0/5

Учитель преподносит истину, наставник вразумляет её находить

Учитель преподносит истину, наставник вразумляет её находить
время публикации: 12:30  11 апреля 2017 года
Время чтения: 4 мин 10 сек.

Европеец ищет ментора опытного, американец влиятельного, мы – богатого. Успех кажется признаком обладания секретами и поводом для подражания. Мало кому нужны знания – охотимся за золотым тельцом. Квалификацию и компетенции оставляем ботаникам, сами лезем в кадр к распиаренным самозванцам.

Нужны только первые: химчистка, вареничная, тренеры, спикеры. У них получилось, и мы сможем! А когда умирают великие современники, постим слезливое: «Был рядом, собирался учиться, не успел, цените близких». И снова увлекаемся чужеземными проповедниками.

В неосознаваемой некомпетентности поучаем ближних по произвольному поводу. Совета просим у окружающих, оправдываясь: «Другим помочь могу, себе нет – мешают эмоции». Найти и оплачивать наставника не позволяют гордость, скупость и уверенность в превосходстве: «Всё знаю, кого угодно научу».

Развитие движет усвоение знаний, приобретение понимания, овладение навыками и моделями поведения. Не учитесь у говорящих: «Поступай, как я!», наставники внушают: «Делай со мной!» Хороший тренер развивает способности ученика до пика, великий – сразу видит предельный рубеж.

Чтобы выучить иностранный – ищем курсы, овладеть спортом – ходим на секции, а ментора находим по рекламе в Сети. Наставник не поможет, если не знаете, чего освоить желаете. Ко мне недавно направили менти с запросом: «Научите стать железной леди, как Маргарет Тэтчер». Чуть со стула не упал.

Придёт ли в голову просить аптекаря постричь, в хлебном требовать батарейки, искать приложение для заказа метро? Услышим подобное в разговоре – покрутим пальцем у виска. План развития составьте до поиска источников опыта, приняв ответственность за обучение, осознав потребность в подпитке.

Пресловутая «зона комфорта» указывает на витание в самодовольстве индифферентности. Наставник не нужен, пока не сформирована цель. Смутно представляя насыщение непрожитым опытом, регулярно упускаем личные и бизнес-возможности. Думать начинаем, только содрав коленки. В слезах.

Учитель преподносит истину, наставник вразумляет её находить

Совершение ошибок связано с переживанием стыда, попыткой отрицания следствия, надеждой оправдаться и забыть. Ищем мифического ментора, который будет «мотивировать, поощрять, помогать». Похоже на попытку вернуться в детский сад, тоску за узким шкафчиком с номером и наклеенной вишенкой.

Столкнувшись с непривлекательными аспектами обучения, желания испаряются, включается заезженное: «Плачу, чтоб развивали – создавайте условия пятизвёздочных курортов». Ждёте похвалу за отвратительность умений – идите к психотерапевту на медикаментозные процедуры.

Труднодостижимое и затратное отталкивает трусов, поэтому в предгорьях желающих мало. На вершинах не тесно – безумцев отсеивает Великий Бог Лени. Даже искать клад по карте сокровищ станем не больше получаса. Социальный и карьерный успех мнятся факторами блата, ведь характер хиловатослабоват.

Наставничество требует доверия, поддержания дисциплины, оценки мастерства и стремления к профессионализму. Ни слова о прибыли, роскоши и обложке Forbes. Рассчитывайте на поддержку, руководство и содействие. По рации. В машине будете сами. Жмите на газ и мчитесь вдаль.

В минуты сомнений вернитесь, задавая вопросы, получая инструктаж. Компетентность наставника, опыт и соблюдение ролей определят развиваемость личностных качеств. Учение обеспечит сочетаемость коучинга, фасилитации, консультирования и расширения сети контактов. Энтузиазм будет вознаграждён.

Свойство учителя – не колебаться в том, что говорит, но повторять слова наставника – не значит быть продолжателем. Придётся торить собственные треки, одолевать карьерные стены и повышать градус компетентности. Рост и развитие поддержит надежда превзойти тренера.

Для наставника важно не принимать себя всерьёз, понимая, что научить может совсем немногому.
Менти предстоит автономно пройти намеченный путь, запомнив ошибки педагогов.

Василий Андреевич Жуковский на портрете написал Александру Сергеевичу Пушкину:
«Победителю-ученику от побеждённого учителя».





Читайте также:



0
Реклама на New Retail. Медиакит