0/5

Основные тренды в подборе линейного персонала для пищевого производства

Основные тренды в подборе линейного персонала для пищевого производства
время публикации: 10:00  06 июня 2023 года
Рост вакансий на вахту в пять раз и увеличение конкуренции по массовым профессиям в десять раз, интерес к нестандартным вариантам трудоустройства, рост зарплат линейного персонала и падение интереса к работе, – какие еще тренды определяют сейчас рынок линейного персонала для пищевого производства?
По данным Росстата официальный уровень безработицы в РФ по итогам марта достиг исторического минимума в 3,5 %. По данным Института экономической политики им. Гайдара в апреле 2023 на фоне роста выпуска дефицит кадров составил 35%, что стало «абсолютным рекордом с 1996 год.

В сложившейся ситуации перед предприятиями – производителями сектора FMCG остро встает вопрос, как привлекать и удерживать линейный персонал, то есть, комплектовщиков, фасовщиков, работников складов, торговых представителей, логистических центров, мерчадайзеров и т. д. Эти вопросы на площадке «Руспродсоюза» обсудили представители сервиса «Авито Работа», аутсорсингового агентства «Градус», а также сервиса по мониторингу зарплат «Salary Index».

По данным, которые озвучила Мария Бакатова, старший менеджер по работе сервиса «Авито работа» за год количество вакансий на портале увеличилось на 82%, за последний год в целом уровень конкуренции по массовым профессиям вырос в 10 раз. За год количество вакансий на вахтовом методе увеличилось в среднем в пять раз, в то время как соискательская активность снизилась в среднем на 7% по отраслям: Без опыта, Продажи, Производство и сырье. Вахтовый метод в ритейле и пищевой промышленности показывает наибольший прирост по вакансиям и наименьшее падение по соискательской активности.

Основные тренды в подборе линейного персонала для пищевого производства
 
Мария Бакатова выделили тенденцию, согласно которой нестандартные форматы трудоустройства набирают популярность: количество вакансий на неполный рабочий день выросло на 73%. Количество резюме на вакансии неполного рабочего дня увеличилось на 140%. На «Авито Работа» доля людей, работающих как самозанятые, выросло в полтора раза, 53% кандидатов совмещают основную работу и подработку. За год количество вакансий сменном графике увеличилось в два раза, в то время как соискательская активность снизилась в среднем на 21% по отраслям: Без опыта, Продажи, Производство.

По статистике «Авито Работа», зарплатные ожидания соискателей и бюджеты на подбор растут. Зарплаты по вакансиям пищевого производства сейчас варьируются от 38 000 р. до 97000 р. По вакансиям упаковщика средний уровень медианной зарплаты по России на вахтовом методе составил 97 000 р., по полному рабочему дню – 51 000 р., по сменному графику – 47 000 р.

Основные тренды в подборе линейного персонала для пищевого производстваВакансии фасовщика предлагают соискателям средние зарплаты - 81 000 р. по вахтовому методу, 45 000 р. за полный рабочий день и 41 000 р. при сменном графике. На позиции повара помимо стандартных (вахта, полный день, сменный график) форматов трудоустройства пользуется популярностью свободный график (средняя предлагаемая зарплата – 38 000р.).

По итогам мониторинга размещенных вакансий, на четырех массовых агрегаторах по поиску работы, наиболее востребованными являются сборщики заказов и комплектовщик, далее идут грузчики, отметила Екатерина Ивашкевич, руководитель мониторинга зарплат Salary Index. В условиях острого дефицита массового персонала производители аккуратно повышают ставки.

Основные тренды в подборе линейного персонала для пищевого производства

Так I квартале 2023 г. наблюдается небольшой рост (+ 6-8%) заработных плат в Москве и ПФО на позицию комплектовщика, в среднем заработная плата такого работника составляет 57 435 р в Москве и 48315 р. в ПФО.  Стабильный рост зарплат торговых представителей можно отметить во всех регионах. Значительный рост заработной платы в I квартале 2023 года был у торговых представителей в ЮФО, средняя компенсация составляет 62 877 р. в месяц, что на 15% выше, чем было в предыдущем квартале, также выросли ставки у торговых представителей, работающих в  УФО, ПФО и СФО  +8%, + 11%, + 11%, соответственно.

Мерчандайзер в FMCG также стали зарабатывать больше: сравнительный анализ средних значений заработной платы за 2021-2022-2023 гг. показывает максимальный рост ставок на 12- 14 % в Центральном регионе. Меньше повезло супервайзерам, тут ставки сохраняются на прежних уровнях, исключением стали УФО и СФО, где заработная плата супервайзера выросла на 5-6%.

Основные тренды в подборе линейного персонала для пищевого производстваДефицит линейного персонала заставляет работодателей и рекрутеров искать новые эффективные способы подбора и удержания персонала, об этих нюансах рассказал Антон Луцевич, представитель агентства «Градус». По данным агентства, текучка линейного персонала очень высокая и может достигать до 200% в год. Конечно, размер заработка имеет значение, по данным агентства, если в 2022 году среднее ожидание по доходу у комплектовщика с ТСД составляло в районе 2000 – 2200 р. в смену, то в 2023 году ожидания выросли минимум на 10%, и среднестатистический комплектовщик хочет от 2400 – 2500 р. И выше за смену, то есть больше  60 000 р. в месяц.  Однако достойной компенсации «синим воротничкам» в моменте недостаточно.

Немаловажными факторами в привлечении и удержании массового персонала становятся условия труда, качество предоставляемого жилья, если речь идет о работе вахтовым методом, обеспечение питанием и транспортировка к месту работы. С начала СВО зарплатные ожидания выросли, некоторые категории предпочли работе службу по контракту, где ставки выше, а наиболее востребованные работники – это как раз мужчины от 25 до 40 лет, что затрудняет работу рекрутеров.

В России упали продажи мюслей и каш быстрого приготовления на 11,6%
В России упали продажи мюслей и каш быстрого приготовления на 11,6%

Расходы бизнеса на поиск и привлечение исполнителей также непрерывно растут. В среднем стоимость привлечения адаптированного сотрудника, составляет 10 000 р. и варьируется в зависимости от сезона.  По статистке «Градуса», основными каналами по поиску и подбору массового персонала являются: агрегаторы вакансий - 65%, далее следуют социальные сети - 20%, также работает традиционная медийная реклама – на наружные объявления и медиа приходится 15% закрытых вакансий. Но в ближайшем будущем картина может измениться за счет уберизации процесса привлечения и управления персоналом.

Современные мобильные приложения на базе цифровых платформ оптимизируют не только процесс поиска и привлечения сотрудников, но и сокращают издержки на оформление договорных отношений, выплату заработных плат с учетом налогообложения, ведение документооборота. «Градус» уже запустил собственное мобильное приложение для оптимизации работы, прямой связи с потенциальными исполнителями и упрощением оформления и выплат вознаграждений. Буквально за три месяца приложение установили 15 000 человек, с которыми работает «Градус» и более 75% воспользовались его возможностями.




Читайте также: Кейс Talantix и «Альтерры»: как увеличить штат на 12% за месяц в сетевой рознице и развивать культуру подбора




Дискуссия остаётся открытой. Для производителя сложной остается тема подбора линейного персонала: запросы на компенсации, издержки на привлечение и сопровождение персонала растут, количество желающих работать на производстве стремительно падает. В итоге увеличивается стоимость производства конечного продукта, и логично его цена на полке, что опять-таки способствует очередному витку роста цена на продовольствие, несмотря на объявленную частичную дефляцию.
  
Без правильных и консолидированных решений в области массового подбора линейного персонала задачу не решить, вопрос в том, как быстро производители и рекрутеры смогут перестроить внутренние системы, найдут способы мотивировать и удерживать персонал, и конечно же переведут в цифру все процессы, связанные с подбором, оформлением и выплатами. 

Обзор подготовлен сотрудниками агентства «Градус».

NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит