0/5
«Нужно это пережить»: реальность и прогнозы от российского Fashion-ритейла

«Нужно это пережить»: реальность и прогнозы от российского Fashion-ритейла

«Нужно это пережить»: реальность и прогнозы от российского Fashion-ритейла
Условно нерабочий период в России по причине вирусной пандемии продлен до 30 апреля. До этого момента большая часть розничных сетей, и в частности fashion, планируют в едином, но сложно достижимом порыве со своими арендодателями и поставщиками выкарабкаться из создавшейся ситуации. На помощь государства почти никто не рассчитывает.
«Розница, как и ресторанный бизнес, живет не за счет накопленного «жира», а за счет выручки здесь и сейчас, в конкретном месяце, – говорит Роман Ледянкин, операционный директор дистрибьюторской компании «Гретта» (управляет 80+ франчайзинговыми магазинами аксессуаров Eleganzza и Labbra). – Благодаря снижению курса рубля, ужесточению налогового законодательства, повышению ставки НДС и прочим нюансам маржинальность бизнеса за последние 5 лет сильно снизилась. Нам просто никак не накопить на «черный день» – сегодня деньги есть, завтра их нет. Поэтому история с введением длительных условных трудовых каникул за счет бизнеса реально приводит к разорению последнего».

Изначально ритейлеры вздрогнули 25 марта, когда была объявлена первая неделя всеобщей самоизоляции. Предприятиям, которые не вошли в список системообразующих, в том числе большинству fashion-сетей, вменялось перевести сотрудников на удаленный формат с сохранением заработных плат за счет работодателя.

Бизнес сразу начал просчитывать, кто, как и чем будет выплачивать сотрудникам, обеспечивать платежи арендодателям, решать вопросы с налоговой, подавать бухгалтерскую отчетность, страховать кредиты и тд.

«Мы понимаем, что нужно терпеть и ждать, так как здоровье населения – это первостепенное на сегодня, – комментирует Светлана Можаева, заместитель генерального директора off-price-сети Familia (294 магазина по России). – Но как непродуктовый ритейлер с большим количеством сотрудников и магазинов мы рассчитываем на поддержку государства в части той же уплаты налоговых платежей и взносов, предоставления субсидированных кредитов и пр. Однако, к сожалению для нас, основные меры поддержки бизнеса, озвученные государством, нацелены на малый и средний бизнес, а мы вынуждены решать свои проблемы самостоятельно».

Сегодня часть ритейлеров, в том числе Familia, надеется, что новый режим бизнес-деятельности закончится до 30 апреля, и торговые центры снова заработают, привлекая покупателей. Тем более что указом президента губернаторы могут сами принимать решение о досрочном прекращении карантинных мер в своих регионах. 

«Хочется верить, что ТЦ начнут открываться ранее озвученного Президентом срока, – говорит Светлана Можаева. – Однако, будучи по жизни консерваторами, рассматриваем для себя более тяжелые сценарии. Из общения с fashion-коллегами и партнерами мы видим, что большинство ждет запуска офлайн-торговли после майских праздников».

«Мой прогноз – месяцем мы не ограничимся, – комментирует Илья Ярошенко, президент розничной сети Baon (на 1 января 2020 года - 120 магазинов). – Нет у нас ни китайской строгости, ни дисциплины, а это значит, что до июня карантин точно продлится. После него – долгое восстановление, которое все время будет оттягивать ухудшившаяся макроэкономика».

Возмещать потери от «трудового» месяца каждая сеть планирует по-своему. Например, Дом Моды Henderson (160 магазинов мужской одежды), в отсутствие выручки максимально режет затраты, для их покрытия берет кредиты, переносит оплату поставщикам, сокращает заказы на осень-2020, пытается передоговориться с торговыми центрами.

«Нужно это пережить»: реальность и прогнозы от российского Fashion-ритейла

«Многие поставщики реагируют адекватно на наши предложения, – говорит Рубен Арутюнян, владелец и основатель Henderson. – Что касается сотрудничества с ТЦ – пока непонятно, но, думаю, подавляющее большинство согласится на смягчение условий. Хотя, если честно, мне не ясно до сих пор, почему опыт других стран не хотим перенимать в российских реалиях? Налоговые каникулы до конца года, кредиты под 0% с гарантией государства по ним, выплата зарплат сотрудникам на 80% из государственных средств – все это нас очень выручит».

Также ритейлер отмечает, что государство могло бы вернуть из бюджета всем розничным сетям 20-30% от выплаченных ими налогов за 2019 год: «Эти средства можно дать на 3-5 лет под 0% годовых. Такая поддержка закроет временно возникшее отсутствие ликвидности ввиду выплат зарплат и текущих платежей». 

Другие варианты господдержки Рубен Арутюнян и еще 48 ритейлеров предложили в своем открытом обращении к Владимиру Путину и Михаилу Мишустину 6 апреля. Крупные операторы сетевой торговли («Стокманн», БНС, «Эконика», Inventive Retail Group, Samsonite и др.) предложили, в том числе, ввести до конца 2020 года отсрочку по выплатам НДС и налога на прибыль, софинансировать расходы на оплату простоя работников, предусмотреть механизм отсрочки выплаты процентов по кредитам до конца 2020 г. с их последующей капитализацией.

«Мы сейчас не говорим про замещение потерь, мы сейчас решаем только, как с точки зрения бизнеса сделать так, чтобы людям хотя бы зарплату выплатить, – рассказывает Роман Ледянкин. – Для этого, например, нам пришлось частично переформатироваться – «Гретта» стала дистрибьютором российского производителя системы обеззараживания воздуха, а также начала производить антибактериальные салфетки под собственным брендом».

Михаил Уржумцев, генеральный директор и акционер Melon Fashion Group (более 800 магазинов одежды ZARINA, befree, LOVE REPUBLIC и SELA) рассказал New Retail, что усилия компании направлены на поддержку бизнес-процессов, переговоры с поставщиками и воодушевление команды из 5000 сотрудников.  

«Нам сейчас покрытие части расходов обеспечивают интернет-продажи, как на площадках собственных брендов, так и на маркетплейсах Lamoda, Ozon, Wildberries, – комментирует Михаил Уржумцев. – Надеюсь, что через два месяца офлайн снова заработает, и мы перейдем к другой жизни. Не нормальной, а просто другой. Той, в которой есть хотя бы какой-то траффик и доходы. На поддержку государства рассчитывать не приходится». 

Михаил также уточняет, что сейчас и потом, когда магазины откроются и все бизнес-процессы заработают в полную силу, у людей должна сохраниться возможность зарабатывать. «Сейчас мы сосредоточились на поисках возможностей для всей команды, чтобы с достоинством перенести ближайшие 2-3 месяца, – добавляет Михаил Уржумцев. – Команда – наше все, и нужно это пережить. Благо, что кризис всегда имеет конец».




Читайте также: Продавцы одежды и обуви готовятся к массовым банкротствам




Что касается e-commerce, то ритейлеры настроены скептически в отношении этого канала продаж. Особенно в партнерстве с маркетплейсами. 

«Свой интернет как работал, так и работает, но это лишь 2-3% от оборота, – комментирует Илья Ярошенко. – Маркетплейсы же, мы это видим, уже просели. Среди всех негативных факторов выделяются отсутствие возможности примерки и введение повсеместной предоплаты. Не любят в России так покупать одежду».

Роман Ледянкин также отмечает, что введение 100%-ной предоплаты на одной из известных онлайн-площадок привело к падению продаж брендов Eleganzza и Labbra в 3-4 раза: «Это плюсом к тому, что последние полгода покупательское поведение и так уже сдержанное – многих надо убеждать, обхаживать, предлагать новый клиентский опыт. У fashion-ритейла давно нет легкой выручки».

В пресс-службе маркетплейса Wildberries отмечают, что в первые дни введения режима самоизоляции число заказов снизилось, но сейчас компания фиксирует общий рост спроса в fashion. Например, с 28 марта по 3 апреля продажи одежды на Wildberries в штуках выросли на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Продажи аксессуаров в штуках выросли в 1,5 раза, одежды для самых маленьких — почти в 3 раза, но спрос на обувь незначительно снизился.

При этом ритейлеры считают, что кризис хорошо покажет, кто есть кто в команде. 

«Когда отрасль восстановится, и fashion-розница снова начнет свое развитие, на рынке труда окажется много свободных кандидатов. Однако будет сложно определить, с кем из них расстались из-за неэффективности, а с кем – из-за сложностей в бизнесе», – комментирует Дарья Тулубенская, партнер хедхантинговой компании Kontakt InterSearch Russia

По словам эксперта, большинство топовых позиций в fashion сейчас «заморожены» для рекрутмента, а те высокоуровневые специалисты, кто остается при деле, соглашаются на сокращение бонусов и окладов. Компании при этом стараются сберечь топ-команды, понимая, что сохранение эффективного менеджера сейчас выйдет гораздо дешевле, чем его поиск в будущем. 

«Тем не менее, топ-команды из fashion сейчас открыты к общению с хедхантерами, – добавляет Дарья Тулубенская, – ведь ими интересуются компании из других индустрий, например, food-ритейл, FMCG, фармацевтика».

New Retail


время публикации: 10:00  09 апреля 2020 года
0
Теги: fashion, коронавирус


Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться:  
Реклама на New Retail. Медиакит
Подпишитесь на новости ритейла

Согласен с политикой конфиденциальности

Реклама на New Retail. Медиакит