0/5

Подпишитесь на новости ритейла

Я ознакомлен с политикой конфиденциальности и принимаю её условия

Кто виноват и что делать: как выживают фэшн-ритейлеры в кризис?

Кто виноват и что делать: как выживают фэшн-ритейлеры в кризис?
25-26 февраля в рамках выставки CPM - Collection Premiere Moscow прошел Russian Fashion Retail Forum. На одной площадке собрались эксперты фэшн-ритейла и топ-менеджеры модной индустрии.
Насыщенная программа семинаров, выступлений экспертов и дискуссий позволила участникам получить советы из первых уст о том, как преодолеть нынешний кризис, где черпать ресурсы для развития компании и управлять ассортиментом. Самые ценные рекомендации от спикеров читайте в нашем репортаже. 

Как пережить кризис без потерь?


По прогнозам Президента Европейского совета экспортеров модной одежды и текстиля Райнхарда Депфера в будущем году импорт брендовой одежды может сократиться на треть. Например, Франция уже снизила свои поставки текстиля в Россию на 15%, Италия урезала поставки тканей на 10%, а Германия уменьшила свою долю на 7%. В это же время Испания и Великобритания увеличили экспорт на 17 и 25% соответственно. Райнхард Депфер рекомендует европейским компаниям снизить размер предоплаты до 30% от общей стоимости заказа. Это поддержит российских клиентов и позволит пережить этот период без больших потерь. В то время как российским ритейлерам следует оптимизировать все бизнес-процессы и постараться идеально соответствовать своей целевой аудитории.   

фешн


«Выживает сильнейший»


Генеральный директор Fashion Consulting Group (FCG) Анна Лебсак-Клейманс считает, что, очевидно, лозунгом нынешнего года будет «выживает сильнейший», так как минувший год стал разграничительной вехой в развитии экономики нашей страны. Изменившийся курс рубля и политика импортозамещения, которая коснулась легкой и текстильной промышленности, приведут к изменениям на тектоническом уровне, отметила она. Между тем, Лебсак-Клейманс сравнила текущую ситуацию с кризисом 1998 года: «Если тогда кризис дал возможность для роста национального ритейла, то текущий кризис проходит уже на высоко конкурентном и развитом рынке, где уже прочную позицию заняли международные одежные ритейлеры». И аналогия проводится не в негативном ключе, а в позитивном, так как рынок научился приспосабливаться после давних событий к жестким условиям в экономике.

как выжить фешн ритейлу в кризис

Согласно данным исследования FCG и совместного опроса FCG и KupiVip, которые были проведены в декабре 2014 и феврале 2015, причина всех бед модной индустрии заключается в последствиях валютных скачков – сокращении покупательской способности и падении доходов населения.    

По результатам декабрьских исследований, выяснилось, что почти 25% россиян отметили, что стали экономить практически на всем - начиная с еды и заканчивая проездом на общественном транспорте. Часть респондентов признались, что сначала обращают внимание на ценники на обуви и одежде, и лишь потом смотрят на качество и решают, нравится им эта одежда или нет. 

В феврале покупательское поведение почти не изменилось: большая половина опрошенных, которые экономят на непродовольственных товарах, подтвердили, что продолжают меньше тратить на обувь и одежду. Около 5% респондентов наоборот стали покупать вещи чаще. Если судить по опросам, то нынешние показатели совпадают с данными во время кризиса 2008-2009 годов, тогда на обновках экономило такое же количество россиян. 

как выжить фешн ритейлу в кризис

По прогнозам исследователей, в компаниях, которые представлены как на офлайн-площадках, так и в Интернете рост цен не должен перевалить отметку в 30%, и они будут наиболее устойчивы в развитии. Что касается российских представителей, аналитики отмечают бренды вертикального ритейла, ориентированного на минимальные цены, а также марки одежды и обуви, которые полностью производят свой ассортимент в России. 

В заключении глава FCG рассказала о том, с каких позиций можно начать пересмотр стратегии на нынешний год, который может оказаться худшим для рынка розничной торговли в России с момента кризиса 1998 года. Необходимо сдерживать рост и экспансию и закрыть низкорентабельные точки, пересмотреть ассортиментную политику и отношения с поставщиками, снизить инвестиции в товарный запас, бороться за клиента и экономить на прямой рекламе. 


Омниканальные продажи - не тренд, а данность


О том, как инновации могут помочь в повышении продаж, рассказал Мирослав Зубачевский, управляющий директор KupiVIP E-Commerce Services. Во время дискуссии с Павлом Быковым, директором по маркетингу Etraction (Otto Group), посвященной теме Omni-channel,  спикер отметил, что на сегодняшний день, инструменты, способные повысить оборачиваемость товара, снизить расходы на логистику и стабилизировать рост стоков на складе, актуальны как никогда. Приходит время не просто соединять онлайн и оффлайн каналы, а создавать единое пространство, в котором покупатель не будет чувствовать разницы между покупкой в традиционном магазине и онлайн-шопингом. По сути, это будет единое торговое пространство для продавца и покупателя. Стоит отметить, что при внедрении технологии omni-channel средний рост продаж составляет 20%. 

как выжить фешн ритейлу в кризис


Как работать с ассортиментом


Как реагировать на кризис, когда речь идет об ассортименте магазина одежды, рассказала Галина Кравченко, Директор по ассортименту и прогнозированию трендов FCG. Самый главный урок, который преподал кризис 2008-2009 года – это то, что, несмотря на снижение товарного запаса в ассортименте необходимо сохранить привлекательность и ключевые позиции. Важно оставаться притягательным для покупателя, показывая ему модели – «визитные карточки» вашего магазина. То есть сидеть на «жесткой диете» и сохранить при этом жизнерадостное лицо. Баланс можно найти на стыке своих ключевых компетенций и рисковых закупок. 

как выжить фешн ритейлу в кризис

О том, что завтра попадет на полки и по каким ценам поведал Андрей Горб, Руководитель отдела развития брендов Karen Millen и Oasis. На данный момент, при дефиците новых поставок, товарная масса, которая была давно ввезена в страну и считалась стоком, на «ура» пойдет в торговлю по второму кругу. А байеры стараются не закупать на новый сезон остротрендовые вещи. При этом есть бренды, для которых Россия – важный рынок и они готовы идти на большие уступки, например Karen Millen в этом сезоне максимально приблизили московские ценники к лондонским, и это беспрецедентный случай. Но если для какого-то бренда Москва – это 2-5% рынка, то ему легче потерять эту долю.

как выжить фешн ритейлу в кризис


Персонал как важный ресурс


По словам Татьяны Бухаревой, Главного специалиста по маркетингу, старшего консультанта FCG, когда речь идет о выживании, эксперименты не уместны. Кризис  -  время для принятия оптимальных решений и поиска резервов внутри самой компании, когда нужно отсечь лишнее и сохранить лучшее. Обосновать принятие управленческих  решений, избежать потерь и ошибок помогут опросы персонала. Это тот инструмент, который при минимальных затратах может решить широкий круг задач: от серьезной диагностики проблем до повышения мотивации персонала. 

как выжить фешн ритейлу в кризис

Темы персонала в своем выступлении также коснулась и Мария Герасименко, Генеральный директор Clever Fashion. Отвечая на вопрос о том, как выживать в кризис, Мария отметила тот факт, что в магазине будущего формат будет стираться (симбиозы магазинов и салонов, шоурума и кофейни – прим. авт.), а во главу угла станет сервис, и для того, чтобы быть успешным нужно будет увеличить средний чек. А для того, чтобы чувствовать своего клиента, владельцу нужно стать частью своего персонала. Глава Clever Fashion призналась, что временами выходит в зал и, обслуживая покупателей, подает личный пример своим подчиненным. 
 
Наша редакция не смогла оставить без внимания участников выставки и решила задать им пару вопросов в перерывах между выступлениями спикеров. Вот, что из этого вышло…

«Наша компания участвует в СРМ как минимум 15-ый раз, нынешняя выставка стала хуже сентябрьской из-за курса рубля и событий на Украине. Спрос снизился вполовину, и на выставке стало меньше покупателей. Мы сейчас частично предоставляем дисконты российским заказчикам, ведь они не виноваты в данной ситуации, но может сложиться такая ситуация, при которой мы не сможем дальше предоставлять запрашиваемые скидки, и тогда им придется искать других поставщиков. Доля российского рынка в нашем бренде – 5%». 

Герд Ракебрандт, мужская одежда Barutti (Германия)

фешн

«Мы участвуем уже 10 лет, и в сравнении с прошлым СРМ стало не только меньше клиентов, но и уменьшился трафик. С конца января мы видим падение спроса почти на 50%. На данный момент мы не предлагаем скидок российским заказчикам, они, конечно, спрашивают о такой возможности, но не требуют. На мой взгляд, ситуация с курсом рубля стабилизируется и он будет расти, так что в будущее мы смотрим с оптимизмом. Российский рынок для нас очень важен, он составляет половину  наших продаж».  

Анна Грюнденталер, женская верхняя одежда Baronia (Германия)


«По сравнению с прошлым СРМ мы ощущаем резкое падение количества заказов. Спрос снизился ровно вполовину. Для российских оптовых заказчиков мы предоставляем скидку в 25% от прайса, независимо от объема заказа. Мы надеемся, что в будущем ситуация сложится успешнее, чем на данном этапе. Наша марка только выходит на российский рынок». 

Елена Кузнецова, женская одежда Lea Rich (Франция) 

«В СРМ мы участвуем с момента основания. На нынешней выставке стало намного меньше покупателей, а объемы заказов от российских партнеров снизились на 30%. Для заказчиков мы сейчас предоставляем скидки в пределах 5-10%. Мы намерены сохранить свои позиции на российском рынке, потому что он для нас достаточно значим». 

Фрэнк Фюзо, представитель нескольких марок от средних до премиальных (Франция) 

clothing.jpg 

«В этом году меньше людей, меньше участников выставки и меньше заказов, а клиенты стали все больше внимания уделять ценникам. Для российских заказчиков мы не можем предоставлять большие скидки, у нас не настолько большая маржа, чтобы «двигаться» по ценам. Если рубль упадет ниже на 20 п.п., например, то все станет только хуже, а если нет, то торговля будет такая же вялая как сейчас. Россия для нас очень значимый регион и мы будем продвигаться тут, несмотря ни на что».

Александр, женская одежда Marta Palmieri (Италия)


Вот такой была картина дня на минувшем СРМ и Russian Fashion Retail Forum. Правила игры усложняются с каждым днем, но это не делает игру менее интересной. Будут новые горизонты и новые игроки, и сейчас важно продумать для своей компании самую выигрышную стратегию.

Репортаж вела Арайлым Шарипова

время публикации: 16:00  12 марта 2015 года
0
Теги: кризис, фешн-ритейл, CPM

Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться:  
Manzana
Спецпроекты
Синергия Insight форум 24-25 апреля