0/5

Какими картами мы будем расплачиваться в будущем

Какими картами мы будем расплачиваться в будущем
время публикации: 10:00  04 мая 2023 года
Как изменили санкции рынок платежных систем в России, кто потерял от ухода Visa и Mastercard, и к чему готовиться рынку?
Алексей МайстренкоАлексей Майстренко, основатель и CEO платформы автоматизации агентских продаж TYMY, считает, что в ближайшей перспективе основным платежным инструментом будут не карты. 

Если быть до конца честным, то рынок платежных систем в России за год особо не изменился, несмотря на санкции. 

Во-первых, потому что и Visa, и Mastercard продолжают работать на территории РФ. Да, российские пользователи стали изолированы от внешнего мира – картой, выпущенной в России, теперь нельзя оплатить услуги и товары за границей, на иностранных сайтах и сервисах. Но надо сказать, что большинство людей в нашей стране такие покупки и не совершали, а там, где возникли проблемы — люди перестроили модели потребления или нашли альтернативные решения. 

Основные проблемы возникли, собственно, у тех, кто выезжает за границу, и там не может пользоваться картами Visa и Mastercard, выпущенными в России. Думаю, это от силы порядка 15% граждан РФ. Для них достаточно быстро нашлись другие варианты: люди разобрались, в каких странах они могут получить местные банковские карты, а на территории России несколько банков работают с китайской платежной системой UnionPay. 

Карты UnionPay российских банков свободно можно использовать во многих популярных среди граждан РФ странах. Напомню, что лишь 30% (сейчас, возможно, это число выросло до 40%) россиян в принципе имеют загранпаспорт, и большая часть из них выезжает за пределы РФ лишь в краткосрочные поездки – например, в отпуск. 

Эти люди и раньше не слишком часто пользовались платежными системами в других странах, предпочитая оперировать наличными — так проще планировать, плюс не нужно думать о курсе конвертации банка, платить за транзакции банку в стране пребывания и т. д. Собственно, для большинства людей в России ничего не изменилось вообще. 

Сейчас уже очевидно, что в России к возможным последствиям готовились, с 2014 года в стране развивали собственную платежную систему «Мир». Ожидаемо за 2022 год количество выпущенных карт «Мир» существенно выросло – на 60%. Всего за год россияне получили 60 млн карт отечественной платежной системы от разных банков. Таким образом, всего в обороте оказалось уже 182 млн карт «Мир». Некоторое время была надежда, что «Мир» выйдет и за границу, но пока приходится констатировать, что распространение не идеально, в большинстве стран она не работает. Однако возможную изоляцию эта система, разумеется, позволит пережить.

Какими картами мы будем расплачиваться в будущем

Если говорить о развитии, предполагаю, что текущая ситуация с санкциями в отношении российских пользователей международных платежных систем существенно отразится в перспективе скорей на глобальном рынке. В том числе возможно сокращение объема рынка для тех же Visa и Mastercard, авторитет которых может снизиться за счет того, что они показали, что могут принимать решения, основанные на политической ситуации, блокировать какие-либо пути транзакций вне интересов пользователей. 

Так что использование таких платежных систем можно рассматривать как рисковое, и на этом фоне мы увидим развитие новых локальных платежных систем, и новые интеграционные решения. 

Вероятно, мы увидим увеличение доли UnionPay во всем мире. Разумеется, это произойдет лишь в какой-то долгосрочной перспективе, ведь сейчас основная часть эмитированного пластика – это всё же Visa и MasterCard, но постепенно распределение изменится. Китай показывает свои амбиции и достаточно прочную конкурентную позицию по отношению к западным странам, что позволяет оптимистично смотреть и на национальную валюту страны, и на развитие платежных систем Китая. 

Впрочем, важно отметить, что в долгосрочной перспективе вероятнее всего платежные системы в принципе сдадут позиции, мир находится в активном поиске новых систем и новых взаимоотношений пользователей с деньгами. 




Читайте также: Как альтернативные платежные сервисы помогают ритейлу экономить на эквайринге




Здесь я имею в виду и рынок криптовалют – крупные криптобиржи уже формируют конкуренцию существующим платежным системам; и систему быстрых платежей (СБП), а также ее аналоги в других странах. Именно это существенно меняет рынок, а не развитие отдельных платежных систем, которые постепенно все больше выглядят скорей уже как архаичное явление. Все эти сложности, которые перед нами сейчас ставит внешний мир, на мой взгляд, могут стать толчком для появления новых решений, новых технологий, инноваций. Как говорится, нет худа без добра. 

Алексей Майстренко, 
основатель и CEO платформы автоматизации агентских продаж TYMY.

Для NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит