0/5

Кто и как помогает предпринимателям в период ограничений?

Кто и как помогает предпринимателям в период ограничений?
время публикации: 10:00  03 декабря 2021 года
Получать субсидии и менять процессы — трудоемкое дело. Но пандемия заходит на третий год, и ставит вопрос выживания бизнеса еще острее. Рассказываем, какие рычаги могут использовать предприниматели для спасения своего дела.
Эдуард БолмосовЭдуард Болмосов, эксперт по автоматизации розничной торговли, основатель сервиса экспресс-доставки «Все Прилавки».

Прямо сейчас малый бизнес ставит исторический антирекорд с 2008 года. Росстат посчитал, что в первой половине 2021 его оборот составил 11,5% от общего объема малых, средних и крупных предприятий. И это неудивительно — в период локдаунов и последующих карантинных ограничений гиганты рынка смогли адаптироваться к новым реалиям. Они вкладывали средства в e-com и цифровые технологии, развивали экспресс-доставку и персонализировали предложения для покупателей. 

Малый бизнес, который редко располагает средствами и компетенциями на такие преобразования, оставался не у дел. В последний год кризис так или иначе коснулся более 6 миллионов предпринимателей и компаний. Закрылись при этом 1,16 млн предприятий малого и среднего бизнеса — это значение в 2,3 раза больше, чем годом ранее. В сфере ритейла ситуация тоже неутешительная: АКОРТ сообщила, что в России за время пандемии закрылось 62% торговых точек.

Ситуация достигла критической точки, когда предприниматели должны использовать все возможности по спасению бизнеса. Вот кто способен помочь удержаться на плаву в кризисной ситуации.


Государство и административные структуры


С самого начала пандемии государство вводило разные меры помощи малому бизнесу. Прямо сейчас действуют эти программы.

● Льготное кредитование. 

Банк России и Корпорация МСП (малого и среднего предпринимательства) возобновили программу по стимулированию кредитования. Предприятия из пострадавших от кризиса отраслей смогут получить займы под процент не выше 8,5% или снизить ставку по уже взятым кредитам. В программе льгот участвуют 60 банков. Узнать, какие сектора экономики относятся к пострадавшим, можно в официальном перечне. Предложение действительно до 31 декабря 2021 года.

● Налоговые каникулы. 

Предприятия из определенных сфер, которые зарегистрировали ИП после введения налоговых каникул, могут отсрочить платежи до 31 декабря 2023. В программе участвуют ИП на УСН или патенте, а точный список кодов ОКВЭД нужно уточнять в своем регионе. Кстати, если предприниматель мог рассчитывать на каникулы, но уже заплатил налог, деньги можно вернуть.

● Субсидии. 

Компании из реестра малого и среднего предпринимательства могут оформить заявку на получение субсидий. Размер зависит от числа сотрудников в организации и рассчитывается индивидуально. Заявление рассматривается пять рабочих дней. Отдельные инициативы для получения субсидий есть у Правительства Москвы и региональных администраций — можно обратиться как за федеральной, так и локальной помощью.


Поставщики цифровых решений и enterprise tech


E-com развивается как никогда ранее, и часто малый бизнес оказывается неспособным выдержать конкуренцию именно из-за отсутствия цифровых сервисов. Обратиться за решениями стоит к поставщикам диджитал-инструментов. К таким относятся: 

1. Маркетплейсы. Важный канал продвижения, который поможет выйти на новые аудитории в кризис. По данным АКИТ, оборот продаж с агрегаторов вырос в 1,5 раза за прошлый год. 

2. Цифровые витрины с быстрой доставкой. Это готовые приложения и интерфейсы, которые позволят не тратить время и бюджет на разработку собственного сайта и организации бизнес-процессов. Подключиться к сервису и начать доставлять товары в пределах района можно за несколько дней.

3. Инструменты для автоматизации. Для каждой сферы бизнеса существуют свои способы сократить издержки за счет автоматизации рутины. Допустим, набирает обороты торговля без персонала — с помощью специальных касс или сканирования штрих-кодов в мобильном приложении. Другое перспективное направление — виртуальные ассистенты, которые умеют общаться с клиентами как живые сотрудники и прогнозировать потребности.

Кто и как помогает предпринимателям в период ограничений?


Социальные сети и площадки для продвижения


Многие ритейлеры обзаводятся страницами в соцсетях, но не уделяют достаточного внимания продвижению — и не получают новых клиентов. А ведь во времена карантинных ограничений время, которое пользователи проводят онлайн, растет.  Россияне в среднем посвящают почти 2,5 часа в день социальным сетям. Поэтому эти платформы важно использовать и настраивать грамотный таргетинг на собственные целевые аудитории.

К тому же, разные соцсети и сервисы по продвижению предлагают скидки и выгодные условия для сотрудничества. Google Реклама, Яндекс. Директ, ВКонтакте, Facebook, Instagram, myTarget — все эти площадки время от времени проводят акции, которые помогают бизнесу стать заметнее. 

Кроме того, правительство Москвы тоже компенсирует ИП затраты на таргетированную рекламу — до 50% рекламного бюджета или 700 000 рублей.


Другие компании и экосистемы


Рынок консолидируется, и больше шансов для развития получают предприниматели, которые успешно встроились в эту систему. Все чаще компании из разных сфер объединяются, чтобы предложить дополнительные виды обслуживания, или расширяют сферу услуг. 

Например, маркетплейс Ozon ведет переговоры с видеосервисами и планирует запустить собственный онлайн-кинотеатр, чтобы расширить экосистему и усилить программу лояльности. А ритейлер «Магнит» запустил в регионах онлайн-аптеку, где можно забронировать лекарственные препараты, и подключил несколько десятков фармацевтических точек.

Сотрудничество разного рода — возможность не только расширить спектр услуг, но и лучше узнать своих покупателей. Чем больше сервисов получают клиенты на одной площадке, тем больше информации о их предпочтениях может собрать предприниматель. А значит — предложить самые подходящие товары и услуги.




Читайте также:  Молоко по акции? Что происходит с категорией скоропортящихся продуктов, и какие инструменты сбыта уже не работают




Собственные клиенты


Пользовательская лояльность стала одним из факторов, который помог предпринимателям в первую волну пандемии. Однако сейчас 79% покупателей снова готовы экспериментировать и пробовать новое, а не оставаться «верными» одному бренду. 

Современные потребители постоянно находятся в поиске новых предложений — даже когда покупка их полностью устраивает. Для того чтобы углублять связь с клиентами, важно выстраивать комьюнити вокруг своего бизнеса.

Некоторые компании делают это с помощью программ лояльности с максимально выгодными предложениями для обладателей членских карт — кешбэком, бонусами, скидками. Другие создают клубы по интересам и делятся полезной информацией. 

В целом, исследования рынка показывают, что потребителям важно, чтобы их покупка работала на благо местных производителей, города или района. Допустим, идею комьюнити развивает сервис «Все Прилавки» — подключает небольших продавцов к системе быстрой доставки по собственному району. Это позволяет клиентам получать привычные продукты на дом, но одновременно поддержать локальных предпринимателей, а не крупные сети.

Материал подготовлен Эдуардом Болмосовым, экспертом по автоматизации розничной торговли, основателем сервиса экспресс-доставки «Все Прилавки».


0
Реклама на New Retail. Медиакит