В сравнении с Европой российский ритейл последние лет десять развивался догоняюще-опережающими темпами. И это не могло не радовать. Внедрение самообслуживания, огромные моллы, свежая выпечка в супермаркетах. Но дальше что-то пошло не так. С количеством все в порядке – общие торговые площади растут, но вот в качество этот рост никак не переходит. То ли дефицит идей, то ли излишняя озабоченность ритейлеров финансовыми показателями. Российскому фуд-ритейлу пора уже выходить из идеологического тупика, считает Александр Царев.
Многие торговые сети уверенно деградируют даже от первоначального своего уровня. Началось это с регионов, теперь вовсю перекинулось и на Москву. Супермаркеты для среднего класса превращаются в дискаунтеры. Дискаунтеры же становятся откровенными помойками. Снижение качества продуктов, отсутствующий сервис, проблемы с поддержанием элементарной чистоты...
Не так давно популярный блогер в ЖЖ «наехал» на один из магазинов «Дикси». Огромный фоторепортаж с уничижительными комментариями чуть ли не по каждому аспекту работы магазина. В своей публикации он, конечно, кое-что передернул, кое-что «докрутил». Но только в целом возразить ему нечего. Магазин в спальном районе не вызывает никаких положительных эмоций. Более того, все претензии – убогий ассортимент, «фокусы» с ценниками, хамоватый персонал – можно отнести к любой (!) сети для «условно бедных». И редкие хорошие магазины тому исключение, подтверждающее правило.
Думаю, что стремительное снижение планки качества дешевых магазинов связано в первую очередь с готовностью потребителей покупать «что попало» и «где попало». Самоуважения что ли нам не хватает. На второе место я бы поставил слабые торговые традиции, дистанцию между собственником и покупателем. И на почетное третье – безудержное желание сетевой торговли оптимизировать все до копейки.
Магазины для богатых пока держатся на некотором усредненном уровне. Но это уже только минимум. Предложенные на заре появления современной розницы решения (свежая выпечка, своя кулинария) остались без какого бы то ни было развития. На поверку выяснилось, что магазинная кулинария не такая уж вкусная, овощной раздел порой проигрывает тому же Ашану, да и в ассортименте примерно те же марки, что и везде. Главное – нет принципиально новых форматов и сценариев работы с потребителями.
Застой форматов ритейла, как и общее качество, вызывает печаль у потребителей с доходом выше среднего. Особенно среди тех, кто регулярно посещает Европу и может сравнить качество тех же продуктов. Идет активное переключение на дорогие рынки и интернет-доставку из «бутиковых» магазинчиков. Получается, что с запретом импортных продуктов дорогим магазинам практически нечего предложить обеспеченной аудитории. Не считать же таким предложением подушки за полцены при сборе ленты наклеек.
На мой взгляд, есть как минимум 5 идей для оживления фуд-ритейла.
1. Магазин-как-рынок. Логистика свежих овощей и фруктов сложна. Не поспоришь. Может, стоит доверить её профессионалам и выделить на площадях супермаркетов отдельные зоны с качественными овощами, мясом, рыбой? Не так уж сложно вписать такие отделы в традиционную планировку супермаркетов. Пусть даже торговля тут идет через прилавок. Главное – фиксированный ценник с минусом в 20-30% от базара.
В идеале управление зонами качества стоит отдать тем, кто успешно содержит аналогичные зоны на рынке. Раз уж КАМы сетей не в состоянии закупать качественные овощи и фрукты.
food-market в «Цветном»
Попытку организовать торговлю хорошей едой предпринимал универмаг «Цветной». Последний раз на их «фермерском рынке» был давно, но раньше там была уж очень мудреная система расчетов за покупку, что сводило преимущества цивилизованного базара практически на нет.
2. Адекватный интернет-магазин продуктов. Ключевое слово – «адекватный», то есть с удобным интерфейсом, возможностью создать свой типовой профиль заказа. Ну и, конечно, с качественными продуктами по более-менее умеренным ценам (процентов 30 минус от того же Дорогомиловского рынка).
Лично перепробовал три разных «фермерских» интернет-магазина – или цены заоблачные, или ассортимент абсолютно из супермаркета.
В России с продвинутыми технологиями передачи данных и достаточно прогрессивными потребителями такой онлайн-супермаркет мог бы получиться весьма интересным.
3. Кафе в магазине. На большую идею не тянет, но здорово бы оживило крупные торговые форматы. Для некоторых огромных гипермаркетов зоны с приличными кафе были бы отличным дополнением. Прошел два футбольных поля в поисках продуктов и перекусил. Удобно же.
С другой стороны, можно понять опасения ритейлеров. Та же Икеа закрыла промежуточные кафе в своих магазинах, оставив только основные рестораны. Но время идет, возможно, потребители стали более продвинутыми и воспримут новый формат. Ведь работают же кафе на тех же Дорогомиловском и Петровском рынках.
4. Качественные магазины «у дома». Еще одна пустующая ниша. Никакого внятного предложения для среднего класса на рынке нет. Все больше экономически удачных магазинов низких цен, все меньше магазинов, в которые хочется зайти. Политика властей по выдавливанию мелкой частной торговли подняла нижнюю планку качества, но ограничила разнообразие и саму возможность, что из этого вырастет что-то интересное.
Возможно, проект «Азбуки Вкуса» по небольшим форматам приоткроет дверь в новое торговое измерение.
5. Специализированные продуктовые магазины. Хотя бы мясные, рыбные и овощные. Не надо на каждом шагу – пусть по одному в крупном районе. Но с хорошим выбором и качеством.
Достаточно успешный пример сети «Мяснов» мог бы убедить и других ритейлеров выйти на рынок с похожим предложением.
Российскому фуд-ритейлу пора уже выходить из идеологического тупика. Хотя бы потому, что развитие куда интересней бесконечной оптимизации.
Александр Царев,
управляющий партнер группы коммуникационных компаний ATCG,
автор книги «Пехота маркетинговых войск», создатель портала BTL Magazine