Вендинг — рентабельный бизнес, хотя доходность снижается каждый год.
Никита Михалков и Андрей Кончаловский, создавшие компанию «Мобильные технологии торговли» (МТТ) для работы на рынке вендинга, нашли партнера по этому бизнесу в лице совладельца «Шоколадницы» Симана Поваренкина. Новая компания рассчитывает установить несколько тысяч автоматов с едой, напитками и кофе. Этот рынок становится популярным среди инвесторов и его объем в России приближается к 40 млрд руб.
Генеральный директор МТТ Роман Резник сообщил “Ъ”, что под управлением компании уже находится около десятка вендинговых автоматов итальянского бренда Saeco с едой и напитками, установленных в московских вузах и на стадионах. По его словам, в перспективе МТТ планирует довести число автоматов до нескольких тысяч по всей стране.
Гендиректор вендингового оператора «Мегас» Вадим Шиленко оценивает стоимость одного автомата Saeco в 300-350 тыс. руб. в зависимости от комплектации. Таким образом, установка 1 тыс. устройств может обойтись МТТ до 350 млн руб. Вендинг — рентабельный бизнес, хотя доходность снижается каждый год, отмечает господин Шиленко. Так, по его словам, из-за роста НДС с 18% до 20% в 2019 году поставщики продуктов для автоматов подняли отпускные цены на 2–5%, тогда как операторы увеличивать стоимость товара не могут, боясь оттока покупателей.
По данным Euromonitor International, в 2018 году оборот российского рынка вендинга вырос на 10,7%, до 37,2 млрд руб. Крупнейший игрок — Uvenco Бориса Белоцерковского, под управлением которой свыше 13 тыс. автоматов.
Вендинг в последнее время становится популярным у инвесторов без опыта на этом рынке. Так, в конце 2018 года сеть магазинов продуктов для здорового питания «Вкусвилл» при участии «Кофе хауз» объявила об установке 96 автоматов на платформах Московского центрального кольца. Кроме того, ритейлер начал размещать в московских офисах микромаркеты с функцией самостоятельной оплаты товара и более широким ассортиментом продукции, чем в автоматах.
В Euromonitor ожидают рост оборота российского рынка вендинга на 4,4%, до 38,8 млрд руб., в 2019 году. При этом, предупреждают аналитики, конкуренция среди игроков будет обостряться.