0/5

Лента Новостей

11:05 Более 250 вредоносных ресурсов-клонов Почты России выявлены в 2025 году
10:40 М.Видео: продажи фотоаппаратов достигли максимума за последние 5 лет
10:15 Выручка МТС в III квартале выросла на 18,5%
Как торговая сеть «АНВАР» сократила избыточные запасы ТОП-1000 SKU на 37%
09:50 X5 планирует построить в Подмосковье один из своих самых больших складов
09:25 Сеть Urban Vibes прекратила работу
20:45 Мировое производство вина постепенно сокращается
Как понять, что продукт пора закрыть: чёткие сигналы и действия
20:20 В РФ за неделю больше всего подорожали огурцы и помидоры
19:55 Google обвинили в слежке за пользователями с помощью ИИ-модели
19:30 Глава ФАС: механизм добровольных ограничений цен на продукты действует в 71 регионе РФ
Кейс «МегаФон»: используем умный поиск SearchBooster — получаем рост выручки подсказок в 2,52 раза
19:05 Сестры Брижит и Даниэль Фелунг запускают свой первый модный бренд
18:40 Российские маркетплейсы рассматривают возможность выхода на рынок Эфиопии
18:15 В РФ фиксируется существенный рост продаж антивозрастной косметики
Рынок труда 2025 в ритейле и FMCG: особенности найма и востребованные компетенции руководителей
17:50 «Яндекс» и «МегаМаркет» отказались от подписания меморандума цифровых платформ
17:20 Михаил Мишустин: «Объёмы электронной торговли за первое полугодие увеличились более чем на треть»
16:55 Группа «Черкизово» вывела свой флагманский бренд на рынок Казахстана
К чему готовиться магазинам мебели в 2026 году: тенденции и прогнозы
16:30 Депутаты предлагают размещать на бутылках данные о смертности от алкоголя
16:05 Fix Price и РОМИР: 28% россиян составляют новогодние вишлисты
15:40 Для маркетплейсов хотят ввести практику долгосрочных контрактов
«Завтрак» не значит «утром»: как и почему меняются пищевые ритмы потребителей
15:15 Эксперты выявили низкую результативность чековых промоакций в России
14:50 Ozon Tech открыл новое IT-пространство в Петербурге
14:25 В белорусских магазинах запретили продавать картошку длиной менее 45 мм
Ритейл на перепутье: почему сегодня выживает тот, кто управляет цепочкой поставок
14:00 Количество выданных кредитных карт в октябре сократилось на четверть
13:35 Сотрудники российских компаний назвали главные причины перехода на работу к конкурентам
13:10 Lamoda обновила оферту для продавцов
Стандарты доставки 2025: как логистика определяет лояльность в e-commerce
12:45 Средняя цена подержанных китайских автомобилей опустилась до 2 млн рублей
12:20 Продажи товаров на собственном маркетплейсе «М.Видео» в октябре выросли на 48%
11:55 Ozon подвел первые итоги распродажи 11.11
Дайджест е-com: самые важные обновления для работы на маркетплейсах в октябре
11:30 Спрос на электрические зубные щетки в России снизился впервые за три года
11:05 АКАР: Объем российского рекламного рынка в 2025 году превысил 680 млрд рублей
10:00 АШАН подключил сервис онлайн-инкассации Moniron от Газпромбанка
Все новости →

Доля онлайн-продаж FMCG в России достигла рекордных 5%

время публикации: 09:55  05 июня 2020 года
С началом самоизоляции пятая часть россиян начала чаще совершать онлайн-покупки товаров повседневного спроса.
COVID-19 стал катализатором процесса трансформации FMCG-рынка. Доля его онлайн-продаж в России с начала распространения нового коронавируса в России ощутимо выросла. По данным Nielsen, в апреле 2020 года эта доля составила 5% от всего рынка FMCG в натуральном выражении, а среднегодовое значение удвоилось с 1,8% до 4%.

В текущем периоде рост онлайн-продаж составил 92% в денежном выражении (по итогам 2019 года он составил около 50%), тогда как рост офлайн-продаж оказался на уровне 5%. 

«Рынки по всему миру переживают перезагрузку из-за COVID-19: привычки покупателей и ситуации потребления меняются быстро, и анализ этих изменений и реагирование на них станет ключевым фактором успешных FMCG-игроков в ближайшей перспективе. После окончания периода самоизоляции рынок интернет-торговли FMCG закрепится на новом уровне, поэтому брендам важно использовать текущую ситуацию, чтобы окончательно сформировать лояльность тех потребителей, которые впервые воспользовались подобными сервисами, и обеспечить свою релевантность на рынке на годы вперёд», — комментирует Александр Шуркаев, руководитель направления онлайн-торговли Nielsen Россия.

Бум интернет-торговли, произошедший во многом по причине пандемии, интересен в том числе и с той точки зрения, что в ассортименте онлайн-магазинов чаще представлены премиальные бренды, поэтому средние цены в аналогичных категориях товаров в интернете отличаются в большую сторону. Но даже этот фактор оказался не способен затормозить высокие темпы роста онлайн-продаж.

Так, среди наиболее быстрорастущих категорий товаров средние цены на развесные шоколадные конфеты в интернете оказались в 1,5 раза больше, чем в офлайне, что не помешало росту категории на 560% (указана динамика продаж в натуральном выражении в апреле 2020 по сравнению с апрелем 2019 года). Среди других товаров с наиболее высокими темпами роста онлайн-продаж оказались чипсы (в 1,3 раза дороже, чем в физическом магазине), шоколадные плитки (в 1,7 раз дороже), масло и маргарин (в 1,5 раза дороже), корм для кошек (в 2 раза дороже), масла (в 3,4 раза дороже) и множество других. 

Темпы продаж наиболее быстрорастущих категорий и их сравнение с динамикой офлайн





Благодаря высоким темпам роста доля онлайн-продаж ряда FMCG-категорий зафиксировалась на принципиально новом уровне, в некоторых случаях она удвоилась по сравнению с прошлым годом. Так, по данным Nielsen, в апреле от всего рынка FMCG на онлайн-торговлю в денежном выражении пришлось более 25% продаж сухого детского питания, 21% кормов для собак, 9% зернового кофе, 5% средств для чистки дома, 3% шоколадной пасты, 3% воды, 2% макарон, 1% жевательной резинки. Почти каждый второй подгузник (46%) был продан онлайн — это рекорд как для самой категории, так и для рынка FMCG в целом. 

Доли онлайн-продаж рядка категорий в денежном выражении в апреле 2020 и их изменение по сравнению с апрелем 2019



Источник: ритейл-аудит Nielsen, период — апрель 2020 по сравнению с апрелем 2019 года.

«Несмотря на трудности в первые недели непредсказуемо высокого спроса переключение на онлайн-покупки — пример процесса, понимание которого необходимо для прогнозирования трендов развития канала электронной торговли: потребители способны в кратчайшие сроки адаптироваться к новым для себя способам совершения покупок, если их потребности и предложения ритейлеров совпадают», — добавляет Александр Шуркаев.

Опрос потребителей Nielsen, проведённый в марте 2020 года показал, что с началом самоизоляции сразу пятая часть (19%) респондентов начали чаще совершать онлайн-покупки товаров повседневного спроса. 

Одно из главных достижений текущих изменений, происходящих в сфере онлайн-торговли, — трансформация структуры онлайн-корзины. Набирающая популярность в условиях самоизоляции интернет-торговля для многих впервые стала альтернативой не только для покупки импульсных категорий товаров, например, шоколадных батончиков или газировки, но и тех продуктов, которые вписываются в концепцию «приготовить дома», которая раньше была свойственна только офлайн-покупкам.

Настороженное отношение к покупке свежих продуктов всегда было одним из главных барьеров на пути онлайн-торговли FMCG, но сейчас, когда потребители опробовали все преимущества электронной коммерции, есть все основания полагать, что ситуация изменится.

Если для подготовки к периоду самоизоляции потребители активно закупались товарами длительного хранения, то говоря о планах на будущее, выражали намерение приобрести в интернете свежую продукцию, например, хлеб и свежую выпечку, фрукты и овощи, молоко и другую. Так, 13% покупателей в России планируют продолжить заказывать в интернете напитки, 18% упакованные продукты питания, 11% овощи и фрукты, 23% средства для ухода за домом — это больше, чем до и во время активной фазы пандемии в России. 

В свою очередь крупные FMCG-ритейлеры еще до начала пандемии старались создать омниканальный опыт покупки, в рамках которого границы между онлайн-покупкой и посещением физического магазина стираются. Единый ассортимент, программа лояльности, услуга click & collect, сокращение времени доставки и другие инициативы активно способствовали проникновению интернет-торговли FMCG в жизнь российских потребителей.

Теперь же игроки рынка еще больше укрепились во мнении о важности интернет-торговли для их бизнеса: 97% опрошенных Nielsen руководители компаний из индустрии FMCG и ритейла согласились, что развитие интернет-торговли потребует больше или по крайней мере столько же внимания, как и до масштабного распространения коронавируса — это самый популярный вариант ответа. 

«Инвестиции игроков рынка в канал онлайн-торговли позволяют заключить, что высокие темпы роста сохранятся в этом сегменте в ближайшем будущем, а тренд на переключение на интернет-шопинг продолжится. Если в офлайне рынок движется в сторону консолидации бизнеса на фоне сокращения доли традиционной торговли, то в онлайн-FMCG, напротив, регулярно появляются все новые игроки, даже те, для которых продовольственный ритейл не является приоритетным направлением.

Они начинают расширять ассортиментную матрицу и добавлять товары повседневного спроса в ассортимент, превращаясь для потребителей в разноформатный маркетплейс, где можно купить и платье, и наушники, и молоко. Благодаря такому подходу у интернет-торговли есть все перспективы со временем стать полноценной альтернативой гипермаркетам, продажи в которых неуклонно снижаются, и занять органичную нишу в новом мире FMCG-ритейла», — говорит Александр Шуркаев. 

FMCG-ритейлеры и производители прибегают к разным мерам для повышения эффективности бизнеса, пострадавшего из-за пандемии, но в вопросе инвестиций единогласно сходятся в одном — в ближайшие 12 месяцев необходимо увеличивать вложения в онлайн-торговлю — в этом признались 62% производителей и 85% ритейлеров.

Читайте также: SEO для FMCG проекта: 7 шагов на пути к успеху

***

Самые интересные новости читайте в наших группах в Facebook и VKontakte, а также на канале Яндекс.Дзен.

И подписывайтесь на рассылку самых важных новостей.

New Retail