0/5

К чему готовиться ритейлерам в преддверии высокого сезона

К чему готовиться ритейлерам в преддверии высокого сезона
время публикации: 10:00  22 августа 2024 года
Осенью стартует высокий сезон, так как именно на конец любого календарного года приходится наибольшее количество покупок в ритейле. С резким ростом продаж усиливаются и проблемы сегмента, которые менее выражены в относительно спокойный летний сезон. В этом году к старым «болям» прибавились и новые…
К чему готовиться ритейлерам в преддверии высокого сезонаВ декабре прошлого года перевозчики подняли ставки на 40%, что отразилось на конечной стоимости товаров. В этом году, как говорят логисты, выводы сделаны и ситуация повториться не должна. Тем не менее, к чему все же стоит готовиться ритейлерам в преддверии сезона?

Рассказал Сергей Чернов, генеральный директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго»


Рост цен


Как бы печально это ни звучало, рост стоимости логистических услуг — это первое, к чему нужно быть готовым. Скорее всего взрывного скачка как в прошлом году не будет, но определенное повышение — неминуемо.

Деньги дешевле не становятся, ставка рефинансирования растет так же, как кредитование, стоимость бензина, ГСМ, дефицит кадров. Все это в любом случае отражается на логистике, в том числе лизинге, так как компании обновляют автомобили. 


Дефицит кадров в логистике


Что касается дефицита кадров, то сегодня это — самая острая проблема как среди водителей, так и среди складского персонала. По данным hh.ru дефицит за год соотношение вакансий к резюме в логистике сократилось на 28% — с 0,9 до 0,7 — или семь вакансий на одно резюме. 

Одна из неочевидных причин в том, что большое количество складского персонала в логистике — выходцы из Ближней и Средней Азии. Зимой они часто уезжают на Родину, так как не выдерживают нашей погоды. Оплата работы складского персонала возрастет в сезон примерно на 20%, что тоже отразится на конечной стоимости.  


Дефицит складов


Сюда же закладывается проблема нехватки складских площадей. Уже в марте текущего года дефицит складской недвижимости в Москве и Подмосковье достиг своего апогея. Из 24,6 млн кв.м. всех логопарков свободными являются только 0,1% площади. 

То же самое касается крупных региональных центров — спрос на склады растет даже в городах с населением менее 1 млн человек. Так, в 2023 году порядка 40% или 900 тысяч кв. м. от общего объема пришлось на такие населенные пункты.

В крупных городах все помещения уже заняты, а строить новые никто не торопится. Горизонт планирования кратно сузился за последние пару лет. Окупаемость строительства склада рассчитывается сегодня от 10 лет как минимум. 

Рост ставки складской аренды, начавшийся в прошлом году, останавливаться не планирует. Если стоимость квадратного метра в 2023 году в среднем варьировалась в пределах 750-800 рублей, то сегодня это минимум 1000 рублей и ставка будет продолжать расти и дальше из-за большого спроса.

Остается надежда на прогнозы консалтингового агентства Nikoliers. По данным отчета, в 2024 году в России планируют ввести в эксплуатацию порядка 4,5 млн квадратных метров складской недвижимости, из них 1,8 млн кв.м. придется на Москву, 440 тысяч кв.м. — на Петербург и 2,2 млн кв.м — на регионы. Но есть нюанс — больше всего в складских помещениях нуждаются маркетплейсы, а все остальные встанут в очередь.


Оплата импорта


Тем не менее, не всё так печально. Сегодня наблюдается спад грузооборота по двум причинам. Во-первых, период отпусков, а во-вторых, компании испытывают трудности с оплатой импорта. Несмотря на импортозамещение объем ввозимых в Россию товаров существенно выше, чем локальных. По данным Центробанка, объем российского импорта сократился за первое полугодие 2024 года на 9% — до 137,9 млрд долларов по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.

Поэтому от невозможности оплатить импорт напрямую страдают как ритейлеры, так и логисты. Причем не только компании, которые занимаются кроссбордингом, но и внутренними перевозками. В связи с этим перевозчики даже начали демпинговать цены. Но эта тенденция продлится максимум до октября.




Читайте также: Зима близко: как довезти в сохранности БАДы, крем и лубриканты




Выбор перевозчика


Каждый руководитель транспортной компании хочет быть единственным перевозчиком у каждого своего клиента. Но реальность такова, что все яйца нельзя складывать в одну корзину.

Лучше заключить договор как минимум с двумя компаниями и распределить объем отгрузок примерно 70/30. При этом нужно держать в уме, что компания, которая перевозит 30% от общего объема, далеко не всегда готова при необходимости забрать на себя остальные 70%, если что-то пойдет не так. Так, «Скиф-Карго» в прошлом году всецело ощутила это на себе, когда столкнулась с незапланированно большим потоком грузов. Поэтому клиенты должны планировать свои обороты, чтобы выстроить план работы на сезон.

Если клиент максимально подробно расскажет о своих планах, то перевозчик сможет лучше подготовить всю инфраструктуру и справиться с заявленным объемом. Но иногда ритейлеры относятся к этому достаточно халатно, аргументируя это тем, что больший объем перевозок позволит логистам больше заработать. Да, это задача логистов — обработать и довезти груз, но совместное прогнозирование — намного эффективнее. 


Не экономить на терморежиме


В период с середины октября по середину апреля определенные группы товаров нужно перевозить с соблюдением «теплого» терморежима — в диапазоне от +5°С до +25°С. Это косметика, товары для животных, смазочные материалы, бытовая химия, кондитерские изделия, консервы, детское питание, частично медицинские препараты. К сожалению, не все производители и поставщики готовы на это тратиться. 

На российском рынке есть крупные компании, которые пренебрегают соблюдением терморежима. В результате тот же крем для лица может запросто потерять свои свойства из-за того, что его сильно заморозили в процессе транспортировки. 

Тем не менее, есть и те, кто строго соблюдает терморежим. Это компании, чья продукция моментально портится при низкой температуре (например, строительные лаки и краски), а также те, кто принципиально дорожит репутацией. Тенденция такова, что требования по доставке с терморежимом со стороны маркетплейсов и федеральных сетей все больше ужесточаются. Заказчики требуют подтверждение соблюдения температуры на пути всего следования рефрижераторной установки.

Так, по сравнению с аналогичными периодами 2021 и 2022 годов доля новых клиентов, которым необходим данный сервис, в 2023 году увеличилась в «Скиф-Карго» с 20% до 45%. В абсолютных цифрах за 2023 год в компанию обратились более 400 новых клиентов. Таким образом, косвенно, но все же можно утверждать, что отношение поставщиков и селлеров меняется, а значит, испорченной продукции станет меньше.

Сергей Чернов, 
генеральный директор федеральной транспортной компании 
«Скиф-Карго». 

Для NEW RETAIL



0
Реклама на New Retail. Медиакит