0/5

Лента Новостей

19:00 Продажи пасхальных товаров на Wildberries выросли почти на 40%
18:35 Производство безалкогольных напитков в РФ выросло на 9%
18:10 «Вкусно — и точка» запускает детские наборы с «Турбозаврами» (ФОТО)
Органический капучино: как коллаборация «ЭкоНивы» и Julius Meinl помогает бизнесу завоевать доверие осознанного потребителя?
17:45 Бывший склад чешской PPF в Подмосковье арестован по решению суда
17:20 В работе приложения «Самоката» произошел технический сбой
16:55 Каждая четвертая покупка бытовой и цифровой техники приходится на российские и белорусские бренды
Soft skills, без которых не обойтись в 2025 году: ключевые навыки в эпоху неопределенности
16:30 IKEA вернется в Россию во II квартале 2026 года – прогноз «Опоры России»
16:05 Ozon будет поощрять блогеров за контент о площадке
15:40 Эксперты назвали самые прибыльные сферы для самозанятых
Как «взорвать» Яндекс Карты в 2025: секреты выхода в ТОП, которые реально работают
15:15 Почти 60% россиян покупают готовые куличи в магазинах
14:50 AliExpress назвал самые популярные у россиян модели смартфонов в 2025 году
14:25 «Восток инвестиции» вышел из капитала Ozon
От MVP до миллионной аудитории: кейс развития приложения для ритейлера сферы развлечений Kassir.ru
14:00 «Сбер» заблокировал 19 тыс. фишинговых сайтов
13:35 «Яндекс Фабрика» выпустила первую коллекцию одежды из денима под своим брендом
13:10 Wildberries снизит продавцам комиссию на товары в Wibes
EcomWeekend Club: что дает самое активное сообщество российского екома и как стать его участником
12:45 «Яндекс Go» предлагает ввести в городах РФ квотирование электросамокатов
12:20 В первом квартале число покупок ювелирных изделий сократилось на 26%
11:55 АКОРТ фиксирует в марте самое значительное снижение цен на продукты с 2021 года
ТОП-10 книг об управлении репутацией и влиянием в цифровой реальности
11:30 К 2027 году объем российского рынка кикшеринга увеличится в 1,7 раз
11:05 Raiffeisen «заморозила» продажу российской «дочки»
10:40 Сеть дискаунтеров «Чижик» открыла 2500-ый магазин
Как найти перевозчика груза без посредников в 2025 году
10:15 С экс-структуры IKEA требуют 110 млн рублей экологического сбора
09:50 МТС первой в РФ начала продажи автомобилей в салоне связи
09:25 LIMÉ занял бывшие складские площади «Сберлогистики» и H&M
Что должен знать и уметь фрилансер, работая на международном рынке?
20:45 Каждый десятый россиянин ест кулич не дожидаясь пасхального воскресенья
20:20 Сбер намерен подать иск о банкротстве экс-поставщика McDonald’s
19:50 Яндекс Маркет: треть россиян ищет товары в интернете с помощью диалектизмов
Как управленцу подготовить бизнес к продаже и правильно оценить его стоимость
19:25 Wildberries внедрила карту для отслеживания курьеров
19:00 INFOLine: продажи крупнейших DIY-сетей в 2024 году выросли на 10,6%
10:00 Киберпреступники и токсичные отношения: как манипулируют хакеры
Все новости →

В Москве впервые с 2014 года выросли темпы открытия торговых центров

В Москве впервые с 2014 года выросли темпы открытия торговых центров
время публикации: 10:55  10 февраля 2020 года
По мнению экспертов, положительная тенденция сохранится и в этом году.
Аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank подвели итоги 2019 года на рынке торговой недвижимости Москвы. Впервые с 2014 года объем нового предложения продемонстрировал положительную динамику относительно прошлого года (+73%). За год в Москве открыто 8 новых торговых объектов с GLA 234,3 тыс. кв. м. При этом большая часть анонсированных открытий торговых центров (GLA – 294,7 тыс. кв. м) была все же перенесена на 2020 год – ожидается ввод колоссального объема торговых площадей с GLA порядка 1 млн кв. м. При этом на данный момент в стадии обновления в том или ином виде находятся около 15% торговых центров столицы.

В компании отметили, что предложение действующих объектов по итогам 2019 года составляет 6,59 млн кв. м арендопригодной площади (GBA – 13,1 млн кв. м).

По итогам 2019 года общее предложение торговых площадей увеличилось на 234,3 тыс. кв. м, что на 73% превышает объема ввода 2018 года. Стоит отметить «разнородность» типов новых торговых объектов. Так, классический формат торгового центра суперрегионального формата представлен открывшимся в составе МФК торговым центром «Саларис» (GLA – 105 тыс. кв. м), на который пришлось 45% от общего объема ввода за весь год. Также были открыты два ожидаемых торговых центра районного масштаба – ТЦ «Галеон» (GLA – 14 тыс. кв. м) и ТЦ «Гавань» (GLA – 18,2 тыс. кв. м). Введен в эксплуатацию второй специализированный объект ГК «Киевская площадь» – мебельный торговый центр «Гранд Юг», а также вторые фазы объектов ТРЦ «Южный» (GLA – 20 тыс. кв. м) и дисконт–центра «Орджоникидзе 11» (GLA – 10 тыс. кв. м). В конце 2019 года также состоялось открытие первого объекта редевелопмента старых московских кинотеатров в формате community center – ТЦ «Ангара» (GLA – 6,8 тыс. кв. м) от ADG Group. Кроме того, на рынок вышел первый аутлет премиального сегмента – Novaya Riga Outlet Village (GLA – 25,2 тыс. кв. м).

Тенденция на рост числа торговых центров малого формата в Москве отмечалась еще в начале 2018 года. В 2019 году было открыто 3 небольших районных ТЦ: «Багратионовский», «Моя Ветка» и «Этажи», арендопригодной площадь которых не превышает 5 тыс. кв. м.

торговые йентры Москвы.jpg

Источник: Knight Frank Research, 2019.

По итогам 2019 года не было отмечено значительных изменений ставки аренды на помещения в торговых центрах Москвы. В течение года фиксировались только небольшие колебания по уровню верхней ставки процента с товарооборота в пределах 3-7%, связанные в большей степени с индексацией в результате переподписания договоров. Для операторов торговой галереи ставка операционных расходов составила 6 000-10 000 руб./кв. м/год, для якорных арендаторов – 1 500-3 000 руб./кв. м/год. Стоимость операционных расходов в сравнении с годом ранее не изменилась.

По итогам 2019 года сохраняется стабильная динамика сокращения доли вакантных площадей. Уровень вакансии в торговых центрах столицы сократился на 0,9 п.п. по сравнению с 2018 годом и составил 6,1%. 

Динамика открытия новых торговых центров и доли вакантных площадей

тц москвы2.JPG

Источник: Knight Frank Research, 2019.

За прошедший год значительно снизился уровень вакансии в ТРЦ «Мозаика», который находится в стадии обновления, и в ТЦ «Бутово-Молл», проводящем активную арендную кампанию, – уровень вакансии сократился до 10%. Наибольший объем вакансии остается в ТРЦ «Zеленопарк» и ТРК MARI – 27%.

Согласно анонсированным девелоперами планам, в 2020 году на столичном рынке готовятся к вводу 36 торговых центров суммарной арендопригодной площадью 999,8 тыс. кв. м, треть объема которых (GLA 294,7 тыс. кв. м) – переносы открытий с 2019 года. Заявлены такие крупные торговые объекты, как: ТРЦ «Остров мечты» (GLA 70 тыс. кв. м), ТПУ «Селигерская» (GLA 145 тыс. кв. м), ТЦ на Ярославском шоссе (GLA 144 тыс. кв. м), ТЦ «Город Косино» (GLA 72 тыс. кв. м) и проект ТЦ на Аминьевском шоссе от ГК «Ташир» – Kvartal West (GLA 68 тыс. кв. м). Также ожидается открытие профессиональных аутлет-центров премиального и люксового сегмента: The Outlet Moscow (фаза 1, GLA 14,5 тыс. кв. м) и Vnukovo Premium Outlet (GLA 11,9 тыс. кв. м). Значительный объем предложения ожидается за счет ТРЦ в составе ТПУ.

Несмотря на планы по открытию до конца 2020 года рекордного для последнего десятилетия объема в почти 1 млн кв. м, арендные кампании, повторяя ситуацию 2016-2019 гг., требуют больших временных затрат, что сказывается на реальных сроках ввода в эксплуатацию. В связи с этим часть открытий торговых центров, заявленных в 2020 году, вероятно, будет перенесена на 2021 год.

Торговые центры, планируемые к открытию в 2020 году

таблица.JPG

Источник: Knight Frank Research, 2020.

торговые центры2.JPG

Объекты ADG Group, запланированные к вводу в 2020 году

На фоне ввода новых торговых площадей в 2019 году мы ожидаем дальнейшего небольшого увеличения доли вакантных площадей до 8%, однако вакансия в стабилизированных торговых центрах, работающих больше двух лет, будет снижаться. В ближайшей перспективе выход новых марок будет сдерживаться тенденцией на сокращение вакансии, которая связана с минимальным вводом качественных торговых площадей, при сохранении неблагоприятного экономического влияния. Несмотря на это, ожидается, что бренды российских дизайнеров будут активно развиваться.

Евгения Хакбердиева, директор департамента торговой недвижимости Knight Frank, отмечает: «Впервые с 2014 года мы наблюдаем положительную динамику объемов ввода новых торговых площадей даже несмотря на перенос сроков открытия целого ряда проектов. В 2020 году анонсирован существенный объем ввода – GLA порядка 1 млн кв. м. Если хотя бы 60% от заявленного объема случится, то это будет еще и рекордный ввод торговых площадей за последние 5-6 лет. Однако такой объем нового предложения может повлиять на рост вакансии и ставок аренды в объектах, которые давно экспонируются на рынке».

Основные показатели за 2019 год

таблица 33.JPG

***
Самые интересные новости читайте в наших группах в Facebook и VKontakte, а также на канале Яндекс.Дзен.

И подписывайтесь на рассылку самых важных новостей.

New Retail