Больше всего выручки получили заведения, расположенные в центре города.
Московские кафе и рестораны в июне заработали 17 млрд руб., из них 9 млрд руб. пришлось на заведения общепита в центральных районах, сообщила вице-мэр столицы Наталья Сергунина на открывшемся 17 июля Московском урбанистическом форуме. Это десятая часть оборота отрасли за 2017 год: в Москве по итогам 2017 года он составил 165 млрд руб., то есть среднемесячный оборот рынка общепита мог составить 13,75 млрд руб. Получается, что в июне 2018 года рестораторы выручили почти на 20% больше, чем годом ранее.
В период мирового первенства по футболу, проходившего в России с 14 июня по 15 июля, в Москве работали 12 тыс. кафе и ресторанов. За это время с учетом ЧМ-2018 городской бюджет пополнился на 13,2 млрд руб., утверждает госпожа Сергунина. По ее словам, общие расходы туристов только в первые дни чемпионата составили 96,6 млрд руб. По предварительным данным, за все время проведения ЧМ-2018 столицу посетило около 3 млн человек, из них 1,2 млн — из стран дальнего зарубежья (данные департамента спорта и туризма Москвы).
Опрошенные «Коммерсантом» участники столичного рынка общепита подтверждают, что выручка заведений в период чемпионата выросла, но неравномерно. В группе «354» (рестораны Ruski, Insight, LocAsian, «На свежем воздухе») оборот вырос вдвое. Совладелец баров Lumberjack, Rumor, Tin Woodman и «Коктейльная» Андрей Калагин говорит, что в его заведениях рост составил 15%. Средний показатель прироста по сети ресторанов «Темпл бар» в первой половине июля достиг 18%, говорит ее финансовый директор Светлана Циферблат, а в ресторане на Большой Грузинской выручка выросла на 40% по сравнению с тем же периодом прошлого года. В «Кофемании» оборот стал на 30–50% больше в заведениях в центральных районах Москвы, а в тех, что расположены дальше, не изменился.
Кафе и рестораны зарабатывали на увеличении потока посетителей, а средний чек в заведениях, которые не повышали цены на период состязаний, остался прежним (в среднем по стране он составил 929 руб.). Столичные рестораторы уверяют, что не повышали цены. В ходе предыдущего чемпионата в Бразилии в 2014 году, который российские болельщики смотрели в трансляциях, средний чек был 600 руб. Таким образом, объем расходов на общепит в ходе мундиаля в 2018 году вырос на 55%, инфляция за это время составила 31%.
Окончательной официальной статистики пока нет: рестораторы только начинают подводить итоги. Исполнительный директор группы «354» Глеб Марач привел в пример подсчеты ВТБ: банк проанализировал трансакции по картам российских и иностранных клиентов в 11 городах-участниках ЧМ-2018 и выяснил, что в барах и ресторанах Москвы болельщики оставили до 2,8 млрд руб.— это в 1,3 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. «Не все ожидали, что спрос вырастет в три-четыре раза»,— отмечает он. Среди распространенных проблем были нехватка напитков или льда, но участники рынка быстро адаптировались к новым условиям.
По предварительным оценкам NPD Group, выручка заведений общепита за период проведения чемпионата вырастет в среднем на 10–15%. Но в пересчете на оборот рынка в целом за год существенного увеличения показателей не произойдет: дополнительный прирост будет в пределах 1%.