0/5
Подпишитесь на новости ритейла

Я ознакомлен с политикой конфиденциальности и принимаю её условия

Retail Business Kazakhstan 2015: сила казахстанского рынка – в молодости

Retail Business Kazakhstan 2015: сила казахстанского рынка – в молодости
C 4 по 5 июня 2015 года в Western Plus Atakent Park Hotel в Алматы состоялся II международный саммит Retail Business Kazakhstan 2015, организованный BBCG Казахстан при участии Национальной Палаты Предпринимателей Республики.
В работе саммита приняли участие главы розничных сетей и крупных магазинов, международные и национальные ритейлеры, производители, банкиры, финансисты, инвесторы, девелоперы, владельцы торговой недвижимости, а также чиновники и должностные лица национального уровня.

Повестка саммита отражала проблемы и возможности торговли в Казахстане, среди которых назывались:
  • усиление потока товаров из России благодаря сильной национальной валюте,
  • снижение доходов населения,
  • замещение магазинов и ТЦ серыми рынками,
  • поддержка государством национальных производств и субсидировании процентных ставок по кредитам.

Фото 01.jpg

Саммит открылся сессией «Стратегия бизнеса и власти: преодолеть экономический спад». Член президиума Национальной экономической палаты Казахстана «Союз Атамекен» Нурлан Жазылбеков обозначил главные проблемы. Он отметил, что между производителями и торговыми организациями отсутствуют налаженные связи, а сотрудничеству с ритейлерами мешают нездоровые входные бонусы.

Серик Камели, директор Департамента регулирования торговой деятельности Министерства национальной экономики, сообщил, что государство намерено продолжать субсидировать отечественных производителей, но выступает против административного рычага в развитии бизнеса. О развитии сферы услуг в Казахстане он сказал, что государство предоставляет инвестиционные преференции развитию и модернизации ритейла и торговых рынков в рамках программы «Дорожная карта бизнеса». Финансирование будет выделено после принятия закона, рассматриваемого в Мажилисе Парламента.

Другой модератор сессии Алексей Филатов, управляющий директор компании BBCG, поднял вопрос, как в Мажилисе РК прорабатывается структура рынка и какие каналы торговли должны развиваться.

«Мы должны защищать все рынки, вне зависимости от их структуры, – выступил Нурлан Жазылбеков. – У крупных ритейлеров возможностей больше, чем у малого и среднего бизнеса». Он также упомянул о том, что ведется работа над Предпринимательским кодексом, после введения которого у бизнесменов уже не будет необходимости корпеть над сводами законов.

Мнение о неготовности вступления Казахстана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) высказал Тохтар Есиркепов, директор Института системных исследований казахстанского общества: «В стране не функционировали институты, занимающиеся евразийской экономической интеграцией. Прогнозы не оправдались. Кризис серьёзно затронул нефтедобывающие страны, к которым относится и Казахстан. Конфликт с Украиной и санкции также повлияли на экономику».

«Нас захлестнул вал дешёвой российской продукции, – пожаловался Михаил Ошейко, представитель костанайской бройлерной птицефабрики “Жас Канат”, – произошло 40% падение реализации местных товаров молочной отрасли, муки, макарон. Снижать цены – равносильно тому, чтобы вовсе уходить с рынка». Участники разговора также подняли тему отсутствия казахстанских товаров на российском рынке. 

Фото 02.jpg

Открывая сессию «Защита и поддержка национального производства: здоровый протекционизм», Гульнар Курбанбаева подчеркнула, что бизнес несет ответственность не только перед государством, но и перед потребителями.

По словам Нурлана Жазылбекова, «47% завезённой продукции – некачественна. Президент страны объявил мораторий на проверку бизнеса. В результате – рост недобросовестного предпринимательства, уклонение от налогообложения. Бизнес не должен злоупотреблять поблажками государства».

Председатель Комитета государственной инспекции в агропромышленном комплексе Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан Сакташ Хасенов обратил внимание, что страна заинтересована в увеличении объёмов экспорта и уменьшении объёма импортируемых товаров, а в качестве главного препятствия назвал высокие процентные ставки на кредит. «Нашей продукции нет на полках из-за неконкурентоспособности, в том числе из-за падения рубля. Банки не работают с мелкотоварным производством, демпингуют импортные товары и сырье, “нагревают” посредники», – сетовал он.

Генеральный директор «Magnum Cash&Carry» Александр Гарбер также выразил обеспокоенность падением рубля: «Требуется выравнивание курсов валют. Какие бы ни вводили ограничения, у нас прозрачные границы. Нужна согласованная финансовая политика. Казахстанские производители должны сосредоточиться на себестоимости, дизайне, дисциплине поставок. Экономические катаклизмы – шанс стать конкурентными».

А Зауреш Толеубаева, и.о. директора по экономике и финансам АО «Рахат», прокомментировала: «Мы на собственном внутреннем рынке оказались незащищёнными после девальвации рубля». 

Ирина Аракелян, директор Алматинского филиала «Султан Маркетинга», продолжая тему, сказала, что в Алматы проблем с продажами не было, а вот в Северо-Казахстанской области, близкой к РФ, наблюдалось падение на 40%.

Гульнар Курбанбаева посоветовала производителям обращаться за поддержкой к государству по субсидирующей программе «Дорожная карта бизнеса – 2020».

Фото 03.jpg

На сессии «Мега аналитика» эксперты рассмотрели динамику потребительского кредитования, тенденции рынка коммерческой недвижимости, влияние экономической ситуации на рынок FMCG.

Ольга Белоногова, партнёр по аудиту CIP & TMT компании «Делойт», рассказала о 5 глобальных трендах:
  • Развитие международного ритейла путешествий. 1 млрд человек путешествуют ежегодно тратят 1 трлн долларов. В аэропортах доминирует Luxury доминирует в аэропортах, вытесняя зону duty-free.
  • Растущая важность мобильного ритейла. 65% населения Земли использует мобильные телефоны, 83% интернет-трафика идёт через смартфоны. К 2017 году онлайн-продажи составят 738 млрд долларов в год.
  • Скорость обслуживания и быстрая смена ассортимента. Опыт покупателя уже не сводится только к товару, он должен совмещаться с развлечениями и эмоциями.
  • Постоянная связь с покупателями, которые хотят знать о наличии товара с любого устройства и в любое время. 
  • Инновационный ритейл.

  • Петер Горанов, директор Департамента стратегического консалтинга и оценки Scot Holland, дал оценку покупательскому поведению казахстанцев: «Расходы населения составляют 94% от доходов. Казахстанцы тратят всё! Это плохо. 42% из 94% расходуется на еду. Конечно, денег для покупки электроники, фэшна, путешествий не остаётся».

    «Арендодатели не хотят понять, что кризис снова наступил, – говорит Горанов. – Не хотят обсуждать гибкие условия аренды. И ещё: в Казахстане много бюрократии, требуется много разрешений и рецензий». Однако сила казахстанского рынка – в молодости: «Есть куда расти – таможенный союз открыл рынок в 170 млн чел, и РК расширяет свой. Население становится более грамотным, люди меньше покупают на барахолке – идут всей семьей в торговые центры».

    Генеральный директор Nielsen Kazakhstan Константин Локтев рассказал о глобальных тенденциях на рынке FMCG, который всегда служит барометром поведения покупателей.

    «Темпы роста FMCG ушли в ноль к последнему периоду зима-весна 2015. 87% покупателей отмечают рост цен, а это влечёт снижение покупательской способности, активизируется психологический фактор: цены растут, надо экономить. Огромное влияние на казахстанский рынок оказала девальвация в России». Эксперт также отметил, что «будущее за развитием формата магазинов у дома, а не гипермаркетов. Темпы роста онлайн-торговли возрастут».

    Фото 04.jpg

    Серик Камели, открывая сессию «Долгосрочный план развития розничного бизнеса в Казахстане», акцентировал внимание на том, что предприниматели не поддерживаются государством. За последние 5 лет рост бизнеса сохраняется на уровне 6%. Камели также озвучил намерение государства с 1 января 2018 года запретить стихийную торговлю Астаны и Алматы, а к 2025 году – во всех регионах, и оставить восточный базар только в качестве культурного наследия. 

    Сабит Нарбаев, директор представительства Национального агентства по экспорту и инвестициям KAZNEX INVEST в Алматы рассказал о проблемах экспорта в стране. В качестве тренда он назвал осуществление части производства за рубежом: толлинговые контракты, изготовление продукции под собственные торговые марки, – а главным бичом отрасли – затраты на транспортировку.

    Инна Апенко, исполнительный директор компании «Казахстан Тексти Лайн» и сети магазинов детской одежды «Мимиорики», рассказала о проблемах лёгкой промышленности: «80% покупателей отмечают высокое качество и хороший дизайн одежды казахстанских брендов, но их позиция по отношению к цене на отечественные товары не меняется: все считают, что она завышена. А у нас составляющая аренды – одна из главных проблем, слишком высокие ставки. Лёгкая промышленность исключена из приоритетных отраслей». Также Инна рассказала о проекте «10 лет – 10 глобальных брендов», направленном на создание казахстанских брендов, в разработке которого она принимала участие: «Программа направлена на повышение имиджа страны. В результате будет создано 1400 рабочих мест, снизится импорт одежды. Концепция проекта готова и презентована в Мажилисе Парламента РК, который принял ее с интересом, приступаем к реализации».

    Фото 05.jpg

    Сессию «E-commerce – практика развития онлайн-ритейла» модерировал Шавкат Сабиров, президент Интернет-ассоциации Казахстана. Независимый директор Олег Брагинский рассказал о кластеризации клиентов, товаров и населённых пунктов для развития территориальной логистики. Дискуссию поддержали Мирослав Зубачевский, управляющий директор KupiVip E-Commerce Services и Игорь Василюк, директор по развитию Группы компаний Меломан.

    Параллельно проходила сессия «Ритейл и девелопмент. Как сделать общий бизнес эффективнее?», участие в которой приняли Дмитрий Ревин, исполнительный директор Eurasia RED, Молл АПОРТ, Руслан Ерекешев, Директор УК ТРЦ «MART», Евгений Ишин, управляющий ТРК ADK, управляющий директор, A-Store и Алла Жуйкова, генеральный директор ТОО «Итальянская Вилла».

    Завершая описание саммита, хочется отметить живость, откровенность и прагматизм проведённых дискуссий и отличную подготовку мероприятия.


    время публикации: 16:00  10 июня 2015 года
    0
    Теги: Казахстан, рынок

    Комментарии (0)


    Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться:  
    Интерткань
    BBI Пфеффер