Константин Сергеев, «МОНЕТКА»: Системы безопасности должны быть простыми, надежными, доступными и масштабируемыми»
Какие системы безопасности в офлайн ритейле наиболее востребованы?
– Есть два «базовых» блока технических средств защиты ритейла, без которых сложно представить любую торговую точку:
1. Система видеонаблюдения;
2. Охранная и пожарная сигнализации.
Сразу стоит добавить, что по законодательству РФ с марта 2021 года Охранная и Пожарная сигнализации – это две раздельные системы, но в обиходе служб безопасности они еще остались как общая аббревиатура – ОПС.
Есть и другие решения, такие как системы контроля доступом, совмещённые с учетом рабочего времени, противокражные системы, направленные на подачу сигнала проноса неоплаченного товара, системы речевого оповещения, различные антифрод-решения, позволяющие контролировать действия персонала и покупателей на кассах, автоматизированные депозитные машины, позволяющие производить «безопасную» самоинкассацию и т.д.
Внедрение и развитие «Модели безопасности», а в следствие и определённых систем безопасности, зависит от специфики объектов. Так, например, гипермаркету не подойдет модель безопасности дискаунтера и наоборот. Зависит она и от сегмента ритейла, например, модель обеспечения продуктового магазина будет отличной от модели безопасности ювелирного.
Лидеры отрасли формируют некий тренд (стандарт) внедрения новых подходов, современных технологий, который часто далее копируют другие игроки. Способствует этому и ротация в сфере безопасности, когда при смене торговой сети специалист по безопасности инициирует реализацию на новом рабочем месте раннее реализованных успешных решений.
Есть требования систем безопасности, которые регламентированы законодательством, и отступать от которых не стоит. Сюда относятся пожарная безопасность и антитеррористическая защищённость.
При этом стоит помнить, что востребованность и эффективность – разные понятия, и в условиях жёсткой конкуренции операционная эффективность сама расставляет приоритеты, отдавая предпочтение «рабочим решениям», дающим результат, не требующим излишних сил и средств на внедрение и эксплуатацию. Системы безопасности должны быть простыми, надежными, интегрируемыми в общую систему, доступными и масштабируемыми.
А если рассматривать в стратегии развития, системы безопасности должны быть интегрированы в систему управления торговым пространством «Умного магазина». Переходным этапом можно считать тренд перехода физической безопасности ритейла на системы PSIM (от англ. Physical security information management — «управление информацией о физической безопасности»).
20 июля 2023 года в Конгресс-центр ЦМТ пройдёт профильное мероприятие «Управление безопасностью в ритейле». Программа конференции разработана специально для рассмотрения современных стратегий по управлению рисками и предотвращению потерь.
Как приживаются новые технологии в сфере безопасности?
– Несмотря на консервативную позицию безопасности, отдающую приоритет проверенным решениям, не скажу, что новые технологии всегда отвергаются. В рамках «Ассоциации экспертов безопасности ритейла» мы проводили онлайн конкурс «Стартап решений «Startup security», членами жюри которого выступали действующие директора по безопасности российских торговых сетей, а призом для конкурсантов стала возможность проведения «пилотов» в этих торговых сетях. Убежден, что стоит продолжать данный проект.
Сейчас в безопасности, как и во всем российском ритейле, востребованы готовые проекты с глубокой накопленной экспертизой, не требующие значительных инвестиций и дающие результат сразу как говорят «здесь и сейчас». Таких проектов, к сожалению, мало, часто поступают запросы в форме «Мы ИТ-компания, скажите, что вам нужно, мы сделаем это за ваши деньги».
Из технологий в ритейле можно выделить направления видеоаналитики и систем распознавания. К примеру, распознавание товаров на кассах самообслуживания, позволяющее минимизировать потери как от ошибок, так и от «фродовых» махинаций, сопоставление лиц, ранее совершавших хищения, с целью удаления дополнительного контроля за их действиями. Такие решения российских разработчиков из Сколково как информационно-аналитическая система «Стоп шоплифтер» успешно себя зарекомендовали в РФ, Казахстане и Белоруссии, консолидировав единый контур безопасности.
Читайте также: Стандарт магазинов ТС «Монетка»: как в розничной сети внедрили безопасную инкассацию
Какая роль систем видеонаблюдения в ритейле?
– Эту роль можно назвать ключевой. В 2022 году видеонаблюдение отметило свой юбилей 80 лет. За это время технология видеонаблюдения пережила несколько этапов развития «технологических скачков». В данное время системы видеонаблюдения от видеоаналитики переходят к предиктивной видеоаналитике, что расширяет потенциал профилактики инцидентов и возникновения потерь.
Предиктивная видеоаналитика предоставляет возможность на основе поведенческих стилей спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации, в случае необходимости оповестить оператора или специальные службы, автоматически запустить определенный алгоритм, к примеру, включить свет, дать сигнал по радио, разблокировать/заблокировать дверь, вызвать специальные службы и т.д.
Предиктивная видеоаналитика дает возможность службе безопасности предотвратить чрезвычайное происшествие еще на стадии «зарождения» инцидента, до наступления события, применить так называемую «раннюю профилактику». На данный момент в ритейле подобные решения видеоаналитики уже успешно реализованы в профилактике внешних магазинных краж (шоплифтинга).
Исследовательский анализ данных и моделирование будущей ситуации происходит с использованием автоматического режима модулей – распознавание эмоций, скопления людей, оставленных предметов, оружия в кадре, движения в неправильном направлении, и других. Любые отклонения от стандартного поведения могут служит сигналом.
Получение сведений на начальной стадии того или иного события (чаще нежелательного или опасного) помогает оперативно начать управлять ситуацией. В этом и есть смысл предиктивной видеоаналитики.
Как организовать взаимодействие?
– Для служб безопасности важным моментом в эффективности является взаимодействие с коллегами. Прямой контакт позволяет участвовать в едином межсетевом контуре безопасности, оперативно обмениваться информацией и противостоять преступности.
20 июля 2023 года в Конгресс-центре ЦМТ пройдёт профильное мероприятие по безопасности в ритейле, в котором примет участие компания DSSL.
Эта конференция давно уже стала знаковой для профессионалов. И по умолчанию включена в календарь обязательного посещения для всех прогрессивных директоров по безопасности в ритейле.
В рамках деловой программы мероприятия Ольга Чернышова, директор департамента корпоративных продаж DSSL, выступит с докладом на тему «Новые возможности видеоаналитики: Цифровые решения от склада до магазина, от логистики до продажи».
Ежегодная встреча «Ассоциации экспертов безопасности ритейла» пройдет на площадке конференции «Управление безопасностью в ритейле». К участию приглашаются как руководители и специалисты по безопасности в ритейле, так и поставщики IT-технологий и решений в сфере безопасности.
Интервью организовано компанией DSSL.
Другие статьи Константина Сергеева,
директора по безопасности торговой сети «МОНЕТКА» и руководителя «Ассоциация экспертов безопасности ритейла»,
читайте здесь.
Реклама ООО «ДССЛ-ПЕРВЫЙ»
erid: 4CQwVszH9pUiqSQDodf
Последние новости
Самое популярное
- Арифметика ЕГАИС: сколько электронных подписей и МЧД нужно для работы с алкоголе...
- Больше чем навигация: цифровые смарт-указатели в торговых центрах как новый инст...
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Притормози… и отложи сникерс, или как «Целенаправленное замедление» становится н...
- Главные новости e-com и маркетплейсов за октябрь