0/5

Как понять, что бизнес из сферы ритейла ожидает налоговая проверка?

Как понять, что бизнес из сферы ритейла ожидает налоговая проверка?
время публикации: 10:00  06 декабря 2021 года
Налоговое регулирование не отстает от новых технологий, сегодня налоговые органы более качественно и оперативно реагируют на правонарушения. Какие изменения произошли в налоговом законодательстве в сфере онлайн-ритейла в последнее время, о которых важно знать владельцу бизнеса?
Интернет-ритейл активно развивается. Всплеск спроса на онлайн-торговлю пришелся на период локдауна во время пандемии коронавируса – за 2020 год объем рынка e-commerce вырос на 50%. 

При этом исследования маркетинговой компании Criteo в 2020 году показали, что 70% россиян скучают по офлайн-магазинам. Независимо от формы торговли, ФНС лишь усиливает контроль за деятельностью ритейлеров. За последние 4 года законодательство в данной сфере претерпело ряд изменений. 

О том, какие изменения уже вступили в силу, и как бизнесу понять, что скоро его ждет проверка расскажет Юлия Павлова, старший налоговый консультант компании Tax Compliance.


Влияние цифровизации и пандемии на рынок ритейла и ускорение сроков налоговой проверки


По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем российского рынка интернет-торговли в январе-феврале 2021 года вырос на 44,2% по сравнению с аналогичным периодом 2020, и оценивается в 431,3 млрд. рублей. 

По прогнозам Data Insight, темпы роста объемов e-commerce в 2021-2024 составят 34%, 32%, 30% и 28% соответственно. Ожидается, что рост будет происходить главным образом благодаря онлайн-продажам продуктов питания и повышению частоты покупок других товарных категорий через интернет. 

Традиционный ритейл тяжело переживает пандемию. Как показало исследование Mckinsey, на восстановление клиентского потока у американских ритейлеров после снятия всех ограничений уйдет не менее полугода. Однако российский потребитель в большей степени привержен офлайн-магазинам. Так, 70% потребителей заявляли, что скучают по офлайн-формату покупок ( Criteo), хотя теперь 80% из всех опрошенных в исследовании Ромир начали обращать особое внимание на чистоту и безопасность. 

Это побудило владельцев бизнеса расширять существующие возможности бесконтактной оплаты и внедрять новые способы расчетов – кассы самообслуживания, оплату по биометрии.

Налоговое администрирование ритейла не отстает от новых технологий.  Сегодня налоговые органы более качественно и оперативно реагируют на налоговые правонарушения. ФНС развивает алгоритмы предпроверочного анализа и работы с big data налогоплательщиков, активно работает над ускорением и повышением качества межведомственного взаимодействия, обмена данными с банками, Росфинмониторингом и другими госорганами.  

Благодаря такой аналитической работе, налоговики могут до проведения проверки пригласить компанию на заседание рабочей группы и предъявить материалы выявленных нарушений для побуждения к добровольному уточнению налоговых обязательств и уплате налогов. 

По оценкам гендиректора Enter Сергея Румянцева, по «черным» или «серым» схемам работают до 80% игроков рынка интернет-торговли России: предприниматели пользуются высоким лимитом беспошлинного ввоза товаров и осуществляют оптовые поставки под видом физических лиц, избегая уплаты НДС и таможенных пошлин. В результате недобросовестные участники рынка увеличивают маржу на 30-40%.

Глава ФНС Даниил Егоров на пленарном заседании Всероссийского налогового форума «Налоговая вакцинация экономики» заявил о том, что в 2021 году на основании онлайн контрольно-кассовой техники полностью берет исчисление налогов под контроль ФНС. Это предполагает автоматическую уплату налогов без сдачи отчетности, но не говорит о том, что проверки не будут проводиться вовсе. 

ФНС в режиме реального времени контролирует все кассовые операции и предъявляет особые требования к контрольно-кассовой технике: 

● корректность выдачи чеков и наличие всех необходимых в них реквизитов; 
● корректность работы с оператором фискальных данных; 
● соответствие параметров кассы закону 54-ФЗ; 
● достоверность бухгалтерского учета кассовых операций.

Особые требования к чекам и отчетности появились также в связи с введением маркировки, подробнее о них – ниже.

Как понять, что бизнес из сферы ритейла ожидает налоговая проверка?


Налоговый режим для онлайн-ритейла 2021: основные изменения


За последние годы произошло ещё немало изменений в налоговом законодательстве в сфере онлайн-ритейла, о которых важно знать владельцу бизнеса: 

С 1 июля вступил в силу расширенный перечень льготных продуктов. Для таких видов продукции ставка НДС составляет 10%. Среди них появились мороженые и не мороженые морские продукты.

С 1 января были изменены лимиты по УСН: чтобы перейти на упрощенку с 2021 года, доходы организации за 9 месяцев 2020 года, не должны были превысить 112,5 млн руб.

С 1 сентября действуют штрафы за продажу немаркированной продукции. Для организаций он составляет от 50 до 100 тысяч рублей. 

В связи с введением маркировки появились особые требования к фискальным накопителям. Они должны формировать запросы о коде маркировки, уведомления о реализации маркированного товара, принимать ответы и квитанции. Ритейлеры обязаны самостоятельно проверять достоверность кода маркировки и передавать полученные результаты в контрольно-кассовую технику.

Правительство утвердило положение о системе прослеживаемых товаров и их перечень. Оно действует с 8 июля 2021. Теперь участники оборота обязаны по-новому заполнять первичные документы, сдавать дополнительные отчеты и уведомления. К примеру, нужно сообщить ФНС об остатках прослеживаемых товаров и отразить в бланке счета-фактуры номер товарной партии и другие реквизиты прослеживаемости.




Читайте также: ФНС: как службам экспресс-доставки работать с самозанятыми курьерами




Что может привлечь внимание налоговой


ФНС по-прежнему уделяет внимание формальным сделкам, заключенным с «техническими» компаниями с целью налоговой оптимизации. В числе признаков, которые ФНС и арбитражные суды считают подтверждающими статус фирмы-однодневки:

● уточненные налоговые декларации с некорректным порядковым номером корректировки;

● руководители юридического лица, индивидуальные предприниматели уклоняются от явки на проведение допросов (более 2-х раз); 

● допросы лиц проводятся в присутствии представителей (адвокатов); 

● руководители юридического лица, индивидуальные предприниматели не проживают по месту регистрации; 

● доверенности на представление интересов выданы представителям, из других субъектов РФ; 

● создание организации незадолго до начала работы с ней; 

● сдача «нулевой» отчетности; 

● суммы доходов, отражаемые в налоговых декларациях, приближены к сумме расходов;

● удельный вес налоговых вычетов по НДС составляет более 89%; 

● организации не находятся по адресу регистрации, а договоры аренды с собственниками помещений не заключались;

● среднесписочная численность – 1 человек, либо отсутствует; 

● руководитель организации не получает от нее доходы; 

● налогоплательщики изменяют место постановки на учет; 

● внесены сведения о смене руководителя организации, незадолго до представления отчетности; 

● отсутствуют операции по расчетным счетам в течение трех месяцев с даты создания (регистрации) организации; 

● расчетные счета закрыты; 

● открыто (закрыто) множество расчетных счетов (более 10); 

● движение денежных средств по расчетным счетам носит «транзитный» характер;

● расчетные счета открыты в банках, отличных от места регистрации организации;

● установлено «обналичивание» денежных средств, не устранены расхождения предыдущих периодов; 

● в ЕГРЮЛ внесены сведения о недостоверности сведений об адресе, руководителе, учредителе организации; 

● руководитель (учредитель) не является резидентом РФ.

Как понять, что бизнес из сферы ритейла ожидает налоговая проверка?

Мнимые сделки с «техническими» компаниями налоговым органам помогает выявлять система АСК НДС-2. Она позволяет в реальном времени находить «разрывы» по НДС в цепочке поставок или выполнения работ.  

Когда на каком-либо звене система не видит отражение НДС в декларации, налоговым органом отрабатываются все предыдущие участники цепочки до конечного выгодоприобретателя. В ходе налоговой проверки может быть установлено, что контрагент реально деятельности не ведет, и его заказчику будет вменено обналичивание денежных средств.

Чтобы защитить свой бизнес и быть уверенными в том, что сотрудничаете с добросовестным контрагентом, необходимо выполнить процедуру должной коммерческой осмотрительности: 

● Узнать адрес, по которому расположены офисные, производственные и складские помещения контрагента;

● Запросить копии документов, подтверждающих наличие материально-технических и трудовых ресурсов, необходимых контрагенту для исполнения сделки;

● Запросить лицензии, разрешения, свидетельства о членстве в СРО, если характер работ и услуг требует их наличия;

● Знать процедуру выбора контрагента (по рекомендации, через поиск в интернете, инициатива контрагента и т.д.);

● Обсуждать условия договора с руководителем контрагента или его менеджерами. Доказательства переговоров могут потребоваться при проверке (переписка, подтверждение встреч и т.д.);

● Проанализировать информацию о контрагенте из открытых источников, в том числе с сайта ФНС. Если в открытом доступе нет информации о контрагенте – это фактор риска;

● Согласовать договор с госорганом или муниципалитетом, если того требует закон;

● Заключать договор в соответствии с внутренними регламентами. Не должно быть исключений для какого-либо контрагента;

● Не прописывать в договоре не типичные коммерческие условия: слишком низкую цену или длинную отсрочку оплаты;

● Оформлять документы, специфичные для конкретного вида сделок, в соответствии с требованиями отраслевого законодательства;

● Не допускать ошибки и противоречия в договорах и первичных документах, чтобы инспекция не заподозрила их составление «задним» числом;

● Не принимать заведомо «нереальную» оплату – неликвидные векселя, права требования с должника, вероятность исполнения которых минимальна;

● Вести претензионную работу при нарушениях со стороны контрагента, принимать меры по взысканию задолженности в судебном порядке.

Юлия Павлова, 
старший налоговый консультант компании Tax Compliance.

Для NEW RETAIL

При использовании материалов статьи ссылка на источник обязательна.
0
Реклама на New Retail. Медиакит