Станут ли электронные ценники панацеей для ритейла?
время публикации: 09:44 18 апреля 2016 года
Около двадцати лет назад в журнале «Наука и жизнь» промелькнуло сообщение об использовании электронных ценников в США. Появление интеллектуального оборудования связали с резко возросшей инфляцией и, соответственно, скачками цен.
Первые электронные ценники выглядели довольно неуклюже и существенно портили эстетичность торгового зала: за неимением беспроводных технологий к каждому такому ценнику тянулся провод.
С тех пор ситуация кардинально изменилась. Электронные ценники ― привычное явление не только для американских и европейских супермаркетов. Несмотря на то, что новые правила оформления ценников введены Роспотребнадзором только со 2 января 2016 года, ряд магазинов уже несколько лет использует эту технологию. Яркий пример ― сеть гипермаркетов «Верный», где электронные ценники используются с 2012 года.
Что такое электронный ценник?
Сергей Кондаков, руководитель направления инновационных сервисов компании CTI объяснил, что электронный ценник ― небольшой дисплей, на котором отображается информация о названии и виде (сорте) товара, его цене. Ранее использовались ЖК дисплеи, сейчас практически все электронные ценники изготавливаются с применением технологии «электронных чернил».
Кроме самого ценника, система включает и другое оборудование (передатчики, антенны) а также программное обеспечение. Затраты складываются в круглую сумму, которая зависит от величины магазина, количества товарных позиций. Поэтому решение об использовании такой системы должно быть тщательно взвешено.
Кому новая технология будет полезной?
Оценивать эффективность нововведения нужно, по меньшей мере, по трем направлениям:
• автоматизация процесса в целях экономии трудовых ресурсов;
• маркетинг;
• имидж.
Автоматизация процесса необходима крупным супермаркетам и гипермаркетам. По статистике, продавец крупного магазина 4,7 дней в месяц тратит на обновление ценовой информации. Автоматизация дает возможность неплохой экономии, правда, есть и подводные камни, о них разговор пойдет дальше.
Введение электронных ценников ради достижения маркетинговых целей ― более перспективное направление. С внедрением электронных ценников появляется инструмент быстрого изменения цен в нужный момент и, соответственно, возможность запускать моментальные маркетинговые акции, которые могут привязываться к определенному периоду, количеству посетителей в магазине, целевой аудитории, времени суток.
Имиджевая составляющая не нуждается в разъяснениях, но важна далеко не для всех.
Конечно, наиболее перспективным станет использование электронных ценников для достижения всего комплекса целей.
Где лежат подводные камни?
Главная проблема ― воровство ценников. Как ни странно, это основная проблема ритейлеров, уже успевших внедрить электронные ценники. Покупатели «берут», в общем-то, не нужные им дисплеи «на сувениры» и не думают о нанесенном ущербе.
Кто-то скажет, что и без покупателей оборудование довольно быстро выходит из строя. Однако это не так. В зависимости от количества изменений цены в день, срок службы ценника составляет 3-4 года.
Но, пожалуй, главная проблема заключается в другом: любое нововведение должно способствовать повышению прибыли. Общими фразами здесь не обойдешься: станут ли электронные ценники акселератором повышения доходности бизнеса можно сказать лишь после тщательных расчетов.
Нужно ли внедрять?
Для того чтобы понять, выгодно ли использование системы электронных ценников в конкретном магазине необходимо учесть не только стоимость оборудования и внедрения. Для расчета ROI следует принять во внимание и другие факторы:
- средняя стоимость работы персонала в торговом зале (в месяц);
- количество новых SKU в год;
- количество изменений цен в неделю;
- среднее количество несовпадений цены на кассе с ценником в день/неделю и конфликтных ситуаций с этим связанных;
- средняя выручка магазина в год;
- среднее количество продаж (позиций SKU) в день/неделю;
- среднее количество позиций в чеке;
- средний чек;
- средняя скидка для акционных товаров;
- количество товаров, продающихся по истекшим промо (указанным на ценнике, не убранным вовремя);
- средняя наценка.
Лишь сведя воедино все показатели можно получить реальные цифры окупаемости электронных ценников и вынести решение о необходимой модели их применения в конкретной торговой сети.
Специалисты CTI подчеркивают, что в целом, электронные ценники ― эффективная современная технология в составе комплексных мер в руках службы маркетинга, призванных увеличивать выручку торговой сети. Но будет ошибочно воспринимать их, как панацею от всех проблем. Это инструмент, который в умелых руках сработает на «отлично», а в неумелых приведет к убыткам. К сожалению, умелые руки в комплект не входят.
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...