0/5

Хлебные крошки: как работала карточная система в СССР

Хлебные крошки: как работала карточная система в СССР
время публикации: 10:00  23 апреля 2015 года
Карточная система не была уникальным открытием Советского Союза. Еще в древнем Китае во время бедствий населению раздавались длинные веревки с императорской печатью, и продавец ловко отхватывал кусочек во время каждой покупки.

Система «пайков» и распределения продуктов существовала в Месопотамии. Однако повсеместно карточки на продукты стали внедряться только в годы Первой мировой войны. Австро-Венгрия и Германия таким образом регулировали спрос на мясо, сахар, хлеб, керосин, Франция и Англия – на уголь и сахар. В России земские организации и органы местного самоуправления тоже вводили карточки, одним из самых дефицитных продуктов был сахар – его массово скупали для производства самогона, да и значительная часть Польши, где находились заводы по производству сахара, была оккупирована неприятелем.

 В 1920-40-е годы карточки станут верными спутниками каждого жителя СССР. Самая большая по площади страна в мире могла вдоволь поесть обычного хлеба только в урожайные годы. Эпоха трудностей и лишений научила жителей Союза очень бережно относиться к продуктам, со стола собирали даже хрестоматийные крошки. «Борьбе за хлеб советская власть придает своеобразное толкование, освещая ее как одну из форм классово-политической борьбы», – писал Николай Кондратьев в 1922 году.

Depositphotos_27645473_s.jpg

По всей стране карточки на хлебопродукты были введены к началу 1929 года. По первой категории снабжались рабочие «оборонки», транспорта и связи, инженерные работники, верхушка армии и флота. Им полагалось 800 граммов хлеба в день. Со временем карточки стали распространяться на мясо, масло, сахар и крупу. Сталин в письме Молотову излагал свои взгляды на рабочее снабжение: «Выделить на каждом предприятии ударников и снабжать их полностью и в первую очередь как продуктами питания и мануфактурой, так и жилищами, обеспечив им все права по страхованию полностью. Неударников разбить на две категории, на тех, которые работают на данном предприятии не меньше года, и тех, которые работают меньше года, причем снабжать первых продуктами и жилищами во вторую очередь и в полной мере, вторых – в третью очередь и по урезанной норме. На счет страхования от болезни и т.д. повести с ними примерно такой разговор: ты работаешь на предприятии меньше года, ты изволишь «летать», – изволь-ка получать в случае болезни не полную зарплату, а, скажем, 2/3, а те, которые работают не меньше года, пусть получают полную зарплату».
Ты работаешь на предприятии меньше года, ты изволишь «летать», – изволь-ка получать в случае болезни не полную зарплату, а, скажем, 2/3

Окончательно карточки укоренились на всем пространстве СССР к 1931 году, когда вышло постановление «О введении единой системы снабжения трудящихся по заборным книжкам». Л.Е. Мариненко отмечает, что власти вводили централизованное снабжение под влиянием принципа «индустриального прагматизма», где размер пайка напрямую зависел от вклада гражданина в индустриализацию страны. Создание колхозов, массовый голод начала 1930-х гг., строительство огромных предприятий стали для страны серьезным испытанием. Но уже после первой пятилетки положение нормализовалось, устоялись плановые нормы, стали открываться столовые, рестораны. 1 января 1935 года карточки были отменены. Рабочие активно включались в движение ударников и стахановцев. Ими двигали в том числе и материальные стимулы.

Вновь вспомнить об ограничении отпуска товаров заставила Великая Отечественная война. 16 июля 1941 года появляется приказ Наркомата торговли «О введение карточек на некоторые продовольственные и промышленные товары в городах Москве, Ленинграде и в отдельных городах Московской и Ленинградской областей». Продовольственные и промтоварные карточки отныне распространялись на муку, крупы, макароны, мясо, масло, сахар, рыбу, ткани, мыло, обувь, носки. Население страны разделили на четыре основных категории – рабочие и инженерно-технические работники, служащие, иждивенцы, дети. Каждая из них делилась еще на две, к первой категории относились лица, занятые на самых важных объектах. Скажем, в Красноярске рабочие 1-й и 2-й категории получали 800 и 600 граммов хлеба в день соответственно, служащие 1-й и 2-й категории – по 500 и 400 граммов. Нормы выдачи продуктов зависели от положения в городе и наличия тех или иных продуктов – так, в Астрахани в 1943 году население в зависимости от категории получало 600, 500 и 300 граммов хлеба вместо 800, 600 и 400 граммов в обычное время.

5719.jpg

Московские и ленинградские рабочие в июле 1941 года могли рассчитывать на 2 килограмма круп, 2,2 килограмма мяса, 800 граммов жиров в месяц. Товары народного хозяйства отпускались по специальным купонам – рабочие имели в своем распоряжении 125 купонов в месяц, служащие – 100 купонов, дети и иждивенцы – по 80. Метр ткани «стоил» 10 купонов, пара обуви – 30, шерстяной костюм – 80, полотенце – 5. Продуктовые карточки выдавались каждый месяц, промтоварные отпускались раз в полгода. В случае потери набора его не восстанавливали, поэтому кражи карточек страшно боялись.
Метр ткани «стоил» 10 купонов, пара обуви – 30, шерстяной костюм – 80, полотенце – 5

К 1943 году широкое распространение получает «литерное снабжение» по трем категориям – «А», «Б» и «В». В «литерных столовых» питались чиновники, журналисты, партийный актив, руководство силовых органов, что позволяло им, кроме горячего, получать дополнительно 200 граммов хлеба в день. На сельское население, кроме интеллигенции и эвакуированных, карточки не распространялись. Деревенские жители в основном снабжались талонами либо получали зерно натурой, и вопрос физического выживания становился острейшим. «Гуска, выходи замуж за линтенанта! Линтенант большу карточку получат», – говорят герои произведений Виктора Астафьева. Всего к концу войны на государственном снабжении находилось 74-77 млн человек.

Зарплата в годы Великой Отечественной не играла существенной роли, потому что «коммерческие» цены были во много раз выше государственных. Врач скорой помощи в августе 1942 года так описывал рынок в подмосковной Малаховке: «Настоящая Сухаревка прошлых времен. Чего тут нет! И живые куры, и бараны, и мясо, и зелень. Тут же продаются и продовольственные карточки... стопками продают водку, дают закуску: грибы, кусочки селедки, пироги и проч.; продают вещи: и пиджаки со спины, и сапоги с ног, и мыло, и папиросы поштучно и пачками... Настоящее столпотворение... Цепочкой стоят старушки и держат в руках и чайники с отбитыми носиками, и открытки, и куски шоколада и сахара, замочки, гвозди, статуэтки, гардины... всего не перечислишь». Рынки завораживали, продукты здесь кружились дивным хороводом, но цены очень сильно били и по сознанию, и по карману.

Быстрая мобилизация общества позволила Советскому Союзу выиграть войну с Германией. Возвращавшиеся с фронта бойцы ждали послаблений, но местами положение даже ухудшалось. В сентябре 1946 года вышло закрытое постановление Совета министров и ЦК ВКП(б) «Об экономии в расходовании хлеба». Хлебных карточек лишили примерно 27 миллионов человек, в основном иждивенцев. Рабочие задавались вопросом: «Сам-то я прикреплен к столовой, а что дети будут есть?»

5720.jpg

Росли цены на предприятиях общественного питания. Так, в столовых Первоуральска мясной гуляш раньше стоил 2 руб. 10 коп., а поднялся в цене до 4 руб. 30 коп. Одновременно выросли цены на хлеб, отпускаемый по карточкам, а нормы выдачи снизились с 300 до 250 граммов для иждивенцев, с 400 до 300 граммов для детей. Любопытный случай произошел в Вологде в сентябре 1946 года: «Инвалид войны хотел получить хлеб по карточкам, продавец отпустил ему 1,4 килограмма хлеба… Покупатель выругался, бросил хлеб и сказал: «За что я воевал? На фронте меня не убили, так здесь хотят уморить не только меня, но и мою семью. Разве с семьёй в 6 человек я могу прожить с такой нормой?» Карточки задержались в СССР до 1947 года. Они были отменены в декабре наряду с проведением денежной реформы. Чтобы повысить престиж власти, государственные розничные цены на некоторые группы товаров были снижены на 10-12%.

Павел Гнилорыбов, историк-москвовед, координатор проекта «Моспешком»
1
Реклама на New Retail. Медиакит