0/5
Подпишитесь на новости ритейла

Я ознакомлен с политикой конфиденциальности и принимаю её условия

Инженерные системы в магазине «для чайников»: Часть 1 – про тепло и провода

Инженерные системы в магазине «для чайников»: Часть 1 – про тепло и провода
Вы решили выйти на рынок ритейла и открыть свой первый магазин, – поздравляем! Вы, конечно, уже решили, какого цвета будут стены, где будут зеркала и примерочные кабины. Определенно, дизайн магазина будет самый модный. А будет ли там тепло, а будет ли там светло? Не хотим вас расстраивать, но перед покраской стен придется подумать об инженерных системах. Начнем с электричества, вентиляции и кондиционирования.
Инженерные системы в магазине «для чайников»: Часть 1 – про тепло и провода

На фото: Борис Агатов, генеральный директор ProjectLine

Знаете ли вы элемент ритейла, который вызывал бы большую тоску и печаль в глазах предпринимателя, чем организация грамотных и качественных инженерных систем?

Мы нет! 

В процессе открытия нового магазина такие «сладкие» и креативные темы как заказ товара и создание дизайна магазина обязательно сменяются  унылыми и затратными, которыми по праву считают строительство и ремонт в будущем торговом помещении. И если со строителями вы хоть раз, но встречались при ремонте квартиры или дома, и примерно знаете, чего от них ожидать, то с инженерными системами в таком объёме, в каком они требуются в магазине, скорее всего, жизнь вас не сталкивала. 

Самое печальное, что  триллер под названием «Инженерные системы в магазине» имеет многосерийный сценарий. И написать его мы планировали давно. Впоследствии мы назовем его просто – «Инженерные системы в магазине для чайников», но сперва попробуем просто подготовить аудиторию к «объёму катастрофы».

К тому моменту как у вас появился дизайн проект и может быть даже целый архитектурный проект, возникает вопрос, а что еще должно быть в магазине? 

Если вы планируете открыться в торговом комплексе, то, вероятнее всего, арендодатель уже выдал вам «краткий» перечень того, что еще следует отдать ему на согласование кроме вышеперечисленного. Если вы планирует открыть магазин в формате street retail, то общаться на заданную тему предстоит со строителями.

Наберитесь сил и позитива, – мы пройдемся по основным элементам инженерной начинки будущего магазина.

• Электрический проект (ЭОМ)

Состоит из нескольких разделов. Кроме пояснительной записки, планов с расстановкой светильников, их мощностью и количеством, планов розеток, планов распределения световых приборов и устройств с указанием группы освещения и прокладкой кабелей с указанием каких именно, и заказной спецификацией, должен содержать самый интересный и главный лист – однолинейную схему. Это схема, в которой указаны все автоматы в вашем будущем электрическом щите. 








Даже если сейчас вы не в состоянии осознать ценность этого документа в силу неопытности, вы оцените это в тот момент, когда ваши строители уйдут навсегда и перед вами откроется «волшебный металлический ящик с парой, тройкой десятков тумблеров», он же электрический щит. Прекрасная однолинейная схема позволит вам самостоятельно выключить группы освещения не методом «случайного тыка», а по строгой схеме (номер на однолинейной схеме аналогичен номеру тумблера в щите, а главное, в однолинейной схеме написано, что именно это за тумблер и что именно выключает). Теперь вам не придется, ломая ногти, выключать все подряд и бегать проверять, выключился ли свет в той зоне магазина, которую вы хотели затемнить. Например, в витрине. 

Кроме того однолинейная схема и есть то, что будет согласовывать Главный энергетик или Главный инженер Торгового комплекса. В этом документе содержится вся информация, которая его интересует. Здесь и номинал вводного автомата, и подробности того, вписываетесь ли вы в выделенную вам электрическую  мощность.

Этот же проект прямо необходим вашим строителям, чтобы заказать материалы и правильно разложить кабели правильного сечения именно в то место, где это запланировано по архитектурному проекту. А вам проект гарантирует, что автоматы в щите не будут постоянно «выбивать»,  вы не переплатили за лишние материалы и оплата работы электрика адекватна выполненным работам.

Маленькие хитрости:
Автоматы в электрическом щите довольно хрупкие и не дешевые, а включать и выключать  их придется, в отличие от квартиры, где вы это делаете крайне редко, минимум 2 раза в день.  Чтобы ваши продавцы не лазили в щиток самостоятельно, задублируйте все автоматы под щитом простыми выключателями и напишите на них что именно они выключают, фломастером или стикером. Это будет проще и  персоналу, и последствия ошибок включения и выключения чего-то ненужного будет минимальным. Кроме того в щите есть автоматы, которые в принципе не нужно выключать ежедневно, например на которые запитаны системы вентиляции и кондиционирования.

Электрический проект не может быть закончен, прежде чем вы подготовите проект по вентиляции и кондиционированию. Часть информации для него приходит именно из этого раздела.

• Проект вентиляции и кондиционирования (ВК)

По составу примерно аналогичен проекту ЭОМ: пояснительная записка, план расстановки вентиляционного оборудования, план расстановки оборудования системы кондиционирования,  спецификации оборудования, воздуховодов с указанием сечений и конфигурации и количеством. Обязательно проверьте таблицу теплопоступлений, на предмет того, что в ней все учтено!

Инженерные системы в магазине «для чайников»: Часть 1 – про тепло и провода

В таблицу теплопоступлений входят все тепловыделения от светильников в торговых залах и подсобных помещениях и прочих отдельных помещениях, как, например, закрытые витрины, все тепловыделения от других приборов (включая даже чайник и ваш компьютер), инсоляция, если у вас есть окна на улицу, и они больших размеров, тепловыделения от одновременного нахождения большого количества людей в помещении.

По нормам, единовременное количество человек в торговом зале считается из расчета 1 человек на 20 квадратных метров, но по факту лучше считать из расчета 1 человек на 5-10 квадратных метров. Но не увлекайтесь, – все это влияет на мощность оборудования и соответственно его стоимость. Поэтому не стоит рассчитывать мощность вентиляции на огромное нашествие людей в период общественных мероприятий, распродаж и акций. Рассчитывайте на среднюю посещаемость, – в этом случае она обеспечит комфорт в моменты массового скопления людей и не будет слишком затратной.

Вентиляционное оборудование и оборудование для кондиционирования имеет крайне большой разброс в стоимости в зависимости от конкретного производителя. Посоветуйтесь с инженером, что он вам может предложить исходя из ваших бюджетных возможностей. При этом воздуховоды стоят для всех систем примерно одинаково. Но при этом решетки и диффузоры тоже могут отличаться в стоимости в разы, и быть существенной затратной статьей. Поэтому оговорите ваши ожидания заранее. Это сэкономит вам время на проектирование и расчеты.

Маленькая хитрость:
Грубо говоря (абстрагируясь от сложных систем), вентиляция обеспечивает вам подачу кислорода в помещение и поддержание какой-то средней температуры, а кондиционирование доводит температуру воздуха до желаемой.

Покупатели в магазине гораздо в большей степени реагируют на температурный режим, нежели на кислородную ее составляющую. Крайне редко, когда в магазине действительно ДУШНО, обычно просто жарко. И именно жара становится критичным элементом нахождения в магазине.

Вентиляционное оборудование и системы очень дороги, громоздки и достаточно сложны в эксплуатации. Если магазин расположен,  например, в помещении, переведенном из жилого фонда, то, скорее всего,  вентиляция там бытовая и ее по расчетам недостаточно. Но, тем не менее, не нужно городить сложных систем. Если вы сделаете хорошую систему кондиционирования, покупатели не заметят разницы. Недостаток кислорода можно компенсировать, проветрив помещение посредством открытого окна или двери, которая в магазине априори постоянно открывается и закрывается.

• Система отопления 

«ЭТО НЕНУЖНАЯ КНОПКА», как сказано на известной компьютерной клавиатуре для блондинок. Справедливости ради отмечу, что она не то чтобы совсем ненужная, скорее – не для всех необходимая.

В магазинах, как правило, скорее стоит задача борьбы с жарой из-за мощного освещения и большого кол-ва покупателей, нежели с холодом в помещении в зимний период.  Крайне редко встречаются магазины, испытывающие проблемный дискомфортный холод. В любом случае, эта проблема будет заметна не столько покупателям, сколько продавцам. И их, конечно, стоит пожалеть, грамотно организовав систему отопления.








В торговых комплексах всё просто, – существующая система отопления обычно организована в централизованном порядке и работает исправно. В редких случаях возможен перенос радиатора. И, что приятно, эту манипуляцию можно произвести на основании устной договоренности с инженерами здания. 

В магазинах уличной торговли, как правило, это касается внешнего фасада и витрины в нем. Совсем отопление срезать не рекомендуется, оставьте его, как есть, но пусть у вас будет возможность  перекрыть тепло в любой момент. Холодно в магазине не будет, если только вы не находитесь в экстремально холодном регионе. НО может возникнуть проблема конденсата на витринном остеклении, если витрины большие и витринное пространство отгорожено от основного зала, поэтому отопление должно быть.

Чем холоднее регион и меньше площадь магазина, тем больше вероятность, что при открытии входной двери поток холодного воздуха будет заметно менять температуру внутри магазина. Для покупателей, входящих с улицы, это будет не очень заметно, но для продавцов может оказаться проблемой (вы неизбежно станете обладателем коллекции больничных листов и проблем с заменами продавцов в сменах). НЕ забудьте тепловую завесу.  

Они бывают электрические и водяные, инженер Вам посоветует что вам будет выгоднее использовать. Как правило если есть возможность использовать водяную, лучше использовать ее. Электрическая очень энергоемкая в плане потребления электроэнергии и становится заметой статьей в коммунальных услугах в зимнее время. Если есть возможность, сделайте тамбур. Тепловая завеса, установленная в нем, практически решает вышеуказанную проблему.

Да! И не забудьте учесть тепловую завесу в вашем Электрическом проекте!

Надеюсь, что после моего рассказа мысли об инженерных системах в торговом помещении больше не вызывают в вас ужас и тоску. Несмотря на сложность и необходимость немалого количества профессиональных знаний, разобраться в этих вопросах возможно. Главное – не полагаться на «авось» и при случае советоваться с грамотными специалистами.

В следующий раз я расскажу о том, как наладить в торговом помещении системы безопасности. Пожаротушение, дымоудаление и, конечно же, волшебные ворота, защищающие бизнес от мелких и крупных воришек.

Борис Агатов
Генеральный директор Project Line

время публикации: 10:00  11 декабря 2017 года
0
Теги: магазины

Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться:  
НАСТ Маркировка
BBI Келли