Поисковик Яндекс и/или поиск маркетплейса – в чем разница сценариев
время публикации: 10:00 27 сентября 2023 года
Имидж Freepic
Елена Сысуева, руководитель направления «Стратегический маркетинг» в АРБ Про (в составе ГК «Институт Тренинга – АРБ Про») рассказывает о важных различиях в работе поисковиков Яндекса и маркетплейса на примере категории «уход за полостью рта».
Рынок гигиены полости рта в России - ~78 млрд.руб. Категория №1 – зубная паста.
30% всех покупок (в деньгах) зубной пасты, щеток, ополаскивателей, средств для протезов, зубных нитей, средств для отбеливания и других 11 подкатегорий ухода, люди покупают в онлайне. А продажи товаров для гигиены полости рта селлерами на маркетплейсах ближайшие 2-3 года опередят продажи сетей дрогери и других специализированных сетей.
Где именно покупают в онлайне? В интернет-магазинах универсальных сетей, дарксторах, онлайн-аптеках и, больше всего, на маркетплейсах.
Смотрите, за 3 месяца 1,5 млн. запросов «зубная паста» люди сделали в Яндексе. За этот же период 14 млн. штук упаковок зубной пасты люди купили на Wildberries - в 9 раз продажи в штуках здесь превышают количество запросов в Яндексе. И это только один маркетплейс, а еще есть Ozon и другие. Среднее число товаровв в заказе на Wildberries (по данным компании) – 1 позиция, это исключает ситуацию, что 1,5 млн. запросов в Яндексе превратились в заказы по 10 штук зубной пасты на Wildberries.
Более того, динамика запросов в Яндексе по большинству категории отрицательная. А динамика продаж на Wildberries не просто положительная, она растет двузначными темпами.
Сравните данные по вашей категории через Wordstat и сервисы аналитики маркетплейсов, чтобы понять тренд вашей отрасли.
В поиске Яндекса клиенты в 2023 году больше, чем год назад интересовались темой ополаскивателей, зубных нитей и флоссеров, культура потребления которых сейчас активно формируется, люди ориентируются, как выбирать и подбирать.
Через Яндекс люди делают запросы содержательные – ищут отзывы, рейтинги и лучшие пасты, спрашивают о функционале, о выборе, о составе, показаниях, отзывах.
Карта запросов по продукту «Зубная паста», июнь 2023:
Таким образом, для высоких позиций в Яндексе важны
1. Контент-стратегия на сайте, в соцмедиа вашего бренда - работа на узнаваемость и прогрев рынка через основные сценарии – публиковать отзывы, рейтинги, статьи о детской пасте, пасте для животных и т.п.
2. Расширение дистрибуции на онлайн-полках – убедиться, что ваш продукт есть у всех лидеров поисковой выдачи вашей категории. В случае гигиены полости рта - на маркетплейсах, в интернет-гипермаркетах, агрегаторах, дарксторах, отзовиках, каталогах, в соцсетях, онлайн-аптеках и т.п.
Карта конкуренции по запросу «Зубная паста». Кто лидер поисковой выдачи и куда перераспределяется трафик?
На маркетплейсах покупатели делают коммерческие запросы. В ряде случаев это уже сформированный спрос – ищут конкретный бренд, чаще - несформированный спрос – пишут категорию без указания бренда, например, «зубная паста», «ополаскиватель». В данном случае критически важной является позиция в выдаче, а далее дизайн продукта, качество инфографики, отзывы и рич-контент в целом т.п.
Внутреннее продвижение на маркетплейсах становится фокусом стратегии брендов. Кто-то делает это в связке с соцсетями, кто-то применяет только внутреннюю рекламу и ведет Telegram.
Что и как делают новые лидеры, такие как WowWee, чтобы быть в топе выдачи и продаж на маркетплейсе, догнав и тесня с первых позиций таких мощных лидеров, как BioRepear и Splat в некоторых позициях?
1. Бьется с лидером категории за позиции в поисковой выдаче
2. Участвует в акциях и распродажах площадок, баллы продавца за покупки (cтимулирование продаж)
3. Tone-of-voice – говорит на языке молодежи
5. Эмоциональный дизайн карточек (разработан специалистом с опытом):
● Наглядность эффекта – люди в кадре
● УТП подчеркнуты в визуале
6. Интересный продукт: необычная удобная упаковка, необычный и приятный вкус, интересный пенящийся эффект (как у более дорогих паст)
7. Выгодное предложение на фоне более дорогих конкурентов - 2 штуки в сете
8. Большой сток на складах по всей стране – доставка next-day
9. Стимулирование UGС и отзывов - дополнительные баллы за отзывы.
Читайте также: Партнерства, «Яндекс» и блогеры: как директора по маркетингу боролись за клиентов в 2022 году
История с маркетплейсом отлично показывает, что маркетинг и внутренняя реклама важнее наличия собственного производства. Умеете продвигать, найти контрактного производителя – не проблема.
Роль соцсетей тоже велика – первичное знакомство происходит через лидеров мнений, а покупка на доверии после обзоров. У большинства брендов oral care социальные медиа скорее поддерживающая функция, нежели прямое влияние на продажи.
А вот приложения универсальных сетей, сервисов доставки, скидочных сервисов - тренд как на маркетплейсах. Клиенты ищут товары сразу на них.
Более 35 млн. покупателей делают запросы и ищут товары сразу на маркетплейсах, минуя Яндекс. При этом запросы в поисковой строке Яндекса тоже делают. И эти запросы разные по своему сценарию и задачам для клиента. Разбираемся, в чем отличия, чтобы более точно разрабатывать контент-стратегию и распределять рекламный бюджет.
Елена Сысуева, руководитель направления «Стратегический маркетинг» в АРБ Про (в составе ГК «Институт Тренинга – АРБ Про») рассказывает о важных различиях в работе поисковиков Яндекса и маркетплейса на примере категории «уход за полостью рта».
Объем рынка гигиены полости рта и структура по каналам
Рынок гигиены полости рта в России - ~78 млрд.руб. Категория №1 – зубная паста.
30% всех покупок (в деньгах) зубной пасты, щеток, ополаскивателей, средств для протезов, зубных нитей, средств для отбеливания и других 11 подкатегорий ухода, люди покупают в онлайне. А продажи товаров для гигиены полости рта селлерами на маркетплейсах ближайшие 2-3 года опередят продажи сетей дрогери и других специализированных сетей.
Где именно покупают в онлайне? В интернет-магазинах универсальных сетей, дарксторах, онлайн-аптеках и, больше всего, на маркетплейсах.
Смотрите, за 3 месяца 1,5 млн. запросов «зубная паста» люди сделали в Яндексе. За этот же период 14 млн. штук упаковок зубной пасты люди купили на Wildberries - в 9 раз продажи в штуках здесь превышают количество запросов в Яндексе. И это только один маркетплейс, а еще есть Ozon и другие. Среднее число товаровв в заказе на Wildberries (по данным компании) – 1 позиция, это исключает ситуацию, что 1,5 млн. запросов в Яндексе превратились в заказы по 10 штук зубной пасты на Wildberries.
Более того, динамика запросов в Яндексе по большинству категории отрицательная. А динамика продаж на Wildberries не просто положительная, она растет двузначными темпами.
Спрос в Яндексе, шт.
апр.-июн. 2023
|
Динамика к апр.-июн.2022
|
Продажи на WB, шт.
апр.-июн. 2023
|
Разница продаж и запросов в разы
|
|
Зубная паста | 1 537 438 | -6% | 14 360 452 |
9
|
Зубная щетка | 949 906 | -16% | 7 297 467 |
8
|
Ирригатор | 747 871 | -9% | 1 378 153 |
2
|
Электрическая ЗЩ | 226 596 | -32% | 2 970 087 |
13
|
Ополаскиватель | 96 575 | 20% | 1 686 589 |
17
|
Зубной порошок | 55 050 | -13% | 356 615 |
6
|
Зубная нить | 98 146 | 6% | 1 682 936 |
17
|
Флоссер | 8 272 | 70% | 243 510 |
29
|
Сравните данные по вашей категории через Wordstat и сервисы аналитики маркетплейсов, чтобы понять тренд вашей отрасли.
В поиске Яндекса клиенты в 2023 году больше, чем год назад интересовались темой ополаскивателей, зубных нитей и флоссеров, культура потребления которых сейчас активно формируется, люди ориентируются, как выбирать и подбирать.
С какими запросами пользователи приходят в поисковик Яндекс?
Через Яндекс люди делают запросы содержательные – ищут отзывы, рейтинги и лучшие пасты, спрашивают о функционале, о выборе, о составе, показаниях, отзывах.
Карта запросов по продукту «Зубная паста», июнь 2023:
Таким образом, для высоких позиций в Яндексе важны
1. Контент-стратегия на сайте, в соцмедиа вашего бренда - работа на узнаваемость и прогрев рынка через основные сценарии – публиковать отзывы, рейтинги, статьи о детской пасте, пасте для животных и т.п.
2. Расширение дистрибуции на онлайн-полках – убедиться, что ваш продукт есть у всех лидеров поисковой выдачи вашей категории. В случае гигиены полости рта - на маркетплейсах, в интернет-гипермаркетах, агрегаторах, дарксторах, отзовиках, каталогах, в соцсетях, онлайн-аптеках и т.п.
Карта конкуренции по запросу «Зубная паста». Кто лидер поисковой выдачи и куда перераспределяется трафик?
Как клиенты ищут на маркетплейсах и на что обращают внимание?
На маркетплейсах покупатели делают коммерческие запросы. В ряде случаев это уже сформированный спрос – ищут конкретный бренд, чаще - несформированный спрос – пишут категорию без указания бренда, например, «зубная паста», «ополаскиватель». В данном случае критически важной является позиция в выдаче, а далее дизайн продукта, качество инфографики, отзывы и рич-контент в целом т.п.
Внутреннее продвижение на маркетплейсах становится фокусом стратегии брендов. Кто-то делает это в связке с соцсетями, кто-то применяет только внутреннюю рекламу и ведет Telegram.
Что и как делают новые лидеры, такие как WowWee, чтобы быть в топе выдачи и продаж на маркетплейсе, догнав и тесня с первых позиций таких мощных лидеров, как BioRepear и Splat в некоторых позициях?
1. Бьется с лидером категории за позиции в поисковой выдаче
2. Участвует в акциях и распродажах площадок, баллы продавца за покупки (cтимулирование продаж)
3. Tone-of-voice – говорит на языке молодежи
4. Первая карточка продукта = попадание в популярные сценарии (отбеливание мягкое/нежное, укрепление…)
5. Эмоциональный дизайн карточек (разработан специалистом с опытом):
● Наглядность эффекта – люди в кадре
● УТП подчеркнуты в визуале
6. Интересный продукт: необычная удобная упаковка, необычный и приятный вкус, интересный пенящийся эффект (как у более дорогих паст)
7. Выгодное предложение на фоне более дорогих конкурентов - 2 штуки в сете
8. Большой сток на складах по всей стране – доставка next-day
9. Стимулирование UGС и отзывов - дополнительные баллы за отзывы.
Читайте также: Партнерства, «Яндекс» и блогеры: как директора по маркетингу боролись за клиентов в 2022 году
История с маркетплейсом отлично показывает, что маркетинг и внутренняя реклама важнее наличия собственного производства. Умеете продвигать, найти контрактного производителя – не проблема.
Роль соцсетей тоже велика – первичное знакомство происходит через лидеров мнений, а покупка на доверии после обзоров. У большинства брендов oral care социальные медиа скорее поддерживающая функция, нежели прямое влияние на продажи.
А вот приложения универсальных сетей, сервисов доставки, скидочных сервисов - тренд как на маркетплейсах. Клиенты ищут товары сразу на них.
Елена Сысуева,
руководитель направления «Стратегический маркетинг» в АРБ Про (в составе ГК «Институт Тренинга – АРБ Про»).
Для NEW RETAIL
* Цитирование выводов и прогнозов автора возможно только с разрешения редакции New Retail (editor@new-retail.ru)
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...