением качества межведомственного взаимодействия, обмена данными с банками, Росфинмониторингом и другими госорганами.
Благодаря такой аналитической работе, налоговики могут до проведения проверки пригласить компанию на заседание рабочей группы и предъявить материалы выявленных нарушений для побуждения к добровольному уточнению налоговых обязательств и уплате налогов.
По оценкам гендиректора Enter Сергея Румянцева, по «черным» или «серым» схемам работают до 80% игроков рынка интернет-торговли России: предприниматели пользуются высоким лимитом беспошлинного ввоза товаров и осуществляют оптовые поставки под видом физических лиц, избегая уплаты НДС и таможенных пошлин. В результате недобросовестные участники рынка увеличивают маржу на 30-40%.
Глава ФНС Даниил Егоров на пленарном заседании Всероссийского налогового форума «Налоговая вакцинация экономики» заявил о том, что в 2021 году на основании онлайн контрольно-кассовой техники полностью берет исчисление налогов под контроль ФНС. Это предполагает автоматическую уплату налогов без сдачи отчетности, но не говорит о том, что проверки не будут проводиться вовсе.
ФНС в режиме реального времени контролирует все кассовые операции и предъявляет особые требования к контрольно-кассовой технике:
● корректность выдачи чеков и наличие всех необходимых в них реквизитов;
● корректность работы с оператором фискальных данных;
● соответствие параметров кассы закону 54-ФЗ;
● достоверность бухгалтерского учета кассовых операций.
Особые требования к чекам и отчетности появились также в связи с введением маркировки, подробнее о них – ниже.
Налоговый режим для онлайн-ритейла 2021: основные изменения
За последние годы произошло ещё немало изменений в налоговом законодательстве в сфере онлайн-ритейла, о которых важно знать владельцу бизнеса:
С 1 июля вступил в силу расширенный перечень льготных продуктов. Для таких видов продукции ставка НДС составляет 10%. Среди них появились мороженые и не мороженые морские продукты.
С 1 января были изменены лимиты по УСН: чтобы перейти на упрощенку с 2021 года, доходы организации за 9 месяцев 2020 года, не должны были превысить 112,5 млн руб.
С 1 сентября действуют штрафы за продажу немаркированной продукции. Для организаций он составляет от 50 до 100 тысяч рублей.
В связи с введением маркировки появились особые требования к фискальным накопителям. Они должны формировать запросы о коде маркировки, уведомления о реализации маркированного товара, принимать ответы и квитанции. Ритейлеры обязаны самостоятельно проверять достоверность кода маркировки и передавать полученные результаты в контрольно-кассовую технику.
Правительство утвердило положение о системе прослеживаемых товаров и их перечень. Оно действует с 8 июля 2021. Теперь участники оборота обязаны по-новому заполнять первичные документы, сдавать дополнительные отчеты и уведомления. К примеру, нужно сообщить ФНС об остатках прослеживаемых товаров и отразить в бланке счета-фактуры номер товарной партии и другие реквизиты прослеживаемости.
Читайте также: ФНС: как службам экспресс-доставки работать с самозанятыми курьерами
Что может привлечь внимание налоговой
ФНС по-прежнему уделяет внимание формальным сделкам, заключенным с «техническими» компаниями с целью налоговой оптимизации. В числе признаков, которые ФНС и арбитражные суды считают подтверждающими статус фирмы-однодневки:
● уточненные налоговые декларации с некорректным порядковым номером корректировки;
● руководители юридического лица, индивидуальные предприниматели уклоняются от явки на проведение допросов (более 2-х раз);
● допросы лиц проводятся в присутствии представителей (адвокатов);
● руководители юридического лица, индивидуальные предприниматели не проживают по месту регистрации;
● доверенности на представление интересов выданы представителям, из других субъектов РФ;
● создание организации незадолго до начала работы с ней;
● сдача «нулевой» отчетности;
● суммы доходов, отражаемые в налоговых декларациях, приближены к сумме расходов;
● удельный вес налоговых вычетов по НДС составляет более 89%;
● организации не находятся по адресу регистрации, а договоры аренды с собственниками помещений не заключались;
● среднесписочная численность – 1 человек, либо отсутствует;
● руководитель организации не получает от нее доходы;
● налогоплательщики изменяют место постановки на учет;
● внесены сведения о смене руководителя организации, незадолго до представления отчетности;
● отсутствуют операции по расчетным счетам в течение трех месяцев с даты создания (регистрации) организации;
● расчетные счета закрыты;
● открыто (закрыто) множество расчетных счетов (более 10);
● движение денежных средств по расчетным счетам носит «транзитный» характер;
● расчетные счета открыты в банках, отличных от места регистрации организации;
● установлено «обналичивание» денежных средств, не устранены расхождения предыдущих периодов;
● в ЕГРЮЛ внесены сведения о недостоверности сведений об адресе, руководителе, учредителе организации;
● руководитель (учредитель) не является резидентом РФ.
Мнимые сделки с «техническими» компаниями налоговым органам помогает выявлять система АСК НДС-2. Она позволяет в реальном времени находить «разрывы» по НДС в цепочке поставок или выполнения работ.
Когда на каком-либо звене система не видит отражение НДС в декларации, налоговым органом отрабатываются все предыдущие участники цепочки до конечного выгодоприобретателя. В ходе налоговой проверки может быть установлено, что контрагент реально деятельности не ведет, и его заказчику будет вменено обналичивание денежных средств.
Чтобы защитить свой бизнес и быть уверенными в том, что сотрудничаете с добросовестным контрагентом, необходимо выполнить процедуру должной коммерческой осмотрительности:
● Узнать адрес, по которому расположены офисные, производственные и складские помещения контрагента;
● Запросить копии документов, подтверждающих наличие материально-технических и трудовых ресурсов, необходимых контрагенту для исполнения сделки;
● Запросить лицензии, разрешения, свидетельства о членстве в СРО, если характер работ и услуг требует их наличия;
● Знать процедуру выбора контрагента (по рекомендации, через поиск в интернете, инициатива контрагента и т.д.);
● Обсуждать условия договора с руководителем контрагента или его менеджерами. Доказательства переговоров могут потребоваться при проверке (переписка, подтверждение встреч и т.д.);
● Проанализировать информацию о контрагенте из открытых источников, в том числе с сайта ФНС. Если в открытом доступе нет информации о контрагенте – это фактор риска;
● Согласовать договор с госорганом или муниципалитетом, если того требует закон;
● Заключать договор в соответствии с внутренними регламентами. Не должно быть исключений для какого-либо контрагента;
● Не прописывать в договоре не типичные коммерческие условия: слишком низкую цену или длинную отсрочку оплаты;
● Оформлять документы, специфичные для конкретного вида сделок, в соответствии с требованиями отраслевого законодательства;
● Не допускать ошибки и противоречия в договорах и первичных документах, чтобы инспекция не заподозрила их составление «задним» числом;
● Не принимать заведомо «нереальную» оплату – неликвидные векселя, права требования с должника, вероятность исполнения которых минимальна;
● Вести претензионную работу при нарушениях со стороны контрагента, принимать меры по взысканию задолженности в судебном порядке.
Юлия Павлова,
старший налоговый консультант компании Tax Compliance.
Для NEW RETAIL
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...