Нажми на кнопку: Карлсон, который изобрел ксерокс
время публикации: 10:00 22 октября 2014 года
Базовые потребности современного человека постоянно расширяются. Примерно в середине 20 века в их число незаметно вошла возможность быстрого копирования документов — с тех пор за её счёт кормятся тысячи «мелких предпринимателей», накопивших денег на простейшую копировальную машину. К 76-й годовщине первой копии приурочен наш рассказ о тернистом пути ксерокса к сердцам человечества.
Как это работает?
Мало кто знает, что происходит внутри ксерокса во время работы. Наверняка кто-то представляет себе маленьких человечков с кисточками наперевес, кто-то — залежи готовых документов на все случаи жизни, а для некоторых принцип работы ксерокса выглядит как «бац — и готово». На самом же деле работа копировального аппарата — это немного физики и некоторое количество инженерной мысли, плотно упакованные в пластиковый корпус.
Чудо-ящик устроен относительно просто: галогеновая лампа, зеркало, фотобарабан, тонер, печка на выходе, а также некоторое количество механизмов для протягивания и очистки бумаги. Ещё под проезжающим через копир листом находится хитрое устройство коротрон, помогающее частицам тонера отвалиться от фотобарабана и прилипнуть к бумаге.
Все эти узлы взаимодействуют следующим образом. Под действием сильной лампы тёмные участки оригинального документа — то есть, собственно, буквы, отражённые через зеркало — создают на предварительно равномерно заряженном фотобарабане зоны, на которые не действует свет. На этих участках заряд сохраняется, и к ним прилипает специальный тонер, имеющий противоположный заряд — совершенно так же, как натёртые конфетные фантики прилипают к рукам.
После тот самый загадочный коротрон из-под листа бумаги притягивает тонер к себе, и краска выстраивается на чистом листе в точную копию оригинального документа. А результат отправляется в печку для закрепления — и свежая, горячая копия выпадает прямо в руки. С вас три рубля.
Кстати говоря, из-за несовершенной конструкции печки ранние аппараты поставлялись вместе с огнетушителем, кокетливо названным «средством от перегрева». Одна из таких адских машин однажды чуть не спалила Белый дом.
Кто это придумал?
Автором революционной схемы, и впоследствии — миллионером, стал американец Честер Карлсон. В 30-х годах, в самый разгар Великой Депрессии, он с огромным трудом нашёл скучную работу в патентном бюро: молодому Честеру приходилось вручную копировать кучу сложных документов и чертежей, которые выматывали всю душу.
В определённый момент такое положение дел Карлсона окончательно утомило: он выторговал у собственной тёщи кладовку в Нью-Йорке, взял в помощники беженца из Австрии и приступил к плотному изучению техники «сухой» фотографии — не требующей сложной технологии проявки.
Первый идентичный оригинальному оттиск Карлсону удалось получить 22 октября 1938 года: им стала надпись «10.22.38 ASTORIA».
Ещё год ушёл на доработку технологии и получение патента, после чего изобретатель приступил к утомительному поиску инвестора. Крупнейшие корпорации — IBM, General Electric, Remington — не разглядели потенциала изобретения, и лишь в 1944 году новинкой заинтересовалась некоммерческая организация Bettell Memorial Institute, которая вложила немного денег в дальнейшую разработку технологии.
Настоящая же удача улыбнулась Карлсону в 1947 году, когда лицензию на «электрофотографию» приобрела небольшая компания Haloid Company, не особо успешно занимавшаяся на тот момент производством и продажей фотобумаги.
Первым делом лучшие умы Haloid взялись решить вопрос: как назвать новинку? Идеальным вариантом оказалась «ксерография», образованная от греческого xeros — «сухой». На том и порешили.
От выпуска просто первой модели от Haloid Xerox до релиза первого успешного копира прошло 12 лет. Лишь в 1959 году свет увидела модель 914 — та самая, с огнетушителем в комплекте. Эта штука делала семь копий в минуту на совершенно обычной офисной бумаге, пока конкуренты заморачивались с созданием специальной бумаги для своих быстрых копировальных машин — и один за одним сходили с дистанции. А модель 914 неспешно выпускалась целых 26 лет.
Как на этом заработать?
Первыми современную схему получения прибыли с копировальных машин придумали сами авторы аппарата — компания Haloid Xerox, впоследствии Xerox Corporation, а ныне — The Document Company Xerox. Ранние ксероксы стоили весьма дорого, и производитель решил не только продавать агрегаты, но и сдавать их в аренду: таким образом доступ к дешёвому копированию могли получить и небольшие предприятия, и простые граждане. Позже эта схема развилась и сегодня успешно используется армадой частных предпринимателей, в том числе в России.
Пример с запуском сети копи-центров рассматривается в любой учебной программе для малого бизнеса. В самом деле — это гораздо дешевле, чем открыть магазин или парикмахерскую, а при удачном выборе локации доход может значительно превысить все расходы подобной мини-компании. Ксероксы всегда востребованы вблизи учебных заведений, бизнес-центров, госучреждений (особенно паспортных столов), поликлиник и прочих мест скопления народа с бумажками. Кроме того, в будку с ксероксом можно впихнуть ещё что-нибудь полезное и предлагать населению целый список услуг, ограниченный лишь фантазией бизнесмена.
Альтернативный способ заработать на копировальных аппаратах всему миру предложила Федеральная торговая комиссия США, которая в начале 70-х годов в рамках борьбы с монополизацией отрасли заставила Xerox Corporation безвозмездно передать свои технологии всем заинтересованным конкурентам. Этим подарком моментально воспользовались японцы: местные корпорации Canon, Sharp и Ricoh запустили в производство более дешёвые аналоги ксерокса и быстро отхватили свои куски копировального пирога. И сегодня в Японии вместо «ксерокопировать» используют термин «рикопировать», а в Монголии, например, вместо Xerox нарицательным стал бренд Canon – «откеноньте в трех экземплярах, пожалуйста».
Историю копий изучал наш неповторимый Алексей Максимук
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...