0/5
Подпишитесь на новости ритейла

Я ознакомлен с политикой конфиденциальности и принимаю её условия

Инженерные системы в магазине для чайников. Часть 3: слаботочные и охранные системы

Инженерные системы в магазине для чайников. Часть 3: слаботочные и охранные системы
Мы продолжаем разговор о том, какие инженерные системы необходимы для четкой работы магазина и безопасности всех, кто там находится.
Инженерные системы в магазине для чайников. Часть 3: слаботочные системы и дымоудаление

На фото: Борис Агатов, Project Line

В первых двух частях цикла статей мы уже обсудили технические особенности вентиляции, системы отопления, охранной системы и необходимых моментов создании правильного музыкального сопровождения.

Сегодня в центре нашего внимания слаботочные системы: система видеонаблюдения, система контроля доступа и системы, необходимые для быстрого устранения возгорания. Как всегда, будет немало терминов и специальных слов, зная которые вам будет проще поставить задачу инженеру и проконтролировать ход работ. 


Слаботочные системы

Не спешите пугаться и складывать в уме цифры, означающие то, сколько денег придется потратить на их установку. В отношении слаботочных систем есть одна приятная новость – не все и не всем они нужны. И главная интрига состоит в том, чтобы понять, нужны ли они именно вам. 

К слаботочным сетям традиционно относят несколько систем:

• локальные сети или СКС (структурированные кабельные сети);
• видеонаблюдение, СКУД (система контроля управлением доступа);
• систему охраны товара и систему учёта покупателей;
• музыкальное сопровождение;
• систему пожарной сигнализации;
• систему охранной сигнализации;
• систему оповещения о пожаре. 

• Локальные сети: телефония и интернет.

Пожалуй, это единственная из слаботочных систем, которая вам нужна обязательно, иначе нет связи с клиентами и поставщиками, касса не будет читать карты, и возникнут проблемы с отчетностью по продажам и регулярным учетом.

• Видеонаблюдение

Задайте себе вопрос, что именно вы хотите увидеть и какова цель ее установки. 

По статистике, в основном, эта система позволяет скорее наблюдать за продавцами (что они делают в ваше отсутствие), чем за покупателями и ворами (не поймать, а просмотреть кто это был и как злодей действовал). 

Мы перечислим варианты систем по степени повышения их стоимости:
  1. Самая бюджетная – локальная система, которая будет просто записывать видео на жесткий диск, и, в последствии, вы сможете просматривать историю событий;

  2. система может быть локальной, но с просмотром в реальном времени, например на экране у менеджера магазина. К примеру, он занят в менеджерской, но контролирует ситуацию в торговом зале, глядя на экран, и в случае необходимости он может быстро на нее отреагировать (например, неожиданный наплыв покупателей).

  3. Система с удаленным просмотром. Как правило, ее используют владельцы магазинов для контроля работы продавцов в их отсутствие.
Если вы все же решили использовать систему видеонаблюдения, то есть два места, которые реально должны оказаться под присмотром камер, то вам понадобится установка нескольких элементов. 

Это кассовый стол – должна быть видна вся операция с деньгами, на случай если покупатель или продавец что-то перепутают в номиналах переданных купюр, просмотр ситуации быстро решит конфликт. Второе место – это камера напротив входа, которая фиксирует лица входящих. Если вас все-таки обворовали, вы будете иметь фотографию злоумышленника и сможете в следующий раз его опознать. В ювелирных магазинах такие камеры обычно устанавливают над столами, где продавец представляет товар покупателю.

Остальные камеры ставятся на усмотрение в зависимости от того, что именно вы хотите видеть, – общую ситуацию в магазине, какие-то отдельные места, где есть нюансы обслуживания, или «глухие зоны», которые сложно контролировать при небольшом кол-ве продавцов.

Качество камер тоже остается на усмотрение владельца магазина в соответствии с тем, что именно вы хотите видеть: общую ситуацию в торговом зале или каждую пуговицу на пальто покупателя.

Но прогресс не стоит на месте, и стоит обратить внимание на облачные решения, которые позволяют на обычные камеры видеонаблюдения «накатить» софт, который позволит делать тепловые карты торгового зала, следить за поведением покупателей и предоставлять статистику по большому количеству срезов. 


Инженерные системы в магазине для чайников. Часть 3: слаботочные системы и дымоудаление

• Система контроля доступа (СКУД)

Это магнитные или электро-магнитные замки, которые врезаются в двери или ставятся в накладном варианте. Проход по такому замку возможен при условии, что у вас есть магнитная карта или брелок. Система позволяет отслеживать, кто входит и выходит из помещения, а также оперативно ограничивать доступ в определенные помещения определенным сотрудниками или лицам.

Система для магазинов удобна в том плане, что утром вы точно можете отследить, кто открывал магазин, а вечером закрывал. Ограничить доступ части сотрудников, например, на склад или в комнату менеджера. Само по себе это тот же механический ключ, но срабатывает система быстрее, чем вставить ключи, повернуть и пр. Кроме того система именная, чего и традицонном ключе сказать нельзя.

Система удобна при доступе к складу из торгового зала, – продавец может быстро принести что-то клиенту, при этом доступ покупателей в зону склада остается строго блокирован. 

Система не входит в число обязательных, и устанавливается по желанию владельца магазина. 

При установке нужно учесть, что на эвакуационные двери ее ставить запрещено, или она должна ставиться таким образом, чтобы при угрозе пожара срабатывала автоматическая  разблокировка эвакуационной двери. Т.е. компании, устанавливающей вам замки, придется связаться с инженерами торгового комплекса и совместно подключить систему корректно.

• Система охраны товара и счетчики покупателей

В 80% случаев в магазинах используется система охраны товара. Вы как покупатели сталкиваетесь с ней ежедневно. Это, своего рода, «ворота», устанавливаемые на входе и начинающие пищать, как только в его зону действия попадает не дезактивированная метка на товаре. 

Стоимость такой системы достаточно высокая и колеблется от 2000$-10000$ за сами «ворота», дезакиваторы, установку и настройку. Стоимость сильно зависит от производителя и зоны действия. 

Системы бывают двух типов:  магнитные и акусто-магнитные. Ни та, ни другая не является наиболее эффективной, просто в тех или иных случаях та или иная работает стабильнее.  На работу системы могут оказывать влияние самые разные факторы, в числе которых ширина прохода, наличие металлических рам и ручек на двери, качество и размер  самих меток. При этом на работу акустомагнитных систем могут влиять наводки с аналогичных систем соседних магазинов. Проще говоря, «ворота» будут издавать звук, реагируя на метки из других магазинов.

Если есть возможность, и компании поставщики сейчас идут на эти услуги, перед покупкой попросите протестировать предлагаемую ими систему прямо у вас в магазине. 

Для установки такой системы вам необходимо своевременно получить ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ от поставщика и передать его строителям. Иначе в последствии, придется вскрывать полы на входе и в некоторых случаях разбирать стены для прокладки кабелей. 

Установка счетчика покупателей сейчас модная тема, но стоит реально оценить ее необходимость и конверсию. Такой аксессуар способен на многое, – собирать статистику посещения магазина, сканировать и анализировать данные покупателей, правда, при наличии дополнительного программного обеспечения. Но 5000 евро – серьезная инвестиция, которая не всегда оправдана. В первую очередь сомнения в ее необходимости должны возникнуть в сознании владельца небольшого магазина.

Инженерные системы в магазине для чайников. Часть 3: слаботочные системы и дымоудаление

Системы пожарной сигнализации, системы охраны, системы оповещения о пожаре.

В этих разделах должно быть как можно меньше самодеятельности, всё нужно делать строго в соответствии с нормами и техническими условиями. Не жалейте денег на безопасность людей, зачастую последствия несоблюдения норм пожарной безопасности приводит к жутким трагедиям.

Закончили со слаботочными системами и переходим следующим системам.

• Система дымоудаления.

Это «сложносочиненная» инженерная система, которую устанавливают в соответствии с определенными и не всегда выполнимыми техническими особенностями здания. Ее реализация также сопряжена с непростым процессом согласования. Избежать установки, вероятнее всего, не удастся предпринимателям, в локации которых есть склад в подвальном помещении, и отсутствует эвакуационный выход. 

Если же можно избежать установки данной системы и обеспечить, при этом, реальную  безопасность сотрудников, мой совет – не ввязываться в данную историю по монтажу системы.

Однако в торговом комплексе установка системы дымоудаления происходит гораздо проще. В технических условиях и руководстве по проектированию вы получите вполне конкретные инструкции того, что нужно сделать. Сходите дополнительно к инженеру по пожарной безопасности комплекса, и он вам пояснит, как нужно действовать в вашем конкретном случае. 

НЕ забудьте известить об этом вашего архитектора! Так как это может повлиять на дизайн вашего магазина.

Как правило, приходится либо врезать в потолок небольшую решетку от 60х60см.  до 250х60 см. (в зависимости от размера помещения, конфигурации и места нахождения воздуховода дымоудаления), либо оставить часть потолка 10-15% открытыми.

 Спринклерная и дренчерная системы.

Другими словами – это система водяного пожаротушения. Она достаточно редко встречается в отдельностоящих магазинах в формате street retail, но при этом всегда используется во всех торговых комплексах.

Система бывает на гибкой и жесткой (сварной) подводке. Проектируется специальной лицензированной организацией.

Чтобы не вдаваться в подробности системы, расскажу, что спринклеры – это то, что разбрызгивает воду при срабатывании системы зонтиком, и количество спринклеров должно соответствовать тому, чтобы весь магазин равномерно заливался водой. 

Дренчеры похожи на спринлеры, но устанавливаются они вдоль витража и входной группы, и заливают магазин «стеной», отсекая, таким образом, зону пожара от соседнего торгового помещения. 








С точки зрения технической реализации, оконечные устройства обеих систем должны оказаться на уровне подвесного потолка (ГКЛ или армстронг). Желая соответствовать европейским нормам, некоторые комплексы требуют устанавливать второй уровень системы в запотолочном пространстве, если разница между подшивным потолком и бетонным превышает 400 мм, но чаще всего он уже там есть, и вероятность того, что вам придется его переделывать, ничтожно мала. 

Если вы планируете перепланировку помещения, будьте готовы к переделке спринклерной системы. Технически вам будет необходимо слить воду с системы и вывести оконечные устройства на необходимый вам уровень и места. 

Обязательно попросите вашего Архитектора совместить план светильников с планом расстановки оконечных устройств системы. Система срабатывает на температуру, а это означает, что так называемый в простонародье «ороситель» спринклерной или дренчерной системы не должен оказаться к светильнику ближе, чем на 350 мм, если он светодиодный, или ближе чем  на 500 мм, если лампа галогенная или металлогалогенная.  Здесь нужно срочно решать, что передвинуть – светильник или спринклер. Или при срабатывании системы на нагрев ламы, вы узнаете, что такое тропический ливень в магазине. Система находится под давлением 5-8 атмосфер.

***

Вот, похоже, можно сказать, что мы перечислили все основные инженерные системы в магазине. Теперь вам не кажется, что товар и дизайн-проект – это основная часть торгового помещения? 

На последок осмелюсь дать вам небольшой совет, – если в определенный момент вам становится сложно разобраться в том, кому именно вы должны отправить те или иные детали проекта, шлите их всем! Архитектор, электрик, вентиляционщик, слаботочник, строители, – он разберутся в обилии технических деталей и требований, которые поступят от арендодателя. При таком сценарии велик шанс того, что вы ничего не упустите. 

Удачи!

Борис Агатов

Все статьи о тонкостях открытия магазинов читайте в спецпроекте «Как открыть магазин без ошибок».

время публикации: 10:00  11 мая 2018 года
0
Теги: магазины

Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться:  
НАСТ Маркировка
Маркетинговые иссследования_b2b