0/5

ГМО – разбираемся в трёх буквах

ГМО – разбираемся в трёх буквах
время публикации: 10:00  23 февраля 2015 года
В наш обиход давно вошло сокращение ГМО, многие не придают ему значения, как и многим другим основательно, а возможно и осознанно, заезженным аббревиатурам. Пришло время разобраться, что же за ними стоит.
Мы продолжаем цикл статей о продуктах, и сегодня наш эксперт Олег Брагинский вместе с нами постарается разобраться в том, что же такое ГМО, и какое влияние это оказывает на человека.

На генном уровне учёные конструируют заданные формы жизни, создавая новые виды растений или животных за пару месяцев, что в природе естественным путём могло и не произойти, либо произойти за несколько тысяч или миллионов лет.

Среди определений ГМО, мне понравилось следующее: "организмы, в которых генетический материал (ДНК) изменён невозможным в природе способом. ГМО могут содержать фрагменты ДНК любых других живых организмов". Цель создания ГМО – улучшение полезных характеристик исходного организма-донора: устойчивость к вредителям, морозостойкость, урожайность, калорийность, в основном, для снижения себестоимости производства продуктов питания.

ГМО

Создан картофель, содержащий гены бактерии, убивающей колорадского жука, стойкая к засухам пшеница, с вживлённым геном скорпиона, морозоустойчивые помидоры с генами североамериканской морской камбалы. А как вам понравится кукуруза, выделяющая яд от насекомых, что позволяет не обрабатывать её пестицидами. Сторонники приводят множество примеров, как с помощью ГМО создаются лекарства от смертельных болезней, например, добавлением гена Карри, снижающего выработку глюкозы в крови, что позволяет диабетикам, без опаски лакомиться сладким. 

ГМО - это хорошо или плохо? 


Начнём с привычных продуктов ежедневного спроса. Ранее непобедимый колорадский жук, теперь погибает, съедая листик картофеля. Почти весь ГМО картофель содержит встроенный ген природного токсина - бактерии Bacillus thuringiensis. Зачем это нужно? Главный аргумент – сокращение затрат на обработку химией от колорадского жука. Если обработать обычный картофель биопрепаратом в состав, которого входит эта же бактерия – получим идентичный эффект, но картофель не станет ГМО и не потребует химической обработки.

ГМО

Это противоречит интересам транснациональных компаний (ТК). Производителей биопрепаратов много и ТК сложно контролировать рынок. Фермер на следующий год не придёт к ним за семенами картофеля, потому что нормальный картофель будет плодоносить, а ГМО нужно покупать на каждый посев. Если учесть, что семена картофеля в себестоимости готовой продукции могут формировать более 50%, то ответ напрашивается сам собой – нечистоплотная экономика беспринципности нещадно бьёт здравый смысл по всем фронтам. А теперь вопрос, какой картофель в чипсах?

На примере снэков, становится понятно, что многие производные массового сельского хозяйства, с последующей переработкой, попадают в огромное количество наших продуктов в виде ингредиентов, и это может быть все что угодно – от хлеба до конфет. Проследить цепочку произведённого сырья сложно, а хлебозавод выпекающий хлеб из ГМО кукурузы может об этом даже не знать. Он тихо рад, что купил дешёвое сырье.

ГМО

Как влияет на  конечного потребителя ГМО продукция


Вернёмся к коммерческой стороне ГМО кукурузы. Производитель семян вживил ген патогенной бактерии Agrobacterium tumefaciens, вызывающей у растений в природе бактериальный рак. Внедрённая в ДНК кукурузы эта бактерия вырабатывает устойчивость против гербицида глифосат, уничтожающего сорняки. ТК утверждает, что заявлений о побочном влиянии на здоровье человека не поступало. Формулировка вызывает недоверие – вряд ли онкология, которую потенциально может вызвать этот гриб, проявится за несколько лет, да и связать, потом проявившуюся болезнь, будет сложно с кукурузой, идущей в хлопья для детей и в хлеб. 

ГМО


Для чего нужно ГМО, если есть потенциальный риск?


Цель прозаично примитивна – получение ТК максимальной прибыли от продажи своей продукции. В ритейле это бы назвали увеличением среднего чека и гарантированием частоты покупки. Если фермер покупает семена, то созревающее растение противостоит только одному виду гербицидов, который, естественно, продаёт та же компания. Фермер не может приобрести другое удобрение, потому что оно вполне может убить растение. ГМО семена специально создают без функции репродукции, что вынуждает фермера постоянно покупать их у этой фирмы. Он не сможет самостоятельно получить семена на будущий год – зерна не прорастут.

Когда ГМО растение цветёт, ветер распространяет пыльцу на соседние поля без ГМО и... чудо! На радость производителю ГМО семян, растения опылились, приобрели новый ген, и у соседнего фермера в будущем году не будет урожая, при этом бедняга об этом не узнает, пока, так и не дождавшись всходов на будущий год, не решит проверить семена на ГМО.

ГМО

В Индии с 1997 года 160'000 фермеров покончили жизнь самоубийством, так как для них засеянное поле было единственным источником существования, и покупать семена каждый год у них не было возможности. "Как только ГМО высвобождается в окружающую среду, его невозможно вернуть или предотвратить распространение, поэтому негативное воздействие должно быть предупреждено заранее, иначе последующие усилия окажутся бесполезными" (из отчёта Европейской Комиссии, 1990).

ГМО способно к размножению, распространению и мутациям, передаётся последующим поколениям. Пыльца с ГМО растений переносится на далёкие расстояния благодаря ветру, птицам и насекомым, что позволяет этим генам "встраиваться" в обычные, родственные им растения, превращая их в ГМО.

Зафиксированы случаи, когда культурные растения, опылённые от ГМО, интенсивно размножаясь, замусоривают поля и становятся сорняками. А раз они имеют высокую устойчивость к ядам и болезням, то чтобы с ними бороться требуется ещё более сильный яд. А теперь вопрос, если пыльца смогла изменить соседнее растение за одно опыление, то как меняется человек при частом употреблении продуктов ГМО. Наверно мы получили уже много "полезных" свойств, вероятно, стали устойчивы к определённым гербицидам, выделяем яды против саранчи или может стали лучше переносить жару и холод?

ГМО

ГМО и человек


К сожалению, из всех изменений человека, все больше фиксируется бесплодие, как принцип влияния ГМО продуктов. Конечно, рост бесплодия сторонники ГМО могут связать с сотней других факторов влияющих на него: количество пестицидов в продуктах питания, использование консервантов, наличие тяжёлых металлов в воздухе и воде, накопление канцерогенов... Но как бы там не было, эти факторы вместе или по отдельности влияют на наш организм. Мы констатируем факты, а каждый из нас самостоятельно принимает решение что делать – ждать, когда проявятся мутации или отдать свой голос за экологические продукты.

Кроме риска бесплодия и других "прекрасных" изменений у нас и наших детей, мы лишаемся продуктового разнообразия. Теперь в наших магазинах нет сотни разных сортов кукурузы или помидор, есть только те, которые продают нашим сельхоз производителям ТК. Мы стали заложниками производственно-экономических отношений, основой которых является отрешённая забота о прибыли. Обратная сторона медали мало кого интересует. Нужен высокий урожай, отсутствие рисков, и низкая себестоимость. ГМО позволяет этого достичь, а как это влияет на нас, уже давно никто не думает.

ГМО

Немного математики


Только 20 видов растений из 220’000 составляют более 90% пищевого рациона человечества. За последние 80 лет в США исчезло 97% всего разнообразия овощей. Из 7’000 сортов яблок осталось 900. Теперь существует 330 разновидностей груш, тогда как было 2’600. В Индии, где 50 лет назад было 30’000 сортов риса, сейчас 75% культуры представлено 10 сортами. И весь этот рынок ГМО продукции принадлежит пяти ТК. Их цель крайне прозрачна: получить контроль над питанием людей на планете. Неприятно то, что мы в таком случае не застрахованы от любого "внедрения" в наши продукты, которые могут стать оружием массового поражения.

Хорошо или плохо, что наши продукты становятся все более ГМО? Решение принимает каждый из нас, когда берет с полки привычный сахар, баночку с кукурузой или пару килограммов мяса. 


0
Реклама на New Retail. Медиакит