0/5

Ритейлеры и маленькие форматы
Зачем ритейлерам эксперименты?
В последнее время промелькнуло несколько новостей про то, что некоторые ритейлеры пытаются развивать не совсем традиционные для них форматы.

Так, например, ВкусВилл после открытия точек в бизнес-центрах, начал экспериментировать с обычными киосками-павильонами, расположенными в парках. Недавно один такой киоск открылся в одном из парков Москвы и здесь можно купить мороженое, напитки, выпечку и пр.

Еще одна недавняя новость – торговая сеть «Азбука Вкуса» собирается продавать свою кулинарную продукцию на АЗС «Шелл». Некоторые ритейлеры сотрудничают с почтовыми отделениями. 

Зачем вообще эти эксперименты нужны ритейлерам?

Мне кажется, что сегодня многие сети экспериментируют с совершенно разными форматами, потому что у них есть понимание того, что за счет этого можно одновременно работать с самыми разными покупательскими сегментами и получать прибыль. При этом каждый формат можно будет рассматривать как отдельный проект, который должен сам окупаться.

Небольшие форматы имеют право на жизнь и некоторые форматы очень даже успешно развиваются. Причем, как мне кажется, у торговых сетей еще есть пространство для экспериментов, прежде всего с небольшими форматами торговых точек, расположенных непосредственно у дома.

Кукуруза ВкусВилл.jpg

Любопытно то, что, судя по всему, у покупателей магазинов у дома потребности существенно меняются не только от времени года и дня недели, но и от времени суток. Утром одни потребности – обычно свежая выпечка и свежая молочная продукция. И свой покупательский сегмент – редко кто идет утром в магазин до работы (кстати, в т.ч. и потому, что магазины не всегда работают, например, с 7 часов утра). 

В обеденный перерыв с 13 до 15 в магазине больше людей, чьи основные потребности поесть-попить прямо сейчас или купить что-то на вечер, если вечером времени нет. Вечером, после работы, в магазины у дома идет уже другой покупательский сегмент и за другими категориями. Причем, что-то мне подсказывает, что утренние и вечерние покупательские сегменты редко пересекаются.

Т.е., по сути, получается, что ритейлерам, по-хорошему, чтобы быть максимально эффективными, нужно менять свой ассортимент в течение суток. Понятно, что в существующих сетевых форматах магазинов у дома это нереально – слишком большой ассортимент. А вот если уменьшить площади и количество нецелевых категорий, плюс сделать «внезапные категории», чтобы постоянно подогревать интерес и внимание покупателей, то такой формат может взлететь. 

Но к этому сети пока не готовы, не хватает гибкости, слишком большой инерцией обладает система принятия решений плюс низкая технологичность, в т.ч. в области логистики.

Но раз есть потребности, они рано или поздно будут закрываться. Ключевые преимущества больших сетей – технологичность плюс уменьшение издержек за счет эффекта масштаба. И сети будут пользоваться своими преимуществами, вытесняя мелкую розницу. Так что, я уверен, мы еще увидим самые разные и необычные форматы, в которые будут заходить и которые будут развивать крупные сети. А может быть эту нишу займут и какие-то другие сетевые игроки. Нужно только подождать.

Дмитрий Леонов


консультант и бизнес-тренер, Заместитель Председателя правления РУСПРОДСОЮЗА

Все статьи Дмитрия Леонова читайте в авторском спецпроекте «Практикум поставщика»



время публикации: 08:00  03 июня 2019 года

Элемент 66807 не найден.

Реклама на New Retail. Медиакит