0/5

Как управлять изменениями эффективно?
Существует несколько стратегий управления изменениями. Главное понять – в каких условиях и какая из них даст максимальный эффект.
Я настолько привыкла к обновлениям в своем iPhone, что их отсутствие восприму, как тревожный сигнал.  Изменения в нашей жизни стали признаком стабильности. Люди и компании инвестируют все больше времени и ресурсов в новое, улучшенное, инновационное. 

К сожалению, результаты изменений часто не соответствуют первоначальным желаниям и задачам по upgrade компании. Много ярких идей переходят из плана в план или реализуются лишь на маленькую часть своего потенциала. 

Лидеры продолжают управлять изменениями интуитивно.

Они опираются на свои гипотезы, знания и понимание рынка. Бывает и другая модель – компания использует единый подход к внедрению всех инноваций, получив успех в одном из проектов. Но успешный метод для одного из направлений может быть провальным для других. Стандартизация подхода снижает чувствительность к малым, но важным факторам. Также и интуитивное управление в крупных корпорациях  неэффективно.

Ведущие консалтинговые компании  мира рекомендуют  использовать несколько типов стратегий управления изменениями.

1. Стратегия «Дорожная карта». Это один из самых традиционных подходов к организационным изменениям. Определяется цель, разрабатываются шаги, выделяются ресурсы.

Например, ритейлер хочет нарастить свое присутствие на рынке.  Ему нужно определить цель - количество магазинов, площадь, регионы присутствия, объем продаж в натуральном и денежном выражении, сроки, ROE, ROI, объем инвестиций, необходимые компетенции. 

После формируется подробный календарный план.  

Теперь важно не забыть о ежемесячном измерении прогресса и выявлении отклонений. Оперативный контроль, привлечение дополнительных  ресурсов при отставании,  внесение корректировок в планы производства/закупки продукции, денежный поток позволят управлять ситуацией и достигать важных целей, учитывая все системы компании.

Данная стратегия отлично подходит, когда изменения проходят в прогнозируемой области, есть достаточный объем информации  для планирования и управления, доступны ресурсы. «Дорожная карта»  требует высокой экспертизы рынка, хороших административных навыков для контроля и принятия решений.

2. Стратегия «Переправа» отлично подходит,  когда есть конкретная цель, но методы достижения неизвестны. Например,  компания выходит в новую нишу, пробует новые продукты или сервисы, но не имеет достаточной экспертизы. 

Для ритейлера это может быть новый формат магазинов, продукции или другая географическая зона. В этом случае отлично работают пилотные проекты, которые проверяют гипотезы и накапливают необходимую экспертизу.  Стратегия исследования дает возможность двигаться к цели, снижая риски и корректируя методы. Данный подход также используют стартапы и компании с большим объемом разнообразных продуктов, например ИТ.

3. Гибкая стратегия очень актуальна для современной действительности, когда мы имеем доступ к технологиям и инновациям, но не понимаем, какую пользу они могут принести бизнесу. Т.е. стратегия, когда есть средства, нет цели. Например, технология распознавания лиц привлекает многих, но мало кто понимает, какой эффект с учетом инвестиций и трудозатрат на запуск она может дать. Аналогичный вопрос с интерактивными зеркалами или беспилотными средствами. В моей практике был опыт запуска женской обуви с подогреваемой стелькой. 

В данном случае  постоянное изучение доступных технологий и их возможностей дают стимул новым возможностям для бизнеса. В процессе тестирования и анализа могут рождаться новые идеи и сервисы, более доступные или эффективные для задач бизнеса. Также могут рождаться новые задачи.

4. Стратегия разведки и поиска. Многие компании, как успешные, так и не очень, сталкиваются с ситуацией, когда на текущем рынке возможности роста и эффективности исчерпаны. Тогда задачей управления изменениями становится поиск возможностей для самих изменений. 

Инструментом реализации этого подхода может быть изучение опыта зарубежных компаний, смежных отраслей, а также бизнесов, которые закрывают ту же потребность, что и действующий. 

Например, покупка обуви и услуги стилиста решают одну и ту же потребность быть красивой и уверенной в себе. Одновременно покупка качественной обуви и ортопедического матраса могут снизить боли в спине. Покупка обуви и курс обучения ораторскому мастерству формируют уверенность для успешного прохождения интервью в компанию мечты на желаемую должность. 

Взгляд с высоты птичьего полета на отрасль в целом, на мировой опыт и навык смотреть глазами покупателя стимулируют увидеть новые возможности и дают импульс маржинальным продуктам и сервисам.

В этой стратегии отлично работает метод design thinking.

5. Антикризисная стратегия. Очень часто ситуация в компании требует резких изменений, иначе она умрет. Последствия ошибочных стратегий или внешних факторов, такие как, накопление товарных запасов, неэффективных магазинов, низкомаржинальных продуктов, съедает все ресурсы компании. Компания ежегодно теряет деньги, но продолжает держаться за утраченные иллюзии и неликвидные активы. В моем опыте отрезание смертоносных очагов, а именно, ликвидация товарных остатков, закрытие убыточных магазинов, отказ от распыления и непрофильных продуктов, приносило резкий и позитивный успех. Отпиливая сухую ветку на дереве, мы даем возможность дереву выжить, и на месте старой сухой ветки вырастают новые и плодоносящие. 


Чтобы понимать, когда и  какую стратегию использовать, важно смотреть на компанию, как единый организм и часть большой отрасли. Решение в отдельной области может дать локальный успех в малом и причинить вред всей компании целиком. 

Это возможно, когда в фокусе акционеров профессионализм команды и культура открытого взаимодействия и сотрудничества.  Гибкость и человекоориентированность становятся главным конкурентным преимуществом.

Алина Степанова
Бизнес-консультант, коуч


Читайте также другие блоги автора:
Секреты успешной карьеры
Тайна рыжей белки
Найти человека: кто наполняет бизнес энергией?

время публикации: 09:00  30 июля 2019 года

Элемент 67955 не найден.

Реклама на New Retail. Медиакит