0/5

SALE: отказ россиян от старой модели потребления

SALE: отказ россиян от старой модели потребления
время публикации: 13:00  12 ноября 2014 года
В ценовом противостоянии покупатель-продавец впервые начинают доминировать люди с внешней стороны прилавка. К чему предстоит привыкать в ближайшие годы брендам, работающим в России, - отвечает управляющий директор KupiVip E-Commerce Services Мирослав Зубачевский.
Российский fashion-рынок: 2014 год в режиме турбулентности

Кто-то, как Forever 21, Lefties, Santoni, открывает новые магазины в «АФИМОЛЛЕ», «МЕГЕ» и «Временах Года». Кто-то, как Gery Weber, Stockmann, EMF Group, закрывают франчайзи-сети, сворачивают убыточные бренды и уходят из России. Большинство озвучивают потенциальные убытки и ожидают потепления политического и инвестиционного климата к 2017 году.

Абсолютно все признают главное: рынок меняется навсегда.

Эффект от политики и санкций очевиден и подсчитан для всех. Но не только эти факторы влияют на рынок одежды в последние 2-3 года. Меняется более тонкая и важная материя - сознание российского покупателя. 

Управляющий директор KupiVip E-Commerce Services Мирослав Зубачевский
Наш эксперт, управляющий директор KupiVip E-Commerce Services Мирослав Зубачевский

Взглянем на цифры:

  • 83% россиян при выборе товара в интернете смотрят в первую очередь на цены
  • 82% покупателей в России готовы и хотят покупать вещи со скидками
  • 79% рынка одежды в стране занимают импортные производители
  • 34% (!) составил рост рынка электронной коммерции в 2013 году, прогноз объема рынка на 2014 год колеблется в районе 700 млрд рублей

Что можно прочитать между строк этой статистики? 

1. Россияне стремятся экономить бюджет и покупать вещи со скидками. Эти требования они масштабируют на знакомые западные бренды в торговых центрах.
2. Не найдя желаемого, покупатель уходит в онлайн-шоппинг, тем самым стимулируя рост рынка во время общей стагнации экономики страны.
3. Российские производители одежды по-прежнему наблюдают за игрой со скамейки запасных.

145 000 заказов ежедневно отправляют в Россию eBay и AliExpress. 

За 2013 год россияне потратили в зарубежных интернет-магазинах 150 млрд рублей (цифра не входит в общий объем рынка e-commerce). Средний чек при заказе наших граждан товаров за рубежом составляет 4400 рублей, внутри России - 2800 рублей. 

SALE: отказ россиян от старой модели потребления


Портрет нового российского потребителя

Новый стиль российского покупателя - европейское планирование семейного бюджета и невосприимчивость к крупным импульсным покупкам. Прибавьте сюда сформировавшуюся привычку сравнивать цены, покупать, а самое главное - доверять интернет-магазинам.  

Это портрет целевой аудитории, которая предъявляет жесткие требования к брендам, заставляя их меняться здесь и сейчас. Сегодня покупатель, находясь в бутике одной марки, может совершить покупку аналогичного товара у компании-конкурента, не выходя за двери помещения. Особенно если ему не понравится цена или отсутствие скидки на приглянувшиеся джинсы или кеды.
Какие причины сформировали новую модель потребления товаров россиянами?
Психологический блок причин

Поколение «Y»

Уже сегодня 15% россиян принадлежат к специфический аудитории, родившейся в эпоху индустриализации, глобализации и доступности цифровых технологий. Те, кто владеет информацией о товаре лучше среднестатистического продавца. Те, кто проводит с гаджетами больше времени, чем с людьми. Те, кто с радостью расскажет друзьям в фейсбуке о хамстве в бутике или выложит в инстаграме селфи с новым образом из примерочной любимого бренда. Те, кто никогда не пойдет на вещевой рынок и отучит ходить туда своих родителей. Поколение, привыкшее требовать.

Халява 3.0

Наше стремление к бесплатному легализуется в новом digital-мире под термином Большая Скидка. Теперь все научились сравнивать цены в магазинах и интернете. Все знают, настоящая скидка у вас в магазине, или вы просто перечеркнули выдуманные цифры. Это новые правила игры.

Мир без границ

Новые поколения русских много путешествуют и прекрасно зарекомендовали себя в Европе и США как безудержные шоппинг-маньяки. Это абсолютно оправдано, когда несколько часов полета снижают цену на товары любимого бренда в 1,5-2 раза.

Сформированный гардероб

За эпоху относительно спокойных 2000-х наши граждане утолили первый голод шоппинга. В 2015 год среднестатистическая семья россиян входит со сформировавшимся комплектом повседневной одежды. Нужна ли им еще одна пара обычных джинсов?

SALE: отказ россиян от старой модели потребления


Экономический блок причин

Кредитное похмелье

С начала 2010-х наши граждане начали брать кредиты. 31% россиян ощутили всю прелесть этого финансового процесса, пик которого пришелся на середину 2012 года. Ипотечные кредиты также прекрасно научили нас финансовому планированию и математическому шоппингу.

Расцвет масс-маркета

H&M & Co приучили всех в России к ценам в 299 рублей за майку, 799 рублей за джинсы и 1999 рублей за пальто. Покупатели готовы отдавать больше только за лучшее качество.При условии тотального производства всех сегментов одежды, обуви и аксессуаров в Юго-Восточной Азии, в странах третьего мира, ситуация для масс-маркет игроков выглядит безоблачной. 

€8,1 млрд выручки Inditex в первом полугодии 2014 только подчеркивают тренд.

Покупки одежды look'ами

Современный визуальный маркетинг, реклама и мерчандайзинг в магазинах одежды стараются продать потребителю образ ролевой модели, который состоит из нескольких предметов одежды, обуви и аксессуаров. 

Россияне, в свою очередь, стараются минимизировать расходы на покупку look’а, что автоматически выливается в поиск акций, распродаж, скидок.

Политика

Переводим в валюту. Откладываем. Ждем.

Adidas уже объявил о сокращении годовой прибыли с €930 млн до €650 млн. Columbia уведомляет Комиссию по ценным бумагам и биржам США о возможном сокращении или отмене заказов со стороны дистрибьюторского центра в России. 

Будущее за регионами

83% интернет-аудитории России находятся в регионах. К 2018 году уровень проникновения интернета в РФ составит 80%. Большая вечеринка для игроков рынка электронной торговли состоится уже скоро. А значит, традиционной рознице, привыкшей к многолетнему отсутствию альтернативы у покупателя, также предстоит борьба за удержание уровня продаж.


SALE: отказ россиян от старой модели потребления


Вывод

Новая модель потребления россиян ищет свой бренд, бутик, интернет-магазин с невысокими ценами и постоянными товарными акциями и распродажами. 

Главная причина выбора «cвоего» места покупок – возможность купить много единиц гардероба за недорого. 

Второстепенная причина – стремление сэкономить время в ускоряющемся ритме жизни.
 
Главным якорем психологического кода любителей шоппинга в России становится SALE. В ценовом противостоянии покупатель-продавец впервые начинают доминировать люди с внешней стороны прилавка. В ближайшие годы брендам, работающим в России, предстоит привыкать к снижению маржинальности и среднего чека. 

За счет отсутствия расходов на аренду торговых площадей и армии продавцов-консультантов самые выгодные предложения для потребителей в SALE-формате готовы делать интернет-магазины, в руках которых инициатива в разворачивающейся битве за новое поколение покупателей. 

Это также очевидно по статистике: если в 2012 году сегмент интернет-торговли одеждой, обувью и аксессуарами оценивался в 51,8 млрд рублей, то уже в 2013 его объем составил 73,7 млрд рублей.
68 миллионов интернет-пользователей автоматически превращают нашу страну в самый большой рынок для онлайн-торговли в Европе, но лидировать на нем смогут только те компании, которые готовы принять новые требования российского покупателя и превзойти его ожидания.
30% россиян заявили, что планируют покупать в интернете в будущем, даже если никогда не делали это.

Сегодня каждую секунду в России совершаются покупки в онлайне на 18 000 рублей. Интернет, как флагман развития ритейла на планете в целом, уже сегодня сегодня вносит кардинальные изменения в традиционную офлайн-розницу, экстраполируя на нее новый формат отношений «продавец-SALE-покупатель» вместо традиционной модели «продавец-товар-покупатель».

Изучал российского покупателя 
управляющий директор KupiVip E-Commerce Services 
Мирослав Зубачевский

Что вы думаете по этому поводу? Приглашаю к дискуссии в Linkedin: Miroslav Zubachevsky.
0
Реклама на New Retail. Медиакит