0/5

Применение блокчейна в ритейле

Применение блокчейна в ритейле
время публикации: 10:00  26 марта 2018 года
Теги: блокчейн
Блокчейн как технология сейчас бурно развивается. И как это обычно бывает, в каждой стремительно развивающейся отрасли, наряду с реальными проектами, существует много чисто маркетинговых историй. Какие реальные задачи в торговле может решать эта технология?
Применение блокчейна в ритейле

О различных аспектах применения блокчейна в ритейле нам рассказал консультант генерального директора Первого ОФД Алексей Деревянкин.


Технология блокчейн постепенно проникает во все отрасли. Наиболее активные разработки ведутся в сфере торговли. 

Как технология для бизнеса заказчика блокчейн решает сразу несколько задач:

  • прозрачность операций, как в вопросах документооборота между компаниями, так и в части обеспечения просмотра истории товара;
  • снимает вопросы доверия в широком смысле;
  • интегрирует внутри одной технологии движение финансов и переходы права собственности на токенизированные объекты.

Для того чтобы подробнее рассмотреть блокчейн в действии, нужно условно разделить ритейл как бизнес на несколько ключевых направлений – это логистика, организация продаж, включая категорийный менеджмент, и маркетинг.
 

Блокчейн в логистике

Блокчейн в логистике существует уже давно, в том числе и в России. Основные кейсы – переход права собственности контейнеров как в морских перевозках, так аналогично и в других видах транспорта. Есть проекты по слежению за перевозкой, например, чтобы груз не разморозился. Расчеты при этом производятся через смарт-контракты. 

Отечественным примером может служить кейс Альфа Банка и S7, в рамках которого сложные операции по продаже авиабилетов с банковской гарантией радикально упростились. 

Другой пример – совместный пилотный проект Maersk и IBM, в рамках которого движения финансов и документооборот были переведены на блокчейн.

Интересной активностью на рынке ICO является и проект Ambrosus. Его суть в установке сенсоров, которые отслеживают, например, температуру в упаковке и сообщают о нарушениях условий хранения в цепочке поставок.

Применение блокчейна в ритейле
 

Блокчейн в продажах

Продажи – это основное и самое прямое применение блокчейна. Самыми полезными являются примеры интеграции блокчейна в текущую платежную инфраструктуру. Есть масса площадок в интернет-торговле, где принимают криптовалюту. Возможность расплачиваться цифровой валютой зависит от законодательства страны, – в Российской Федерации этого делать пока нельзя. Несмотря на это, в России тоже есть свои примеры применения блокчейна в данной сфере. 

Одним из наиболее ярких примеров является TalkBank с картой, привязанной к биткоин-кошельку. Это значит, что вы прямо сейчас имеете возможность оплачивать свои покупки в интернет-магазине биткойнами, – единственное, стоит отметить, что магазин будет видеть рублевые платежи, а не биткоины.

Следующий уровень проникновения блокчейна – ритейл, который принимает непосредственно криптовалюту. Это уже достаточно развито в интернете, и есть множество сервисов, которые помогают магазинам принимать цифровую валюту. 

Дальнейшее развитие технологии блокчейн в продажах касается регулирования вопросов перехода прав собственности (опубликовали контракт на продажу валенок, человек принял, заморозил деньги, отправили посылку, почта вручила посылку – деньги разморозились) и, возможно, произойдет слияние логистики с продажами.






 

Блокчейн в лояльности

Доступность транзакций операторам лояльности потенциально делает возможным построение ультимативной лояльности, где все операции отражены по кошельку покупателя. Оператор строит профиль покупателя и вознаграждает его, стимулируя на дальнейшие траты. Например, за покупку продовольственного товара одной марки на 3 000 рублей в месяц покупатель получает в подарок один из линейки товаров бесплатно – 100% кешбэк.

Кроме того, блокчейн может найти применение в улучшении операционной эффективности процессов, формализации договоров между вендором и ритейлером, и в других областях, требующих переговоров, в которых присутствует конфликт интересов.

Технология блокчейн не новая, но в Российской Федерации только набирает обороты, и может казаться, что это технология далекого будущего. Однако уже сейчас участникам бизнеса следует понимать, в каких сферах  и каким образом технология может применяться. 

Алексей Деревянкин 
консультант генерального директора Первого ОФД


0
Реклама на New Retail. Медиакит