Генеральный директор INFOLine Иван Федяков: «Текущую ситуацию по глубине последствий для экономики целесообразнее сравнивать кризисом 1998 года»
Если говорить о торговле, то в ближайшее время мы начнем получать первые сигналы о дефиците товаров. Обычно поставщики держат на складах товары, как минимум, на 2-3 недели, кто-то – на 2-3 месяца. Но товары будут распродаваться быстрее из-за повышенного спроса.
О помощи Китая:
– Сейчас много говорится о том, что нам не нужны европейские товары, мы закупимся в Китае. Китай и некоторые другие страны действительно готовы с нами продолжить торговлю, поскольку пока не вошли в санкционную историю. Но проблема в том, что поставщики сталкиваются с проблемой в логистике – товар не вывезти.
Большинство крупных логистических операторов не хочет связываться с грузами, которые идут из России или в Россию. Maersk 1 марта объявил об этом официально, другие компании прекращают сотрудничество без громких заявлений. И это будет серьезной проблемой – с логистикой и без того были сложности, связанные с пандемией, а сейчас никто не захочет, чтобы его самолет или корабль арестовали по подозрению в перевозке санкционного товара. Грузы в Россию становятся токсичными. Адекватные компании не захотят с нами работать. Или за это придется очень дорого заплатить.
О ценах и инфляции:
– Валютная волатильность закладывается в стоимость потребительских товаров как поставщиками, так и ритейлерами. Мы видим пересчет цен при витке роста курса валюты и отсутствие какой-либо реакции при укреплении рубля. Так что все движение идет в одну сторону, что будет усугублять инфляцию.
Поголовно поставщики переходят в режим предоплаты, а учитывая выросшую ключевую ставку и будущие процентные ставки по кредитам, мы увидим дополнительное влияние на инфляционную составляющую. Экономика столкнется с серьезной инфляцией, выше показателя в 20-25% в начале 2000-х. Я почти уверен, что в понедельник было не последнее повышение ключевой ставки и в марте ЦБ примет еще несколько аналогичных решений.
О глубине последствий:
– Сегодняшнюю ситуацию с натяжкой можно сравнивать с началом пандемии, с кризисами в 2014 или 2008 годах. Но по глубине последствий для экономики целесообразнее проводить параллели с 1998 годом, когда произошел дефолт по рублевым облигациям.
В моем понимании, по всем признакам мы наблюдаем в стране преддефолтное состояние. Но если сравнивать текущую ситуацию с 1998 годом, нужно понимать, что тогда не было санкций. Мы могли продолжать работать и, опустившись на дно, могли от него оттолкнуться. А сейчас на дне нас будет удерживать санкционное давление, которое никто не отменит, пока российские войска не покинут территорию Украины и пока все споры с ее правительством не будут урегулированы.
О вынужденном импортозамещении:
– Что касается очередного вынужденного импортозамещения, ритейлу по большому счету не важно – что он будет продавать, то и будут покупать. Да, розница хотела бы торговать Chanel и Prada, но станет торговать «белорусским трикотажем» – потребность в одежде никуда не денется.
Аналогичная история коснется еды и других товаров – иных вариантов у торговых сетей не остается. Но у них будут и свои проблемы – снижение реальных доходов населения и падение покупательной способности. И никакие индексации зарплат и пенсий не поспеют за инфляцией, а значит, это приведет к обнищанию населения.
Основные проблемы залягут в плоскости производства и поставки товаров – импортные компоненты и дорогая сложная логистика. Как известно, если на упаковке написано Made in Russia, это вовсе не означает, что товар на 100% произведен из всего отечественного. Но и ритейл это затронет. Например, определенные сложности ожидают торговые сети с большой долей товаров под СТМ в ассортименте.
Отечественные производители, полностью локализовавшие производство, сейчас будут иметь большое преимущество и займут весь освободившийся рынок. Если говорить про продукты питания, можно перейти на произведенную в России упаковку, перестроить бизнес-процессы, на худой конец изменить рецептуру и ассортимент и в какой-то степени выиграть. Но речь будет идти про выживание, а не про полноценный доход и большую прибыль.
Как я уже сказал, покупательская способность, которая и так не была особенно высокой, будет только снижаться. Огромная инфляция, которая нас сейчас захлестнет, может привести к банкротству населения по кредитам, и у ряда россиян возникнут финансовые проблемы. Мы до сих пор не оправились от кризиса 2014 года и пандемии. Даже относительно благополучный 2021 год не позволил вернуться к докризисным показателям.
Гуманитарные ценности VS Финансовые интересы:
– Я вижу, что руководители наших розничных компаний, с которыми мы общаемся, пока переживают шоковое состояние. Специалисты, работающие в международных компаниях, всерьез задумываются, смогут ли они продолжать свою деятельность там. Большие мировые концерны демонстративно выходят из российской экономики, например, автопроизводители. И чем будут торговать салоны Audi и BMW? Не переименуем же мы их салоны в «АвтоВАЗ»? Да их и не нужно столько. А значит, нас ждет закрытие большого сегмента автодилерского бизнеса в стране.
И это только один пример, а их будет много. Никакие финансовые интересы и привлекательность большого российского рынка сейчас не способны удержать европейские компании в России. Гуманитарные ценности перекрывают финансовые интересы. Мы, к величайшему моему сожалению, становимся или уже стали токсичной страной и никто не захочет работать с Россией. Потому что ни один бизнес не захочет оказаться в ситуации, при которой потребители из других стран будут бойкотировать его продукцию за продолжение сотрудничества с милитаристской страной.
Я боюсь, что и международные торговые сети могут рассмотреть сценарий ухода с российского рынка. Европейским розничным компаниям, у которых бизнес в России уже давно чувствует себя не лучшим образом, это решение может даться легче. Решение остальных будет зависеть от сценария развития конфликта на Украине.
В связи с последними геополитическими событиями INFOLine запускает антикризисную поддержку бизнеса - месяц бесплатного информационного сопровождения.
Пройдите по этой ссылке, чтобы узнать подробности.New Retail
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...