Обсуждение проблемы возвратов поставщикам продуктов, которые не были проданы в торговых сетях РФ, показывает, что единой позиции у участников рынка по этому вопросу все же нет.
В середине января в Госдуму был внесен законопроект, запрещающий возврат поставщикам продуктов, которые не были проданы торговыми сетями за определенный срок. Сейчас торговые сети и поставщики могут заключать договоры, предусматривающие возможность возврата продуктов, если это выгодно обеим сторонам — но законом запрещено навязывать включение условия о возврате.
В среду в Общественной палате РФ прошли слушания по данному законопроекту. Их участники не пришли к единому мнению, благом или наказанием для участников рынка является запрет возврата продуктов, однако они договорились создать рабочую группу для дальнейшего обсуждения проекта закона, а также подготовки предложений по его содержанию.
Замдиректора департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и легализации оборота продукции Минпромторга РФ Никита Кузнецов
обратил внимание на то, что сейчас на рынке существуют как добросовестные практики возврата, так и случаи недобросовестного поведения. Законопроект же запрещает любые формы возврата непроданных за определенный срок продуктов.
По словам Кузнецова, возврат продуктов может быть нужен и выгоден поставщику, если, например, ему из маркетинговых соображений необходимо присутствие товара на полке магазина в полном объеме. Другой пример — тестирование продаж нового продукта, когда возможность возврата позволяет поставщику и торговой сети разделить риски, если товар «не пойдет».
«Концептуально идея урегулировать ситуацию с возвратами — она неплохая, и нельзя сказать, что мы ее не поддерживаем. Но эта инициатива, конечно, требует доработки», — сказал Кузнецов. Сейчас, продолжил он, большая часть практик носит добросовестный характер, а на долю возвратов приходится менее 1% оборота ритейлеров.
Замглавы департамента также рассказал, что министерство запустило опрос среди российских регионов, чтобы изучить, поддерживают ли они законопроект. «Уже 52 региона нам ответили, ждем ответа от остальных. На сегодняшний момент мнения разделились: грубо говоря, 40% законопроект поддерживают, 40% — не поддерживают, оставшиеся — в стадии определения, поиска баланса интересов и прочее», — сообщил он.
Кузнецов также рассказал, что Минпромторг планирует создать некую «арбитражную площадку" для разбора конкретных ситуаций, возникающих между поставщиками и ритейлерами. «Мы пригласим ФАС, стороны и будем рекомендовать сторонам действовать так, а не иначе. Наверное, в данном случае это будет самое оптимальное решение вопроса", — добавил замглавы департамента.
«Если быть формальным, законопроект должен быть доработан до первого чтения, потому что концептуально он сейчас, на наш взгляд, препятствует в принципе и добросовестным, и недобросовестным практикам. То есть не ко второму, а к первому чтению», — заключил он.
Самые интересные новости читайте в нашем Telegram.