0/5

Тенденции рынка FoodTech: как пандемия спровоцировала стремительный рост сегмента

Тенденции рынка FoodTech: как пандемия спровоцировала стремительный рост сегмента
время публикации: 10:00  02 июля 2021 года
FoodTech-компании, действующие в нише экспресс-доставки, заработали в 2020 году 65 млрд рублей, что на 306% больше, чем в 2019-м. Динамика роста с 2018 по 2019 составила 33%. Например, рост выручки сервиса «Самокат» составил 32746.72%. Цифра впечатляет. Что позволило всему сегменту показать отличные финансовые результаты?
Тенденции рынка FoodTech: как пандемия спровоцировала стремительный рост сегментаСтарший партнер и основатель бизнес-клуба «Атланты» Михаил Воронин рассказывает, как малый и средний бизнес смог не только пережить турбулентное время, но и продемонстрировать позитивные финансовые результаты.

Кризис и нестабильная экономическая ситуация — вызовы, с которыми малый и средний бизнес обычно справляются труднее, а кто-то не проходит их совсем. Однако каким бы неожиданным не казалось сочетание «пандемия и рост» по итогам 2020-го совершить прорывной скачок и продемонстрировать яркие решения удалось сфере FoodTech. 

В этом году Бизнес-клуб «Атланты» и компания Smart Ranking уже во второй раз готовят рейтинг самых быстрорастущих компаний «Атланты 1000» (первый вышел в 2019 г.). Акцент мы делаем именно на секторе малого и среднего бизнеса. Большой рейтинг выйдет осенью, а пока мы рассматриваем под микроскопом отдельные отрасли, в частности, FoodTech. Эта сфера наглядно демонстрирует, как за счет гибкости решений и способности к быстрой адаптации менять правила игры под себя, получать рост и развитие, а не убытки. Это общий тренд, который отмечают и резиденты нашего клуба, работающие в этом сегменте. 

Пандемия кардинально изменила наши повседневные привычки и модели поведения: вынужденные ограничения, спровоцированные тотальным локдауном, позволили людям выработать привычку заказывать через интернет ресторанную еду, продукты, готовые рационы.  Многие задумались о собственном здоровье и влиянии человека на окружающую среду. Как свидетельствует рейтинг, сервисы из топ-30, которые доставляют клиентам фермерские продукты, заработали в 2020 г. около 750 млн руб.

Всего по итогам 2020 г. FoodTech-бизнес заработал на 200% больше, чем в 2019-м, и рос почти в три раза быстрее. Суммарная выручка топ-30 крупнейших российских FoodTech-компаний составила около 120 млрд руб. Участники рейтинга заняли почти половину российского рынка, который по разным оценкам не превышал 250 млрд руб.


Ключевые показатели

Наибольший прирост выручки за три года продемонстрировал сервис «Самокат» — с 27 млн руб. до 9 млрд руб. Второе место — сервис по доставке готовых рационов «Кухня на районе», выручка которого выросла в 167 раз. В тройке лидеров сервис Juicy Food, рост составил почти 14 тыс. процентов. 

Динамика 2020 г. к 2018 г. (по росту выручки):

1. Самокат +32746.72%
2. Кухня на районе +16674.19%
3. Juicy Food +13954.93%
4. Wildberries +3150.77%
5. СберМаркет +3074.85%
6. Яндекс (Яндекс.Еда, Яндекс.Лавка, Яндекс.Маркет) +2566.67%
7. SeasonMarket +2211.36%
8. Save Time +1200.00%
9. Get Faster +707.87%
10. igooods +566.67%

Тенденции рынка FoodTech: как пандемия спровоцировала стремительный рост сегмента

Мы отмечаем, что экспресс-доставка продуктов из магазинов стала наиболее динамичным сегментом. FoodTech-компании, которые занимают эту нишу, заработали 65 млрд рублей, что на 306% больше, чем в 2019-м; а динамика роста с 2018 по 2019 составила 33%. 


Главные наблюдения

Онлайн-торговля стала частью жизни даже той аудитории, которая ранее скептически относилась к покупкам в Интернете — это люди старше 55 лет, их доля в числе онлайн покупателей постоянно растет. Наиболее популярными платформами онлайн-заказов стали Ozon и Wildberries — каждая компания завершила 2020-й с выручкой около 12 млрд руб. 

Значительно возросла потребность в найме новых сотрудников и оптимизации систем управления. Турбулентное время доказало — у кого управленческая система была выстроена эффективнее, тот и победил.

Победили и те, кто первым почувствовал тренд на экологичность, персонализацию, здоровое питание.




Читайте также: Лови волну! Почему сейчас самое время, чтобы открыть foodtech стартап



 
Тенденции 

Стоит отметить, что конкуренция на этом рынке — высочайшая. Но именно такая среда привлекает новых игроков и объемные инвестиции. В чем заинтересованы инвесторы? Наиболее востребованными для финансовых вложений являются дарксторы и компании с мгновенной доставкой. Перспективные также проекты, связанные с созданием платформ для электронной коммерции (заказ еды в ресторанах, доставка) и разработкой новых продуктов питания (продукты на растительной основе).

* * *

Внимательное изучение сферы FoodTech убедило в том, что нестандартное время требует нестандартных и креативных решений. А залог успешного и прибыльного бизнеса в том, чтобы быстро отвечать вызовам, потребностям клиентов и рынка, а также обладать навыком принятия решений в моменте. Пожалуй, каждому предпринимателю стоит взять на заметку известную фразу — «Кто не успел, тот опоздал».   

Михаил Воронин, 
старший партнер и основатель бизнес-клуба «Атланты».

Для New Retail 



0
Реклама на New Retail. Медиакит