Ранее пустующие торговые коридоры Москвы начали заполняться. Однако к концу года рынок может "провалиться".
В третьем квартале 2015 года московский стрит-ритейл демонстрировал оживление: впервые с 2013 уровень вакантных помещений по основным торговым улицам Москвы в пределах Садового кольца снизился до 10%. Такой показатель был зафиксирован на конец сентября этого года, отмечается в исследовании "Магазина магазинов". До этого уровень пустых помещений на улицах Москвы стабильно рос (с 4% в 2013 до 11% в первой половине 2015 года).
"Поскольку мы проводим ежеквартальный мониторинг основных торговых коридоров Москвы в пределах Садового кольца, удается отследить динамику. Но если последние полтора года мы говорили, в основном, об улицах-лидерах в росте вакансии, то впервые за это время можно говорить об улицах, на которых доля пустых помещений уменьшилась, - отмечается в исследовании компании. - Это Камергерский (с 21% на конец июня до 7% на конец сентября), Большая Дмитровка (с 20% до 16%), Тверская (с 13% до 10%). Интересно, что на Тверской улице, которая «отпугивала» арендаторов после ввода запрета на парковку автомобилей, помещения начали заполняться. Недавние примеры: «Мумий Тролль Music Bar», «Рок-Лапшичная», «МосАптека», Meat Stop".
В целом, по оценке Colliers International, уровень пустующих квадратов в стрит-ритейле в третьем квартале составляет 12,5%. При этом к концу года этот показатель может вырасти до 14-15%. Это максимальный уровень вакантности в стрит-ритейле Москвы за последние 6 лет.
Однако, как отмечают в "Магазине магазинов", важно понимать, что, несмотря на пока еще остающимся довольно высоким уровень пустующих помещений стрит-ритейла, большая часть ликвидных помещений заняты и редко выходят на рынок.
При этом впервые с конца 2013 года коммерческие условия на помещения по основным торговым коридорам Москвы не подверглись снижению по сравнению с трехмесячной давностью. Как и в начале года, рынок не ориентируется более на ставки аренды, а исходит из совокупной стоимости помещения в месяц в рублевой номинации. Все договоры аренды заключаются в рублях (см. график).
«Рынок действительно сдвинулся и все больше собственников торговых помещений понимают, что лучше сдать помещение по текущим рыночным условиям, чем нести убытки от его простоя. Тот факт, что арендодатели идут навстречу арендаторам проявляется в нескольких моментах, - считает руководитель направления street retail "Магазина магазинов" Марина Маркова. – Есть прецеденты, когда собственники помещений на стрите соглашаются на схему взимания арендной платы в виде процента от товарооборота. В этом есть выгоды для арендатора: размер арендной платы напрямую зависит от качества работы магазина. Сейчас такие условия желательны, большей частью, для крупных сетей общественного питания. Но и для арендодателя в этом есть плюс: появляется возможность минимизировать риск девальвации валюты – с ростом цен и увеличением товарооборота арендатора, доход собственника помещения пропорционально увеличивается. Кроме того, уже есть прецеденты, когда арендодатель рассматривает возможность компенсировать ремонт помещения в счет арендной платы».