Boohoo и Debenhams: что означает их сделка для британского ритейла
время публикации: 10:00 28 января 2021 года
25 января британский онлайн ритейлер Boohoo сообщил о покупке Debenhams за 55 млн. фунтов стерлингов, в результате этого сайт 242-летнего универмага и продукция под собственной торговой маркой перейдут в новое владение. Оставшиеся 118 физических магазинов Debenhams будут закрыты навсегда, что приведет, по крайней мере, к потере 10 000 рабочих мест. Так что именно значит эта сделка для британской розничной торговли?
Розничная торговля в Великобритании меняется, причем скорость этих изменений совсем не вяжется с размеренной жизнью «старой доброй Англии», по крайне мере той, с которой мы знакомы по книгам. Скорость космическая! Всего десять лет назад никто не мог даже представить, что такой авторитетный универмаг как Debenhams будет приобретен «каким-то» онлайн-магазином быстрой моды; не говоря уже о том, что торговые точки под известной на весь мир вывеской вовсе исчезнут с торговой карты страны. Смельчаков, которые сделали бы такой прогноз, сразу обвинили бы в излишнем и неоправданном фантазёрстве.
Но именно это и произошло в понедельник 25 января. Boohoo Group выкупила Debenhams практически за бесценок. Изначально компания оценивалась в 1.7 млрд фунтов стерлингов, но Boohoo правильно выбрали момент, и сделали предложение, когда уже можно было выбирать – что им нужно, и что идет в зачёт сделки, а что «в топку». В результате стоимость сделки, в которую не включены физические точки, составила 55 миллионов фунтов стерлингов. Сделка включает в себя только активы бренда универмага, электронную коммерцию и работу сайта, а также все товары под собственной торговой маркой.
Это означает, что оставшиеся 118 магазинов Debenhams, которые были ликвидированы менее двух месяцев назад и всё же надеялись возобновить работу, будут закрыты навсегда.
Компания Boohoo Group, которой принадлежат PrettyLittleThing, Nasty Gal, MissPap и сама марка Boohoo, заявила, что эта сделка стала огромным шагом в реализации ее амбиций по созданию крупнейшего игрока на fashion рынке Великобритании.
Созданный в 2006 году, Boohoo – «бренд легкомысленных и модных девчонок» – дождался своего часа, который пробил в пандемию. Они давно присматривались к рынку и скупали «зазевавшихся» игроков, не сумевших оперативно встать на рельсы электронной коммерции, бодро превращая их в онлайн части одного гиганта. Так, в 2019 они купили Karen Millen и Coast, а в 2020 приобрели Oasis и Warehouse. Свое предложение они направляли и Topshop, флагманскому бренду Arcadia Group. Но предложение ASOS последним показалось более интересным.
Приобретение Boohoo приведет к тому, что она получит право собственности на электронную коммерцию Debenhams и продукцию под собственной торговой маркой примерно в начале следующего финансового года, то есть в марте. Таким образом, в ближайшем будущем вебсайт Debenhams также будет перестроен и перезапущен уже в составе Boohoo.
Джефф Роули, временно назначенный управляющим Debenhams от FRP Advisory, смотрит на сделку достаточно оптимистично. Он назвал её «новой возможностью для бренда Debenhams запуститься в новой форме». Добавим – и с новым владельцем.
Благотворительный фонд Retail Trust, поддерживающий работников розничной торговли Великобритании, сообщил, что поток звонков от сотрудников, которые в перспективе останутся без работы, уже начался, а количество посетителей сайта, ищущих финансовой поддержки от фонда выросло на 40%. Дело в том, что Retail Trust оказывал поддержку сотрудникам Debenhams в течение ста лет, и новость о закрытии легендарных магазинов вызвала у сотрудников фонда искреннюю печаль.
«Мы остаёмся оптимистами и искренне надеемся, что в связи с ростом электронной коммерции будут создаваться новые рабочие места, и персонал Debenhams, потерявший работу, сможет в ближайшей перспективе найти себя в новых профессиональных ролях», – прокомментировали в Retail Trust.
Продажа Boohoo стала для Debenhams облегчением, так как борьба за выживание продолжалась не один год, а вместе с ней и слухи о банкротстве звучали не один раз. В мае прошлого года компания сообщила об очередном закрытии магазинов, а данные о продаже начали активно проникать в прессу. В покупке компании были, в частности заинтересованы JD Sports и группа Frasers Group Майка Эшли.
Компания JD Sports вскоре заняла ведущую позицию в переговорах, когда в ноябре 2020 ей были предоставлены эксклюзивные переговоры с владельцами Debenhams. Но когда в конце ноября Arcadia Group Филипа Грина - крупнейшего концессионного партнера Дебенхамса – спутала все карты, войдя в состав управляющего совета. Компания JD Sports была вынуждена выйти из таких переговоров.
Поскольку на горизонте не осталось ни одного перспективного покупателя, а время работало не на пользу размеру сделки, администраторы впоследствии в начале декабря начали процедуру ликвидации Debenhams. Частью этого процесса стало закрытие шести магазинов в начале этого месяца, в том числе главного магазина на Оксфорд-стрит в Лондоне.
Как ни странно, крупнейший конкурент Boohoo, Asos, буквально в тот же день – 25 января – подтвердил, что он ведет эксклюзивные переговоры о покупке империи розничных магазинов Arcadia, владеющей брендами одежды Topshop, Topman, Dorothy Perkins, Burton, Wallis, Miss Selfridge, Evans и Outfit. Как и в случае с приобретениями Boohoo, считается, что любая сделка Asos по приобретению некоторых или всех сетей розничной торговли вряд ли будет включать в себя сохранение ее обширной торговой недвижимости.
Правда, уже появились сообщения о том, что Asos, возможно, сохранит знаменитый флагман Topshop на Оксфорд-стрит, если переговоры о поглощении Arcadia увенчаются успехом. Это благородное решение, ведь дорогой многоэтажный физический магазин в условиях постпандемийного рынка – выгодным активом назвать никак нельзя.
На фоне утопающих офлайн гигантов ситуация крупных онлайн игроков выглядит как «успешный успех». Так, Boohoo Group сообщила о росте продаж на 40 процентов – до 660,8 млн. фунтов стерлингов – за четыре месяца до 31 декабря. Сказался резкий рост онлайн-торговли вообще, и во время Черной Пятницы и сезона новогодних продаж в частности.
Объем онлайн продаж в UK составил 357,2 млн. фунтов стерлингов, увеличившись на 40% в годовом исчислении. За 10-месячный период до 31 декабря доходы достигли 1,47 миллиарда фунтов стерлингов, что на 42 процента больше, чем за тот же период прошлого года.
По идее Boohoo, на новой гигантской платформе наряду с их собственными предложениями и ассортиментом Debenhams появится множество сторонних брендов, что позволит создать единый онлайн магазин моды, красоты, товаров для дома и спорта.
Эксперты британского рынка считают, что закрытие магазинов Debenhams может усугубить упадок многих центральных улиц Великобритании. Оставшиеся 118 торговых точек занимают обширные локации на центральных улицах, а также в крупных и средних торговых центрах. Topshop, Topman также «играли» в крупные площади, при этом оба бренда зачастую были якорными арендаторами. Таким образом, закрытие магазинов усложнило и без того непростую ситуацию в ритейл секторе страны. Едва ли напуганные пандемией fashion ритейлеры в ближайшей перспективе захотят занимать локации в несколько тысяч квадратов, а значит, британским девелоперам и управляющим компаниям придется думать над новыми центрами притяжения аудитории в свои объекты. В результате краха Debenhams и Arcadia Group, 14 миллионов квадратных футов торговых площадей могут стать вакантными.
Читайте также: 8 британских универмагов, которых больше нет
Пустующие площади являются не только источником потерянной выгоды, но и причиной серьезных убытков. Дело в том, что правительство Великобритании предоставило годовой налоговый отпуск для игроков сектора розничной торговли, досуга и гостеприимства. Компаниям, задействованным в этой сфере, была выделена налоговая льгота в размере 10 миллиардов фунтов стерлингов. Срок действия льготы истекает 31 марта.
Однако мера поддержки не распространяется на объекты, которые остаются вакантными и сдаются в аренду. Таким образом, по данным Altus Group, в скором времени арендодатели могут быть вынуждены заплатить почти 1 миллиард фунтов стерлингов налога за пустующие магазины.
Розничный эксперт Нельсон Блэкли называет исчезновение магазинов Debenhams с центральных улиц «переломным моментом для британской розничной торговли».
«Сделка Boohoo показывает, что модель, при которой на рынке присутствует множество похожих друг на друга физических магазинов с гигантскими операционными расходами, с неразвитыми современными каналами продаж, больше не является жизнеспособной. В мире, где потребители теперь могут сами выбирать, где, как и когда тратить свои деньги, и делать это не выходя из дома, традиционный формат магазина не может быть основой успешного бизнеса», – уверен Блэкли.
И как раз покупка Boohoo Debenhams, а Asos – Arcadia Group, стало последним предупреждением ритейлерам, которые игнорируют развитие цифровых каналов продаж и не ищут способы правильного взаимодействия с молодой аудиторией. Они просто не выдержат испытание временем, которое работает против них.
По материалам
Retail Gazette
New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...