Ответственность перевозчика: Кто виноват? Что делать?

время публикации: 10:00 25 июня 2025 года
@Freepic (AI-generated)
Рассказывает Зара Геворкян, директор корпоративного страхования СберСтрахования.
Перевозки грузов — один из важнейших элементов современной экономики. Чтобы сохранить качество услуг, транспортные компании обязаны постоянно адаптироваться к новым требованиям и условиям работы. Это касается соответствия профильному законодательству, учёта изменения маршрутов, перестройки логистических цепочек.
Ежегодно только в России убытки от повреждения или утраты грузов исчисляются миллиардами рублей.
Одним из краеугольных вопросов становится распределение ответственности между всеми участниками процесса, а также роль страховых партнёров в защите интересов владельцев грузов.
На работу логистической сферы влияют разные факторы:
— колебания цен на перевозку, например фрахтовых ставок, которые определяют, во сколько обойдется транспортировка партии по морю
— старение автотранспорта, в частности, по данным «Автостата», на начало 2025 года в российском грузовом парке насчитывается более 500 тысяч единиц техники старше 20 лет
— низкая привлекательность профессии водителя
— высокая стоимость новой техники
— нестабильность в заказах
Разбираясь с многообразием этих сложностей, предприниматель зачастую отодвигает на второй план превентивную работу с рисками. При этом эксперты говорят, что отечественный бизнес ежегодно теряет миллиарды рублей из-за повреждения или утраты грузов при перевозках.
Пренебрежение использованием существующих инструментов для компенсации финансовых потерь может стать фатальным для бизнеса. Ведь утрата груза зачастую оборачивается штрафами за срыв срока поставок, судебными разбирательствами, сопутствующими расходами. В совокупности эти последствия могут перечеркнуть годы работы компании.
Согласно российскому законодательству, ответственность за сохранность груза с момента принятия и до передачи получателю несёт перевозчик. И если в процессе транспортировки он повреждается или оказывается уничтожен, именно перевозчик обязан возместить собственнику весь ущерб.
Одними из ключевых изменений в страховании ответственности транспортных компаний стало включение в 2021 году пунктов о страховании в законы, которые регулируют автомобильные перевозки и экспедиторскую деятельность. Ещё одна ключевая веха — появление Стандарта страхования ответственности перевозчиков и экспедиторов Всероссийского союза страховщиков (ВСС).
В настоящее время транспортные компании могут защищать свои интересы не только при повреждении или утрате груза, но и, например, в случае инцидентов с контейнером или полуприцепом, задержки доставки, нарушений таможенных правил. Полис поможет компенсировать различные расходы в связи с убытком.
Страховщики адаптируют свои продукты под актуальные запросы рынка, предлагая как страхование отдельных видов деятельности перевозчиков и экспедиторов, так и комплексные решения, включающие страхование грузов. При этом стоимость страховых услуг не только не выросла, но по отдельным перевозкам даже сравнялась со стоимостью чашки кофе. Это произошло благодаря более широкому распространению страхования в транспортной отрасли.
Среди распространённых причин привлечения перевозчика к ответственности можно выделить:
● неправильное размещение и крепление груза;
● механические повреждения при погрузке или разгрузке;
● несоблюдение температурного или иного режима, важного для сохранности товара.
При этом ответственность может быть ограничена или снята, если у перевозчика есть задокументированные доказательства, что неправильная упаковка или ненадежные крепления — ошибки, допущенные отправителем. Если говорить о международных перевозках, здесь действует Конвенция CMR, которая определяет ответственность перевозчика, а также устанавливает лимиты компенсаций и закрепляет правила доказательства вины.

@Freepic
Владелец груза может существенно снизить риск повреждения, если будет использовать комплексный подход к организации перевозки:
● Качественная упаковка и крепление
Правильная упаковка и надежное крепление груза — основа его сохранности. Если она не соответствует предъявляемым требованиям, ответственным за повреждение является отправитель. Компаниям рекомендуется обращать внимание на использование сертифицированных материалов, соблюдать инструкции по креплению и маркировку с указанием условий транспортировки.
● Документальное оформление
При возникновении спора о виновнике повреждения товара ключевыми доказательствами становятся документы. По этой причине все этапы передачи, осмотра и погрузки груза должны быть корректно и в полной мере отражены в транспортных накладных, актах погрузки и актах о повреждении.
● Экспертиза и фиксация повреждений
Факт повреждения груза нужно фиксировать при участии представителя перевозчика. Для этого нужно не только составить акт, но также сделать снимок и собрать свидетельские показания. Эти детали позволят определить причину причинённого ущерба и установить виновника.
● Претензионная работа
Также при возникновении убытка важно своевременно подать претензию перевозчику и приложить к ней подтверждающие документы. Если договориться не получится — сторонам придётся обратиться в суд.
● Страхование
Страхование грузов — эффективный инструмент защиты от финансовых потерь вне зависимости от того, кто признан виновником повреждения. На рынке есть полисы, которые защищают от непредвиденных расходов как владельцев груза, так и перевозчиков.
Читайте также: Риск-инжиниринг: как минимизировать потери и повысить прибыль своего бизнеса на примере складов
Происшествия с грузами могут обернуться финансовыми потерями, даже если перевозимый товар не пострадал. Одна из самых крупных выплат перевозчику в нашей практике была связана с опрокидыванием транспорта в результате ДТП.
Грузовик перевозил пакетированный чай, в результате происшествия паллеты с товаром рассыпались по обочине. Несмотря на то, что перевозчик приложил усилия, чтобы минимизировать последствия, вызвал другой транспорт и до его приезда собрал и разложил товар, сроки поставки были нарушены. Выплата составила более 8,5 млн рублей.
Выплату почти в 2 млн рублей получил перевозчик, который привёз непригодные к использованию корундографитовые изделия. Причиной повреждений, как и в первом случае, стало ДТП. При отсутствии страхового полиса клиенту пришлось бы самостоятельно компенсировать заказчику стоимость всей партии, что существенно сказалось бы на его финансовой устойчивости.
Нередко столкновение с автомобилем становится причиной повреждения даже грамотно упакованных грузов. СберСтрахование выплатило клиенту 1,5 млн рублей, так как в результате ДТП три из четырёх перевозимых им контейнера с жидкими химикатами, раскололись, и содержимое вытекло на землю.
Рынок страхования грузоперевозок в России в ближайшие годы продолжает расти, несмотря на замедление темпов. Согласно статистике ЦБ, объём страховых премий в сегменте вырос в 2024 году на 31,2%, до 52,4 млрд рублей. При этом, по прогнозам Всероссийского союза страховщиков (ВСС), в 2025 году этот показатель превысит 60 млрд рублей, а к 2030 году может достичь 100 млрд рублей и более. Положительное влияние окажут рост экономической активности и товарооборота.
Цифровизация и онлайн-страхование грузов уже стали одними из трендов развития страхового направления. Возможность оформления страховых полисов будет интегрирована не только в специализированные логистические платформы, но и в площадки маркетплейсов. Это облегчит и упростит процесс для клиентов из сегмента малого и миробизнеса, ориентирующегося на торговлю на онлайн-площадках.
Кроме того, сопровождение договоров в онлайн-режиме позволит страховым компаниям точнее оценивать риски и быстрее реагировать на изменения в международной логистике. Не менее важным аспектом становится упрощение и ускорение процесса урегулирования убытков. Ведь от скорости получения компенсаций зависит оперативность восстановления бизнеса после финансовых потерь.
Чтобы оставаться конкурентоспособным, бизнесу важно уже сегодня уделять внимание работе с рисками. Не только в части выстраивания моделей получения компенсаций в случае наступления негативных событий. Но также работать над предотвращением возможных убытков: своевременно обновлять и модернизировать транспортный парк, отладить процесс погрузки и разгрузки грузов, методику его безопасного размещения, перейти к использованию качественной и современной упаковки.
Кто несёт ответственность за повреждение груза в пути и какие шаги может предпринять владелец, чтобы минимизировать убытки?

Перевозки грузов — один из важнейших элементов современной экономики. Чтобы сохранить качество услуг, транспортные компании обязаны постоянно адаптироваться к новым требованиям и условиям работы. Это касается соответствия профильному законодательству, учёта изменения маршрутов, перестройки логистических цепочек.
Ежегодно только в России убытки от повреждения или утраты грузов исчисляются миллиардами рублей.
Одним из краеугольных вопросов становится распределение ответственности между всеми участниками процесса, а также роль страховых партнёров в защите интересов владельцев грузов.
Ключевые сложности рынка
На работу логистической сферы влияют разные факторы:
— колебания цен на перевозку, например фрахтовых ставок, которые определяют, во сколько обойдется транспортировка партии по морю
— старение автотранспорта, в частности, по данным «Автостата», на начало 2025 года в российском грузовом парке насчитывается более 500 тысяч единиц техники старше 20 лет
— низкая привлекательность профессии водителя
— высокая стоимость новой техники
— нестабильность в заказах
Разбираясь с многообразием этих сложностей, предприниматель зачастую отодвигает на второй план превентивную работу с рисками. При этом эксперты говорят, что отечественный бизнес ежегодно теряет миллиарды рублей из-за повреждения или утраты грузов при перевозках.
Пренебрежение использованием существующих инструментов для компенсации финансовых потерь может стать фатальным для бизнеса. Ведь утрата груза зачастую оборачивается штрафами за срыв срока поставок, судебными разбирательствами, сопутствующими расходами. В совокупности эти последствия могут перечеркнуть годы работы компании.
Кто отвечает за груз?
Согласно российскому законодательству, ответственность за сохранность груза с момента принятия и до передачи получателю несёт перевозчик. И если в процессе транспортировки он повреждается или оказывается уничтожен, именно перевозчик обязан возместить собственнику весь ущерб.
Одними из ключевых изменений в страховании ответственности транспортных компаний стало включение в 2021 году пунктов о страховании в законы, которые регулируют автомобильные перевозки и экспедиторскую деятельность. Ещё одна ключевая веха — появление Стандарта страхования ответственности перевозчиков и экспедиторов Всероссийского союза страховщиков (ВСС).
В настоящее время транспортные компании могут защищать свои интересы не только при повреждении или утрате груза, но и, например, в случае инцидентов с контейнером или полуприцепом, задержки доставки, нарушений таможенных правил. Полис поможет компенсировать различные расходы в связи с убытком.
Страховщики адаптируют свои продукты под актуальные запросы рынка, предлагая как страхование отдельных видов деятельности перевозчиков и экспедиторов, так и комплексные решения, включающие страхование грузов. При этом стоимость страховых услуг не только не выросла, но по отдельным перевозкам даже сравнялась со стоимостью чашки кофе. Это произошло благодаря более широкому распространению страхования в транспортной отрасли.
Среди распространённых причин привлечения перевозчика к ответственности можно выделить:
● неправильное размещение и крепление груза;
● механические повреждения при погрузке или разгрузке;
● несоблюдение температурного или иного режима, важного для сохранности товара.
При этом ответственность может быть ограничена или снята, если у перевозчика есть задокументированные доказательства, что неправильная упаковка или ненадежные крепления — ошибки, допущенные отправителем. Если говорить о международных перевозках, здесь действует Конвенция CMR, которая определяет ответственность перевозчика, а также устанавливает лимиты компенсаций и закрепляет правила доказательства вины.

@Freepic
Как владельцу груза минимизировать убытки?
Владелец груза может существенно снизить риск повреждения, если будет использовать комплексный подход к организации перевозки:
● Качественная упаковка и крепление
Правильная упаковка и надежное крепление груза — основа его сохранности. Если она не соответствует предъявляемым требованиям, ответственным за повреждение является отправитель. Компаниям рекомендуется обращать внимание на использование сертифицированных материалов, соблюдать инструкции по креплению и маркировку с указанием условий транспортировки.
● Документальное оформление
При возникновении спора о виновнике повреждения товара ключевыми доказательствами становятся документы. По этой причине все этапы передачи, осмотра и погрузки груза должны быть корректно и в полной мере отражены в транспортных накладных, актах погрузки и актах о повреждении.
● Экспертиза и фиксация повреждений
Факт повреждения груза нужно фиксировать при участии представителя перевозчика. Для этого нужно не только составить акт, но также сделать снимок и собрать свидетельские показания. Эти детали позволят определить причину причинённого ущерба и установить виновника.
● Претензионная работа
Также при возникновении убытка важно своевременно подать претензию перевозчику и приложить к ней подтверждающие документы. Если договориться не получится — сторонам придётся обратиться в суд.
● Страхование
Страхование грузов — эффективный инструмент защиты от финансовых потерь вне зависимости от того, кто признан виновником повреждения. На рынке есть полисы, которые защищают от непредвиденных расходов как владельцев груза, так и перевозчиков.
Читайте также: Риск-инжиниринг: как минимизировать потери и повысить прибыль своего бизнеса на примере складов
А что на практике?
Происшествия с грузами могут обернуться финансовыми потерями, даже если перевозимый товар не пострадал. Одна из самых крупных выплат перевозчику в нашей практике была связана с опрокидыванием транспорта в результате ДТП.
Грузовик перевозил пакетированный чай, в результате происшествия паллеты с товаром рассыпались по обочине. Несмотря на то, что перевозчик приложил усилия, чтобы минимизировать последствия, вызвал другой транспорт и до его приезда собрал и разложил товар, сроки поставки были нарушены. Выплата составила более 8,5 млн рублей.
Выплату почти в 2 млн рублей получил перевозчик, который привёз непригодные к использованию корундографитовые изделия. Причиной повреждений, как и в первом случае, стало ДТП. При отсутствии страхового полиса клиенту пришлось бы самостоятельно компенсировать заказчику стоимость всей партии, что существенно сказалось бы на его финансовой устойчивости.
Нередко столкновение с автомобилем становится причиной повреждения даже грамотно упакованных грузов. СберСтрахование выплатило клиенту 1,5 млн рублей, так как в результате ДТП три из четырёх перевозимых им контейнера с жидкими химикатами, раскололись, и содержимое вытекло на землю.
Какие изменения ждут рынок?
Рынок страхования грузоперевозок в России в ближайшие годы продолжает расти, несмотря на замедление темпов. Согласно статистике ЦБ, объём страховых премий в сегменте вырос в 2024 году на 31,2%, до 52,4 млрд рублей. При этом, по прогнозам Всероссийского союза страховщиков (ВСС), в 2025 году этот показатель превысит 60 млрд рублей, а к 2030 году может достичь 100 млрд рублей и более. Положительное влияние окажут рост экономической активности и товарооборота.
Цифровизация и онлайн-страхование грузов уже стали одними из трендов развития страхового направления. Возможность оформления страховых полисов будет интегрирована не только в специализированные логистические платформы, но и в площадки маркетплейсов. Это облегчит и упростит процесс для клиентов из сегмента малого и миробизнеса, ориентирующегося на торговлю на онлайн-площадках.
Кроме того, сопровождение договоров в онлайн-режиме позволит страховым компаниям точнее оценивать риски и быстрее реагировать на изменения в международной логистике. Не менее важным аспектом становится упрощение и ускорение процесса урегулирования убытков. Ведь от скорости получения компенсаций зависит оперативность восстановления бизнеса после финансовых потерь.
Чтобы оставаться конкурентоспособным, бизнесу важно уже сегодня уделять внимание работе с рисками. Не только в части выстраивания моделей получения компенсаций в случае наступления негативных событий. Но также работать над предотвращением возможных убытков: своевременно обновлять и модернизировать транспортный парк, отладить процесс погрузки и разгрузки грузов, методику его безопасного размещения, перейти к использованию качественной и современной упаковки.
Зара Геворкян,
директор корпоративного страхования СберСтрахования.
Для NEW RETAIL
0
Последние новости
Самое популярное
-
Цифра диктует условия: почему ритейл увеличивает закупки мобильных принтеров и т...
-
Как GRASS переходит на интеллектуальное прогнозирование спроса от Novo BI и меня...
-
К Дню России: несколько слов в защиту российской правовой системы
-
Удержание через технологии: как приложения для обучения и адаптации помогают бор...
-
Как предпринимателю найти специалиста по Яндекс Директу и не потерять бюджет