Ритейл Монтенегро: особенности черногорской розницы глазами российского потребителя
время публикации: 10:00 03 февраля 2023 года
Наш европейский блогер, попав в Черногорию, изучил местный продуктовый ритейл и обнаружил в нем немало интересного. Какие продукты пользуются здесь популярностью, а какие – к большому удивлению – совсем нет? Почему в стране нет «кофе на вынос»? Какие форматы ритейла составляют основу рынка страны?
Рассказывает Михаил Парамонов. Монтенегро - европейское название Черногории, государства, расположенного на Балканском полуострове. 17 лет назад власти страны объявили о независимости от Сербии и теперь они просто соседи-партнеры.
Экономика Черногории ориентирована на развитие туризма, при том что ВВП страны на 24% формируется за счет промышленности, в первую очередь алюминиевой, деревообрабатывающей, а также энергетики.
Черногорию трудно упрекнуть в неразвитости розничной сферы. Непродовольственный ритейл представлен крупными торговыми центрами, где можно приобрести одежду, обувь, постельные принадлежности, посуду, бытовую технику ведущих европейских производителей. Также есть специализированные магазины, предлагающие товары определенной категории.
Наряду с крупными сетевыми торговыми предприятиями, такими как HDL, Voli, IDEA, Aroma, Franca, здесь существует множество небольших магазинов, частных кондитерских, пекарен, а также специализированных торговых точек, где продаются, например, только мясные изделия.
«В последнее время развивать свое дело стало сложнее, – рассказывает владелица пекарни в Подгорице Борка Иванович. – Еще два года назад я едва успевала выпекать хлеб и пирожные, обслуживать покупателей, при этом мне помогали двое работников. Сегодня же приходится справляться собственными силами, но даже при таком раскладе рентабельность бизнеса невысока».
За минувший год цены в Черногории выросли на 17%. А с 1 января 2023 года власти страны решили вернуть НДС. Ставка налога в 7% была отменена в мае 2022 года. Мера была призвана сдержать инфляцию, однако ожидаемого экономического эффекта введенная мера не произвела.
«Закупочные оптовые цены выросли существенно, – отмечает предпринимательница из Подгорицы, – а, чтобы удержать покупателя, приходится работать по прежним ценникам. Никто не хочет больше платить, покупатели в большинстве своем местные, и сразу уходят в соседние магазины. Сильно мешает резко возросшая конкуренция, в округе несколько пекарен, плюс-собственное производство открыли в соседнем супермаркете».
Ставка – на импорт
Отделившись в 2006 году от Сербии, страна пока не смогла наладить собственное массовое производство продуктов питания. Сегодня подавляющее большинство того, что можно увидеть на прилавках - импорт из государств бывшей Югославии, а также Италии, Германии, Франции.
Примеры собственного производства в Черногории можно сосчитать буквально на пальцах. Да и оно принадлежит иностранным владельцам, как например, пивоваренный завод в Никшиче, которым владеет канадская Molson Coors. Другая действующая пивоварня Trebjesa была продана бельгийской компании Interbrew.
И тем не менее есть осторожный повод для продуктового «оптимизма». Во-первых, черногорцы активно производят колбасные и мясные изделия, в частности, пршут- сыровяленое мясо. Также прилавки местных магазинов буквально ломятся от изобилия домашних сыров всевозможных видов и на любой вкус; одних только сортов брынзы (важнейшего ингредиента национальной кухни) – более десятка.
В конце прошлого года произошло сразу два события на местном рынке фаст-фуда: в городе Тузи открылся первый в стране завод по переработке картофеля. В планах - выпуск чипсов и картофеля фри, в том числе и на экспорт.
Между тем жители столицы смогли оценить меню первого в стране предприятия быстрого питания Бургер Кинг. Владельцы заведения предусмотрительно заключили договор на аренду с администрацией одного из крупнейших гипермаркетов страны, не без основания понадеявшись на хороший покупательский трафик. И действительно, очереди к кассам дают основание надеяться на его успех, чего не сказать о некогда постигшем фиаско «Макдоналдс». Он заработал в 2001 году, но особой популярности так и не обрел, а спустя некоторое время и вовсе закрылся. Да-да, Черногория – редкая страна, на ресторанной карте которой нет «Золотых ворот».
Также не стал востребованным в стране и такой сервис как «кофе с собой». Виной всему очень устойчивые потребительские паттерны местного населения. Здесь никто никуда не спешит. В традициях черногорцев, как и большинства других южан, посидеть час-другой за чашкой в кофейне, неспешно обсудить последние новости.
Встретить почти бегущих черногорцев, на ходу поглощающих сэндвич под капучино в картонном стаканчике, здесь практически невозможно. Даже в столице.
Продукты для всех
Несмотря на возросшую инфляцию и рост цен продукты во всех магазинах Черногории рассчитаны на кошелек среднего покупателя. Найти нечто похожее на «Азбуку вкуса» или «Глобус Гурмэ» с их деликатесами и элитными винами, как ни старайтесь, не получится. Черногорцы в большинстве своем покупают обычные продукты, и даже столичные жители довольно демократичны в своих продуктовых запросах.
Безусловно, ассортимент в гипермаркетах, таких как HDL или Voli разительно отличается от магазинов малого формата. И в то же время будь то консервация, молочные продукты, паштеты или йогурт - практически повсеместно все те же торговые марки, или страна-производитель (как правило, это соседняя Сербия или близлежащие Босния и Герцеговина, Словения либо Македония).
Читайте также: Тренды 2022 года: что хочет покупатель и как теперь с ним работать?
Что необычного можно отметить при ближайшем рассмотрении магазинных полок?
В Подгорице не очень популярна свежая рыба, это выглядит несколько парадоксальным, учитывая, что Черногория омывается Адриатическим морем. Видимо, потому и не популярна, что очень доступна. Либо сказывается дороговизна оборудования для хранения свежей рыбы и высокие риски по её утилизации. Такие затраты местным небольшим игрокам не по карману.
Из замороженных и законсервированных видов рыбы обнаружено всего три - тунец, лосось и сардины. Морепродукты за исключением, пожалуй, щупалец кальмара, также в дефиците. Сейчас еще больше удивитесь, но креветки, устрицы, мидии, крабы, кальмары исключены как класс.
В глубинке страны, особенно в туристический сезон, конечно, всё это можно купить – ритейлеры реагируют на запросы приезжих – а в столице в тихие месяцы этого всего совсем нет.
Ассортимент, предлагаемый розницей, полностью отвечает местным гастрономическим пристрастиям. Например, очевидна любовь жителей страны к мясу и мясным продуктам. По количеству колбас, копченостей, а также мясных полуфабрикатов черногорские магазины могут составить завидную конкуренцию европейским, и даже несколько обескураживают туристов, которые ожидают видеть горы свежей рыбы. Вместо этого – свежая колбаса. ;)
Покупателя из России здесь может удивить ограниченный выбор обычного чая. Чтобы найти его, нужно постараться. В основном потребителю предлагаются варианты непременно в смешении с разными полезными травами - мятой, чабрецом и так далее.
Кофе в зернах уступает место более востребованному молотому, судя по ассортименту магазины заказывают чаще робусту, уже предварительно расфасованную в упаковки по 100 и 200 граммов.
В списке покупок среднестатического черногорца не найти привычного россиянам творога, сметаны, да и разновидностей кефира здесь не более двух видов. Кисломолочные продукты местные жители с успехом заменяют йогуртом, благо что в магазинах под этот продукт – в густом и питьевом виде - отведены целые стеллажи.
Аналогичная ситуация с крупчатыми и зернобобовыми. Гречка, фасоль, горох, соя, чечевица – все это слабо представлено в местном ритейле. Так что возможностей для насыщения рынка, вероятно, найдется немало.
Любители сладкого
В чем не откажешь черногорцам, так это в любви к сладкому. Помимо огромных стеллажей с конфетами, вареньем десятков разновидностей, наиболее популярным здесь считается продукция компании Eurocrem. Производителю, чьи предприятия расположены в Боснии и Герцеговине, удалось завоевать сердца потребителей по всей Черногории. Также местные ритейлеры придумали специальную сеть, «Slatka cuca» («Дом сладостей»). Здесь продаются исключительно конфеты, вафли и тому подобный ассортимент.
В последнее время в Черногории набирают обороты клиентские сервисы, например, доставка продуктов на дом. Заказ можно сделать на сайте супермаркета, предварительно зарегистрировавшись и создав личный кабинет. Так как сервисы только начинают работу, пока есть определенные ограничения. Так, чтобы оформить заказ, необходимо выбрать позиций на сумму не менее 15 евро, при этом заплатив и за саму доставку 2,99.
Практика становления розницы Черногории показывает, что местному ритейлу есть куда расти и стремиться, пока еще здесь практически не развита система заказа и доставки готовой еды, есть программы лояльности, но они в зачаточном состоянии, а сайты торговых предприятий в основном информируют о текущих акциях.
В последний год в Черногорию переехало около 100 000 жителей России и Украины. Несомненно, запросы будут постепенно влиять на развитие розничного сектора. Пока многие ниши здесь свободны, но судя по публикациям в русскоязычных пабликах, первой ласточкой может стать развитие гастрономических сервисов, с учетом специфики национальной кухни вновь прибывших.
Михаил Парамонов,
Европейский ритейл-блогер New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...