Рынок труда в рознице: что происходит прямо сейчас?
1. Гендерный перевес в сторону женского населения и повышение среднего возраста сотрудников
Возникший в 2020 году недостаток персонала в рознице в нынешних условиях только усугубляется, а средний возраст кандидатов растет.
В допандемийный год трудилось 59,8% населения в возрасте от 15 лет и старше, при этом доля мужчин в составе активного трудоспособного населения составляет 67,8%.
Несколько иная картина складывается в ритейле, где традиционно женщины занимали в линейном персонале (кассиры, мерчандайзеры, продавцы и т.п.) большую часть.
Присутствие мужской части работоспособного населения на линейных позициях в магазинах, на складах, распределительных центрах снижается, причем до последних событий доля мужчин в рознице не превышала 35-40% от общего числа занятых.
Уменьшение количества мужчин отразится и на цепочке поставок, ведь грузчики и водители грузового транспорта доставки, курьеры – это, в основном, мужчины. С оттоком последних, ритейлеры будут вынуждены пересматривать техническое оснащение объектов, ведь разгружать паллеты и перемещать тяжеловесные бутыли с водой кому-то все же придется.
Помимо внезапных изменений в гендерном соотношении кадров, меняется и возрастной портрет линейного персонала. По данным платформы «Моя смена», в 2022 году всего 10% от всех зарегистрированных на портале – молодежь в возрасте 18-24 лет, остальные кандидаты преимущественно представлены старшим поколением от 50 лет.
«Подавляющее присутствие старшего поколения в розничной торговле объясняется тем, что юные кадры чаще предпочитают развиваться в более динамичных онлайн-профессиях, предусматривающих удаленный режим и свободу самовыражения. В отличие от выпускников 20-летней давности, нынешние кандидаты имеют больше возможностей для выбора способа подработки, – комментирует коммерческий директор платформы «Моя смена» Роман Шаталов.
– Они скорее выберут работу фрилансера, нежели рутинные задачи и постоянное присутствие на рабочем месте».
2. Лояльность и уважение в обмен на постоянство кадрового состава
В ожидании еще большего недостатка кадров, уровень безработицы сейчас, по данным Росстата, находится на историческом минимуме. В августе зафиксирована безработица на уровне 3,8% - это самая низкая безработица за последние 5 лет и снижения покупательской активности населения торговые сети стали обращать внимание на дополнительные источники по привлечению персонала, а также оптимизировать использование рабочей силы.
«Ритейлеры, которые вкладывают больше средств в оптимизацию процессов, требующих вовлечения линейных сотрудников (кассы самообслуживания, удобные ТСД с возможностью выбора языка работы для сотрудников из других стран и пр.), наиболее эффективны с точки зрения Like for Like показателей и продуктивности, – добавляет генеральный директор «Моя смена» Николай Гальянов.
– Это серьезно расширяет воронку входа для кандидатов, ведь чем проще функции, тем легче найти работников».
Помимо индексации зарплат ритейлеры предлагают удобные условия труда в виде гибкого графика, а кроме того, серьезно изменилась культура общения руководства с подчиненными. Отмечается уровень роста вовлеченности работодателей в заботу о персонале и в активности по планированию оптимальной нагрузки на работников.
Так что ESG-принципы (экология, социальная политика и корпоративное управление) даже в нынешние трудные времена постепенно завоевывают свои позиции в менеджменте ритейла.
Даже частичная интеграция ESG-повестки в свою бизнес-модель как формы долгосрочной заботы о сотрудниках, точно выверенной социальной политикой компании, помогает снижать текучесть кадров и повышает продуктивность персонала.
Вместе с тем, сети стараются не впадать в зависимость от квалификации наемного труда и автоматизируют все, что можно. Ритейлеры устанавливают кассы самообслуживания, внедряют «умные» телеги, ТСД с продвинутой навигацией, голосовые помощники на РЦ, онлайн мониторинг остатков на полке/складе, а сотрудникам оставляют задачи, не требующие особой профессиональной подготовки. Именно такая модель и позволяет получить максимальную выгоду от привлечения самозанятых, которым удобно поручать простые функции без необходимости специального обучения перед выходом на смену.
3. Самозанятость станет основной формой заработка для населения в течение 5 лет
По данным ФНС, ежедневный прирост самозанятых составляет 8,5 тысяч человек. Мэр Москвы сообщил, что в первой половине 2022 года в Москве доля самозанятых уже составила 15% от всех работающих. Согласно отчёта MasterCard, глобальные транзакции, связанные с экономикой подработок, к которой можно отнести и работу самозанятых, будут расти на 17% в год примерно до 455 миллиардов долларов к 2023 году
По данным McKinsey в 2022 году уже 36 процентов респондентов, идентифицируют себя как независимые работники. По некоторым оценкам к 2030 году до 40 % синих воротничков выйдут за штат, предпочитая стабильности свободу трудовых отношений.
«Сейчас более 18% пользователей «Моей смены» рассматривают платформу в качестве основного источника дохода, – добавил Роман Шаталов. – Преимуществами такого формата отношений кандидаты называют гибкий график, свободу выбора и возможность планировать отпуск по своему желанию.
Если сейчас мы видим, что пользователи нашей платформы занимают порядка 5% от общего числа сотрудников торговой сети, то через 10 лет они составят 30% всего штата. К примеру, в мае-июне на платформе было забронировано до 30 тысяч смен, сегодня это уже 60 тысяч в месяц. Рост популярности подобных платформ мы связываем с сезонностью, нестабильностью внутриэкономической ситуации и популяризацией самой модели привлечения временного работника».
4. Развитие региональных дискаунтеров и повышение комфорта столичных торговых сетей.
Развитие торговых сетей не прекращается, почти каждый ритейлер продолжает экспансию и открытие новых магазинов, однако по сравнению с предыдущим годом темпы роста замедлились. По данным агентства InfoLine, темпы прироста новых магазинов в сегменте FMCG в первом полугодии сократились на 13% по отношению к первому полугодию 2021 года.
В то время как Москва и Санкт-Петербург борются за реновацию существующих магазинов в сторону внешней привлекательности и удобства, в регионах набирают популярность форматы дискаунтеров, такие как «Светофор», «Чижик», «Моя цена» (по данным агентства InfoLine, площадь дискаунтеров в первой половине года увеличилась на 4,8%), где ради сохранения низкой цены на товары, снижены и требования к уровню сервиса и широте ассортимента.
«Хотя неукомплектованность - общая для всех проблема, малонаселенные регионы страдают от недостатка персонала больше, – подчеркнул Николай Гальянов. – В то время как в крупных городах-миллионниках растет спрос на более квалифицированный, ориентированный на сервис внешний персонал, в небольших городах из-за недостатка трудоспособного населения, проблема заключается в тотальном отсутствии кандидатов. Как раз там магазины с помощью платформы для самозанятых скорее привлекут исполнителя работать хотя бы на разовые подработки благодаря гибким и удобным для него условиям».
5. Обострение ситуации в марте в 2023 году и высокий уровень тревоги персонала
Согласно данным Verme, по итогам закрытого опроса ритейлеров с численностью магазинов 100+ около 64% линейных руководителей розничных сетей не заметили глобальных перемен за последние полгода, однако 28% ожидают неизбежного обострения ситуации в марте 2023.
Среди опрошенных всего 8% испытывают на себе острые последствия глобальных мировых событий и сравнивают их влияние на бизнес с начальным периодом пандемии 2019 года.
Читайте также: Персонал аптечных сетей в эпоху ковида и санкций: как сохранить и приумножить кадры
Несомненно, новые технологические платформы толкают рынок к новому уровню развития, тенденции, которые наметились в распределении труда самозанятых при помощи платформ, являют нам нового работника и высокий уровень автоматизации работы с персоналом со стороны ритейла. Это очень перспективное направление.
Более 50% респондентов называют в качестве ключевого отличия возросший уровень тревоги персонала нежели реальный его отток. Такое положение дел наблюдается на всех уровнях: и в магазинах, и в офисе.
«Сейчас главное - подготовиться к высокому сезону и хорошо отторговать в ноябре-декабре. В начале года традиционно будет сезонный спад и появится возможность для планирования новых инициатив, – подытожил коммерческий директор платформы «Моя смена» Роман Шаталов.
Статья создана независимым экспертом по инновациям в ритейле Агатовым Борисом совместно с экспертами платформы по привлечению самозанятых «Моя смена» Николаем Гальяновым и Романом Шаталовым.
Для New Retail
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...