Реинжиниринг – радикальное переосмысление или подлое воровство?
время публикации: 10:00 12 ноября 2019 года
Время чтения: 7 мин 5 сек.
В манифесте цифровой эры «Кради как художник» Остин Клеон предлагает добиваться успеха деликатным заимствованием. Творцов всё больше, многое создано до нас – подобный путь кажется возможным. Появляются странные, уродливые, монстрообразные клоны товаров, услуг, процессов, предметов искусств.
Репликанты оправдываются усовершенствованиями, удешевлением, доступностью. Вспоминаю демотиватор из двух колонок. В первой – четыре фотографии моделей BMW, демонстрирующие прогресс баварского автопрома. В левой – столько же идентичных изображений ВАЗа и надпись: «Сразу сделан хорошо!»
Идеологические заслоны, холодная война, железный занавес свели методы «обратной разработки» к копи-пасту во всех без исключения отраслях:
1) лодочные моторы «Москва» и «Вихрь» слизали с американских «ScottAtWater» и «Koening»
2) отечественный грузовик АМО-3 скопировали с заокеанского AutoCar-SA
3) Boeing B-29 Superfortress послужил прототипом самолёту Ту-4
4) игра «Ну, погоди!» продублировала «Egg» от Nintendo
5) фотоаппараты «ФЭД» и «Зоркий» совпадали с Leica.
Похожим образом велась разработка программного обеспечения: подсматривались аналоги, разбирались «по косточкам», воссоздавался ядровой функционал. Попутно восхваляли доморощенные преимущества: быстрее, выше, сильнее. О патентной защите и юридических рисках говорить было не принято.
Смысл реинжиниринга состоит в определении идеального продукта или процесса и эффективного способа его перевода к оптимальным параметрам. В косвенном получении информации о структуре и недрах объекта для воспроизведения аналогичных или расширенных возможностей без прямого копирования.
Рассуждая об импортозамещении, надеются создать похожие и улучшенные образцы техники, лекарственных препаратов, программного обеспечения. Ориентиром ставятся западные примеры, а методом – повсеместное нарушение международного и странового законодательства в области авторских прав.
В идеале должны модифицироваться элементы и связи: есть шанс найти более оптимальные сочетания, нарастить функционал, сократить время самостоятельной разработки. Реинжиниринг процессов используется, когда необходимо принять обоснованное решение о реорганизации деятельности:
1) реструктуризации бизнеса
2) радикальных преобразованиях
3) замене действующих структур управления на новые.
Конкурентное предприятие должно совершенствовать технологии производства и способы организации труда. Для этого прибегают к консалтингу, базирующемся на прошлом опыте, суждениях специалистов, апробированных решениях, аналогиях, эвристических оценках, сопоставлении экспертных мнений.
Можно использовать альтернативный путь – инженерную деятельность. Такой подход гарантирует получение результата при условии соблюдения правил и методик применения инструментов реинжиниринга, позволяет контролировать полноту исполнения предлагаемых решений и оценивать их качество.
Активность, поддерживаемая собственником, имеет свойство взлетать. Вспоминаю Генри Форда, который, согласно легенде, проезжая мимо места аварии автомобиля конкурента, выскочил из собственного и схватил с дороги кусок коленвала, бережно завернул в платок, чтобы передать сотрудникам для анализа.
Когда бываю на конференциях, замечаю, что собственники задают более глубокие вопросы о том, как нечто работает, чем руководители этих же бизнесов. Первых заботит прямо сейчас то, что непосредственно ведёт к успеху процесса или функции. Вторые больше интересуются подробным рассказом от начала до конца.
Топ-менеджер думает о копировании, собственник – о достижении превосходства и экономии времени. Зачем тратить усилия на то, что другие уже положили много ресурсов, создав достойную меру совершенства. Напомню принципы реинжиниринга бизнеса:
1. Буферизация сложностей: сотрудники не сообщают о проблемах, а используя системные наработки, решают затруднения в кратчайшие сроки предусмотренными способами.
2. Совершенствование информационного обеспечения дивизиональной организации управления: подразделения способны функционировать слаженно, но автономно.
3. Интеграция действий: каждый имеет начало – предыдущую активность или ресурс, и окончание – следующий процесс или финальное изделие и прибыль.
4. Туннелизация связей с заказчиком: уполномоченный менеджер работает в выделенном канале общения по всему спектру обозначенных вопросов.
5. Замена линейного исполнения логическим порядком: активности запускаются параллельно, экономя время взаимоувязки на разных участках.
6. Децентрализация ответственности: исполнители принимают решения в случаях, в которых раньше традиционно обращались к руководству.
7. Версионность процессов: предусмотрит вероятные ситуации, чтобы не изобретать велосипед на ходу, когда что-то пойдёт необычно.
8. Повышение культуры решения задач: минимизация согласований, как активностей, не создающих ценности.
9. Горизонтальное сжатие: меньше участников – ниже вероятность ошибок и усилий по их устранению.
10. Рационализация управленческого воздействия: не вмешиваемся везде, где только это возможно.
Ошибки:
1. Несистемный подход к обновлению структуры, системы управления и оценок.
2. Улучшение существующего процесса вместо полной перепроектировки.
3. Нерациональное распределение задач по освоению новшеств.
4. Планирование момента начала модернизации по календарю.
5. Тенденции возврата к старым управленческим подходам.
6. Ошибочная оценка уровня корпоративной культуры.
7. Недостаточное ресурсное обеспечение прогресса.
8. Запуск обновлений в разгар кризисных явлений.
9. Непоследовательное освоение технологий.
10. Личностные проблемы инертности.
Рекомендации:
1. Строите стартап, внедряете технологию – подумайте о том, за какой срок их могут скопировать и тут же создавайте более продвинутый вариант, который включите при обострении конкурентной борьбы.
2. Не торопите людей – многократное прохождение процесса, исполнение программы под контролем поможет не только скопировать активности, но и понять замысел и предосторожности разработчиков.
3. Приступая к реинжинирингу, не сужайте задачу до конкретной связи или числового значения, позвольте специалистам или консультантам найти не цветочек, а охапку полезных новостей.
4. Не поручайте перестройку людям, которые занимались построением процесса – погрязнут в объяснениях, почему их детище лучше, вместо того чтобы применить интересные находки.
5. Не надейтесь получить решение на блюдечке с голубой каёмочкой – велика вероятность, что найдёте множество мелких идей – прекрасно, займитесь внедрением.
Группу профессоров пригласили протестировать самолёт. После рассадки проинформировали, что машину строили их воспитанники. Все, кроме одного, рванули к выходу в панике. Оставшегося спросили: «Почему вы остались?» Седовласый преподаватель ответил: «Уверен в своих студентах – аппарат даже не взлетит».
Олег Брагинский,
Основатель
«Школы траблшутеров»
Читайте также:
Возжелав сердца зажечь, ты сперва продумай речь
Не стоит торговаться – лучше страховаться!
Бизнеса икринка – изученье рынка
0
Последние новости
Самое популярное
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...
- Как правильно работать с отзывами на маркетплейсах