0/5

Береги природу, используй пластик, но враг нам пластик или всё же друг?

Береги природу, используй пластик, но враг нам пластик или всё же друг?
время публикации: 10:00  09 марта 2021 года
Последнее время модно разоблачать мифы об экологии, в том числе о вреде пластика для окружающей среды. Враг нам пластик или друг? Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно учесть несколько фактов, о которых и поговорим в этой статье. Как всегда, есть много «но» и нюансов.
Береги природу, используй пластик, но враг нам пластик или всё же друг?Алексей Касимов, руководитель направления «Полимерная изоляция» ТЕХНОНИКОЛЬ.

Одно из исследований, на которое ссылаются «разоблачители легенд», это Life Cycle Assessment of Reusable and Single-use Plastic Bags in California, проводившееся, как нетрудно догадаться по названию, в США. 

Ученые сравнили экологичность пакетов из пластика, бумаги и ткани, принимая в расчет весь жизненный цикл материалов. И главным другом природы оказался, как ни удивительно, пластик. Остальные материалы требуют больше ресурсов на переработку, эксплуатацию, первичной производство.

Однако, конечно, с пластиком не всё так просто.

Текстильные пакеты смотрятся лучше, хотя производство полотна тоже достаточно ресурсоемкое, но главный подвох — в эксплуатации: здорово, что их используют многократно, но они имеют свойство пачкаться, их надо стирать, а это означает расход воды, средств для стирки… Пластик побеждает, но только при соблюдении ряда условий: он должен использоваться не менее двух раз и после этого обязательно отправиться в переработку.

Из вышесказанного можно сделать вывод: оценить вред/пользу для природы тех или иных материалов не так просто. Важно рассматривать весь жизненный цикл, включая производство, эксплуатацию, возможности рециклинга и утилизации отходов. Причем, как говорится, не «в вакууме», а в конкретных условиях: экономических, климатических, политических и т. д.


«Вечный» пластик

Кто не ужасался фотографиям свалок с горами пластиковых бутылок или «мусорных островов» в океане? Не слышал о том, что пластиковый пакет будет разлагаться немыслимые сотни лет? 

Безусловно, загрязнение нашей планеты пластиковыми отходами недопустимо. Но замечу, что ключевое слово здесь — отходы, а не пластик. Причем те, с которыми обращаются ненадлежащим образом. И здесь мы вплотную подходим к вопросу рециклинга, то есть возможности перерабатывать и снова использовать материалы. 
Пластик побеждает, но только при соблюдении ряда условий: он должен использоваться не менее двух раз и после этого обязательно отправиться в переработку.

Пластики бывают разные, и их перспективность в плане рециклинга тоже различается. Наиболее выгодными с точки зрения переработки являются стирольные виды пластика: их перерабатываемость очень высокая, близкая к цикличной. Один раз потратили ресурс на производство и после остается только неограниченное количество циклов переработки.


Создан для переработки

Полистирол — продукт полимеризации стирола, очень популярный материал. Пенопласты, утеплители, одноразовая посуда, упаковки — все это изделия из полистирола. И он рассчитан на переработку и вторичное использование. 

Как отмечает старший вице-президент по циклической экономике компании TOMRA Юрген Пристерс, в том, что касается переработки: «Полистирол обладает несколькими явными преимуществами в данной сфере. Первое заключается в том, что полистирольная упаковка, например, стаканчики для йогурта, отлично продумана и не имеет сложных, множественных слоев. 

Во-вторых, полистирольная упаковка как нельзя лучше пригодна для технологии фотосепарации и может быть точно рассортирована на различные стирольные материалы, например HIPS, GPPS или SAN». 

Дело в том, что стирольные соединения легко идентифицировать и сортировать по типам с помощью фотоэлемента, а также дает возможность просто и быстро и эффективно сортировать. Этого преимущества нет у некоторых других полимеров. Надо отметить, что полистирол легко моется, так что его можно без проблем очистить от клея, покрытий, краски. 

Как итог — полистирол обладает высокой чистотой перерабатываемости, превосходящей 99,8 %. Для ткани и бумаги этот показатель является практически недостижимым.

Береги природу, используй пластик, но враг нам пластик или всё же друг?
 

От теории к практике

Все это звучит прекрасно, но… 

Насколько это применимо на практике, нет ли подводных камней? Не слишком ли затратных технологий переработки? 

Применимо — да. Есть компании, в том числе и на российском рынке, которые принимают в переработку полистирол. Но пока это, что называется, капля в море: большая часть отходов в России до сих пор отправляет на полигоны, в то время как развитые страны нацелены на вторичное использование и относятся экономно к ресурсам планеты.

Переработка по сравнению с первичным производством гранулы намного экономичнее в плане расхода ресурсов – воды и энергии. Исследования показывают значительное сокращение выбросов парникового газа при переработке в сравнении с производством стирола на основе первичного сырья. Таким образом, рециклинг достигает сразу двух целей: уменьшает количество пластика на мусорных полигонах, где он может оставаться веками, и позволяет экономить природные ресурсы и воздействие на среду при получении вторичного пластика. Нагрузка на природу в обоих случаях уменьшается.




Читайте также: Гринвошинг от Starbucks и Walmart: как экомаркетинг приводит к скандалу (антикейсы)




Для бизнеса развитие системы рециклинга пластика создало бы новые ниши, ведь переработка, как мы уже поняли, выгоднее производства нового пластика. Процесс тормозит отсутствие необходимой инфраструктуры. Как раз тот случай, когда сообща нужно действовать всем: государству, гражданам, бизнесу. 

Как показывают опросы, подавляющее большинство россиян (86 % в 2019 году по исследованию НАФИ) готовы сортировать отходы при наличии возможности это делать. Опыт некоторых стран, например Японии, где 90 % пластика идет в переработку, показывает, что наладить систему рециклинга в масштабах страны вполне осуществимо, так что можно переходить от слов к делу. 

Гораздо дальновиднее не пытаться изгнать пластик из нашей жизни, а выстроить с ним разумные отношения, предполагающие рециклинг и многократное использование.

Алексей Касимов, 
руководитель направления «Полимерная изоляция» ТЕХНОНИКОЛЬ.

Для New Retail

Фото: Depositphotos



0
Реклама на New Retail. Медиакит