Российский рынок торговой недвижимости – итоги 2020 года
время публикации: 10:00 26 марта 2021 года
По данным международной консалтинговой компании Knight Frank, по итогам 2020 года на российском рынке торговой недвижимости зафиксирован минимальный за последние 10 лет объем ввода в эксплуатацию: 604,1 тыс. кв. м новой арендопригодной торговой недвижимости. Преимущественно это объекты микрорайонного и районного форматов.
Преимущественно это объекты Московского региона – 276,1 тыс. кв. м (45%), на Санкт-Петербург приходится 100 тыс. кв. м (17%), на другие города – 228,0 тыс. кв. м (38%). Общий объем предложения качественных торговых площадей в России составил 29,1 млн кв. м, две трети которых относятся к региональному рынку. В новых торговых центрах показатель вакансии ожидается на уровне 40-50%.Введенный объем преимущественно представлен объектами, расположенными в Московском регионе – 276,1 тыс. кв. м (45%) против 100 тыс. кв. м (17%) в Санкт-Петербурге и 228,0 тыс. кв. м (38%) – в остальных регионах России.
Анализ рынка торговой недвижимости Московской области, 2020 г.
Основные показатели | Значение |
Общее предложение действующих объектов, млн м² (GBA/GLA) | 2,79/1,74 |
Введено в эксплуатацию в 2020 г. (GBA/GLA), тыс. м² | 20,50/14,50 |
Планируется к вводу в эксплуатацию в 2021 г. (площадь общая/арендуемая), тыс. м² | 105,07/62,40 |
Обеспеченность качественными торговыми площадями, кв. м/1 000 чел. | 304 |
Справочно: г. Москва – обеспеченность качественными торговыми площадями, кв. м/1 000 чел. | 532,2 |
По итогам 2020 года общее предложение качественных торговых площадей в Московской области пополнилось двумя новыми объектами совокупной арендопригодной площадью 14,5 тыс. кв. м, что является минимальным показателем за последние четыре года:
Город | Название | Адрес |
GBA
|
GLA
|
Подольск | ТРЦ «Кварц» | Комсомольская улица, 24 |
11 500
|
8 500
|
Можайск | ТРЦ «Мир» | улица Мира (напротив д. 4) |
9 000
|
6 000
|
Фактически только треть из заявленных к открытию в 2020 году торговых центров введена в эксплуатацию. В связи с пандемией коронавируса ввод 70% анонсированных объектов был перенесен, но поскольку они находятся в высокой степени готовности, их выход на рынок ожидается в течение ближайших пяти лет.
По-прежнему рынок торговой недвижимости Московской области формируют объекты районного и микрорайонного формата, ориентированные на удовлетворение потребностей аудитории в шаговой доступности. Однако стоит отметить, что на расстоянии более 30 км от Москвы (в третьем поясе) функционирует большое количество торговых центров, не относящихся к качественному предложению.
Кроме того, в зависимости от удаления от Москвы меняется уровень и формат представленных торговых сетей: в ближнем поясе присутствуют практически все федеральные и международные операторы. При удалении от Москвы состав арендаторов все больше представлен российскими федеральными сетями и ретейлерами, работающими в сегменте «ниже среднего».
Наиболее обеспеченным качественными торговыми площадями остается город Котельники (5 596 кв. м/1 000 жителей). В топ-5 также вошли Реутов (1 560 кв. м/1 000 жителей, Мытищи (1 299 кв. м/1 000 жителей), Красногорск (1 230 кв. м/1 000 жителей), Пушкино (1 213 кв. м/1 000 жителей). Меньше всего торговых помещений в Долгопрудном (71 кв. м/1 000 чел.), Егорьевске (76 кв. м/1 000 чел.), Балашихе (94 кв. м/1 000 чел.), Раменском (103 кв. м/1 000 чел.) и Павловском Посаде (109 кв. м/1 000 чел.).
Регионы России
В городах России на фоне пандемии и экономического кризиса также наблюдается снижение фактического объема введенных в эксплуатацию торговых площадей: в 2020 году были введены в эксплуатацию 10 торговых объектов суммарной арендопригодной площадью 228,0 тыс. кв. м, что на 81% ниже заявленного объема и практически вдвое меньше показателя 2019 года.
Анализ рынка торговой недвижимости регионов России, 2020 г.
Основные показатели | Значение |
Общее предложение действующих объектов в России (площадь общая/арендуемая), млн м² | 48,45/29,10 |
Общее предложение действующих объектов в региональных городах* (площадь общая/арендуемая), млн м² | 27,90/17,43 |
Введено в эксплуатацию в 2020 г. в региональных городах* (площадь общая/арендуемая), тыс. м² | 402,15/228,00 |
Планируется к вводу в эксплуатацию в региональных городах* в 2021 г. (площадь общая/арендуемая), тыс. м² | 1 092/610 |
Источник: Knight Frank Research, 2021
Стоит отметить, что средняя площадь нового торгового центра в 2020 году увеличилась на 4,6% относительно прошлого года и составила 22,8 тыс. кв. м, однако остается в диапазоне площадей, характерных для торгового центра районного масштаба. Увеличение произошло за счет открытия нескольких значимых объектов – самого крупного торгового центра республики Татарстан KazanMall (GLA: 54 тыс. кв. м), МФК Green Park (GLA: 50,7 тыс. кв. м) в Нижневартовске и семейного ТРЦ «Балтия Молл» (GLA: 40,5 тыс. кв. м) в Калининграде.
Читайте также: Запрос на сервис: что стоит учитывать инвесторам торговой недвижимости
Поскольку на рынок вышли объекты, спроектированные несколько лет назад, тренд на увеличение средней площади носит временный характер: уже сегодня половина строящихся в регионах объектов с запланированной датой открытия в 2021 году являются торговыми центрами микрорайонного и районного форматов.
Крупнейшие торговые центры регионов России,
введенные в эксплуатацию в 2020 г.
Федеральный округ
|
Город | Название | Адрес | GBA | GLA |
СЗФО
|
Калининград | «Балтия Молл» | пересечение Окружной дороги и Приморского кольца |
55 000
|
40 500
|
СЗФО
|
Архангельск | Family Room (бывш. РИО) | Розинга ул., д. 10 |
26 000
|
19 000
|
ПФО
|
Казань | KazanMall | Павлюхина ул. |
137 000
|
54 000
|
ПФО
|
Пенза | «Квартал» | 65-летия Победы ул., д. 12 |
12 000
|
10 000
|
УФО
|
Нижневартовск | Green Park | Ленина ул., д. 8 |
90 300
|
50 674
|
УФО
|
Тюмень | «Матрешка» | Широтная ул. |
25 000
|
18 000
|
ДФО
|
Хабаровск | «Счастье» | Серышева ул., д. 27 |
33 346
|
19 321
|
ДФО
|
Петропавловск-Камчатский | «Фамилион» | Северо-Восточное ш., д. 6 |
11 500
|
8 000
|
СКФО
|
Нальчик | «Среда» | Чернышевского ул., д. 177 |
9 000
|
6 500
|
Распределение нового предложения по городам открытий, 2020 г.
Источник: Knight Frank Research, 2021
География предложения осталась прежней: две трети рынка качественных торговых площадей представлены в регионах (GBA: 27,9 млн кв. м / GLA: 17,4 млн кв. м).
Лидером по вводу нового предложения в 2020 году является Уральский федеральный округ (введено GLA 68,7 тыс. кв. м), на втором месте – Приволжский федеральный округ (введено 64,0 тыс. кв. м), на третьем – Северо-Западный федеральный округ (введено GLA 59,5 тыс. кв. м, без учета Санкт-Петербурга).
Структура предложения качественных торговых площадей в России
Источник: Knight Frank Research, 2021
Пандемия коронавируса существенно замедлила развитие торговой недвижимости по всей России: многие девелоперы приняли решение о переносе ввода объектов, которые находились в высокой степени готовности, на 2021 год.
Прирост предложения торговой недвижимости в 2010–2021 гг., тыс. кв. м
Источник: Knight Frank Research, 2021
Евгения Хакбердиева, директор департамента торговой недвижимости компании Knight Frank: «Состояние рынка торговой недвижимости регионов по большей части повторяет ключевые столичные тренды. Однако важно отметить, что, несмотря на более жесткие ограничительные меры борьбы с коронавирусом в ряде регионов, трафик в торговых центрах активно восстанавливается, что мотивирует крупных игроков обратить внимание в том числе на региональные рынки.
Примечательно, что в тяжелый пандемийный год мы наблюдали ряд открытий крупных торговых центров, и они стали знаковыми и с точки зрения заполняемости, и с точки зрения привлекательности для посетителей. Мы уверены, что в ближайшие годы регионы, особенно Дальневосточный, Северо-Западный и Южный федеральные округа, будут в фокусе интереса рынка».
Обзор подготовлен аналитиками
Международной консалтинговой компании Knight Frank.
New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...