Отчего разнолик столь противный конфликт?
время публикации: 10:00 07 апреля 2020 года
Время чтения: 6 мин 35 сек.
Несогласие ведёт к изощрённому соглашению или яростному противодействию. Разрешая противоречия, стороны задействуют арсенал дипломатии, коварных угроз, жутких устрашений. Борьба сопровождается эскалацией негодования, всплеском эмоций, полным или частичным отключением разума.
Конфронтация оголяет шельф, заставляя сторониться одних, примыкая к другим. Водораздел приобретает чёткость контура и глубину спорности. Выпячиваются нарушения прав и неисполнение обязанностей, вспоминаются попранные договорённости, обосновываются непримиримые подходы.Источник распрей сходит на второй план, первый занимает правота. Обструкции подвергается толкование истории, несправедливое распределение благ, видение грядущих перспектив. Следствием становится чёткое формулирование позиций, рациональное структурирование, вхождение в диалог.
Сценарий раздора примитивен:
1) возникновение и развитие спорной ситуации
2) осознание напряжённости хотя бы одним из участников
3) острая фаза разгорячённого непримиримого взаимодействия
4) заявление сторон о позициях, выдвижение взаимных требований
5) разрешение противоречия силовыми потугами и конструктивными подходами.
Роли участников предсказуемы:
1) борьба – принуждение другой стороны принять навязываемую точку зрения
2) приспособление – готовность уступить приверженности собственным интересам
3) уклонение – при нехватке сил, потенциальном проигрыше, непринципиальности спора
4) компромисс – частичное принятие аргументов другой стороны до точки непродавливания
5) сотрудничество – наиболее цивилизованный подход: «вместе сражаемся против проблемы».
Причины размолвки прозаичны:
1) распределение ресурсов – всех много, всего мало, потому и не хватает
2) различие целей – одним хочется красиво, другим дорого, третьим вообще есть нечего
3) вариация подходов – сильные любят воевать, слабые предпочитают не подставляться под удар
4) взаимозависимость задач – каждый борется за автономность, не желая быть звеном общей цепи
5) слабость коммуникаций – артикуляция собственнических убеждений, игнорируя попытки остальных.
Черты конфронтации ясны:
1) различие целей
2) неопределённость результата
3) непредсказуемость поведения участников.
Механика действий линейна:
1) участник А действует, нанося ущерб стороне В
2) В осознает, что атака направлена против его интересов
3) В начинает ответные агрессивные действия против участника А.
Симптоматика интуитивно понятна:
1) наличие ситуации, воспринимаемой сторонами как спорная
2) неделимость объекта конфликта между участниками взаимодействия
3) готовность продолжить соперничество для достижения целей, а не поиск выхода из ситуации.
Коллизии можно избегать, управлять или разрешать по сути. Иногда обострение позволяет принять долго откладываемое решение и легализует резкость высказываний, неприемлемую в мирное время. Причин выяснять отношения множество, но, как правило, не устраивает ситуация недооценённости:
1) не считают стороной переговоров
2) не достаётся ожидаемого внимания
3) другие получают предназначенное вам
4) вознаграждение кажется несправедливым
5) не устраивает делёж плодов совместного труда.
Доведение распрей до точки кипения – не лучший, но возможный вариант. Главное, помнить, что задача – не скандалить и мериться силами, не ухудшать отношения, а решить проблему по существу и желательно с прогнозируемым исходом. Не будьте токсичны, не подставляйтесь под удар и не ставьте на кон всё.
Результаты коллизии многомерны:
1) отказ от посягательств
2) деление предмета распрей
3) устранение одной или обеих сторон
4) победа участника – завладение объектом конфликта
5) прекращение грызни с возможностью возобновления
6) равнозначная компенсация за отказ от противодействия
7) согласие с правилами совместного использования артефакта
8) альтернативное определение предметов, удовлетворяющих интересы обеих сторон
9) перерастание спора в больший с привлечением подкрепления или укрупнение требований, при которых прежнее разногласие становится лишь составной незначимой частью нового столкновения.
Корректный выход из стычки таков:
1) сообща выясните, что стало предметом разногласий и источником претензий
2) разделите людей и позиции, вспомнив, что убеждения являются проекцией корпораций
3) устраните предвзятости, отбросьте предубеждения, верните дискуссию к нулевой отметке
4) переопределите проблему целей, проанализируйте разницу подходов и затронутые интересы
5) сокращайте количество возражений и разногласий совместным вычёркиванием из общего списка.
При конструктивном конфликте благоприятный результат превышает затраты. Подобное убеждение приближает к продуктивным, взаимовыгодным и согласованным решениям. Стороны собираются для укрепления отношений, выработки достижимого баланса и получения благоприятного исхода.
Деструктивные потуги ломают процессы, рвут связи, крушат альянсы, раскалывают коллективы. Важно как можно скорее опомниться, приступить к переформатированию напряжённости и пресекать раздрай любой ценой. Потери от противостояния всегда огромны, моральные же издержи и вовсе зачастую непоправимы.
Иногда эффективно посредничество, если стороны:
1) в будущем готовы иметь тесные отношения
2) не заинтересованы в публичном разбирательстве
3) понимают, что судебное решение будет обжаловано
4) имеют сложный спор в фактическом или юридическом плане
5) противоборство неоднозначно и затрагивает чувствительные вопросы.
Опасайтесь провокаций – умело подготовленный, верно срежиссированный, в расчётное время запущенный выпад вызывает спонтанную, нервную, неверную реакцию, грозящую ошибкой или даже чередой промахов. Вброшенный стимул заставляет реагировать застигнутого врасплох именно так, как было задумано.
Рекомендации умеренным:
1) локализуйте, дробите и расслаивайте спор по участникам
2) не устраивайте симметричный ответ, не используйте ресурсов более необходимого
3) ищите мудрого среди зачинщиков, идите на контакт или просите помощи третьей стороны
4) оттягивайте вступление в противоборство вне зависимости от сил и видимого превосходства
5) не стремитесь побеждать: иногда компромисс – лучший выход и малая плата от бо́льших потерь.
Олег Брагинский,
Основатель
«Школы траблшутеров»
Читайте также:
Прекрасная тактика – болезней профилактика
Чтоб не играть в трагедию, стремитесь к долголетию
Антикризисные коммуникации нормализуют ситуации
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...