0/5

«Это взаимная любовь»: как на российском рынке идет курс на импортозамещение продовольственных товаров

«Это взаимная любовь»: как на российском рынке идет курс на импортозамещение продовольственных товаров
время публикации: 10:00  31 мая 2024 года
@Freepic
В последние годы в России много внимания уделялось импортозамещению: наибольших успехов наши компании достигли в агропромышленном комплексе, в сферах производства лекарств и медоборудования. Какие сложности сохраняются в импортозамещении, и как российские производители и ритейлеры ищут пути их преодоления? Мнения АКИТ, «М.Видео-Эльдорадо», «Леруа Мерлен», «Детского мира» и многих других в нашем обзоре.
Вместе с тем, импортозамещение непродовольственных товаров развивается неравномерно: производство техники, бытовой химии, одежды, игрушек, электроинструментов тормозится целым рядом препятствий и сложностей.  Также последние годы активно обсуждается «закон о российской полке». Это важная для отечественного ритейла инициатива, согласно которой до 50% ассортимента должно быть представлено российскими поставщиками. 

О том, какие существуют трудности для развития импортозамещения непродовольственных товаров и как с ними можно бороться, ритейлеры, производители и представители министерств поговорили на экспертной сессии «Перспективы и вызовы импортозамещения товаров непродовольственной розницы», организованной «Леруа Мерлен» в рамках Недели российского ритейла при поддержке Минпромторга России.
 
«Это взаимная любовь»: как на российском рынке идет курс на импортозамещение продовольственных товаровВстречу открыл модератор секции Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Он погрузил коллег в контекст, отметив, что курс на импортозамещение в России был обозначен еще 10 лет назад.

Сегодня эта тема стала еще более актуальной в связи с изменениями в геополитической ситуации, экономическими санкциями и их последствиями, а также сложностями в работе логистических цепочек. Все это усиливает необходимость импортозамещения товарных категорий DIY с низким уровнем локализации.
 
«Это взаимная любовь»: как на российском рынке идет курс на импортозамещение продовольственных товаровДалее модератор передал слово директору Департамента развития внутренней торговли Минпромторга России Никите Кузнецову, чтобы «задать тон дискуссии». Никита Кузнецов, в свою очередь, подчеркнул, что на крупных игроках ритейл-рынка лежит ответственность по созданию условий для безопасного получения товаров и оказания услуг: «В последние годы цепочки поставок перестроились, и оптимальным решением будет организация производства необходимых товаров и оборудования внутри страны».
 
«Это взаимная любовь»: как на российском рынке идет курс на импортозамещение продовольственных товаровНа сессии также присутствовала депутат Государственной Думы Татьяна Буцкая, автор законопроекта о «российской полке». Она поделилась данными внутреннего исследования ВЦИОМ, посвященного отношению покупателей к российским товарам. По словам депутата, россияне готовы приобретать товары отечественных производителей. «Это взаимная любовь» – охарактеризовала Буцкая результаты исследования.
 
Депутат также заверила представителей ритейл-компаний в том, что можно не бояться сотрудничать с «нашими». «Российского производителя мы точно защитим: и в производстве поддержим, и на полку поставим».
 
«Это взаимная любовь»: как на российском рынке идет курс на импортозамещение продовольственных товаровЕе слова подтвердил Алексей Иванов, директор по работе с органами государственной власти компании «Детский мир». По заявлению эксперта, в ассортименте их магазинов есть товарные категории, в которых до 100% товаров от российских производителей.
 
Компания «Леруа Мерлен» уже более года успешно реализует проект, направленный на импортозамещение производств 45 товарных категорий DIY. Сегодня в программе участвуют 44 поставщика, из которых 14 находятся на финальной стадии запуска проекта. Среди них – российские производители таких товаров как электроинструменты, садовая техника, светодиодное освещение, кухни, сантехника, строительная химия и многое другое. К концу 2024 года количество поставщиков вырастет до 64, а к 2026 году годовой бюджет закупок товаров отечественного производства в рамках проекта импортозамещения увеличится почти вдвое - с 12 до 22 млрд рублей. 

«Это взаимная любовь»: как на российском рынке идет курс на импортозамещение продовольственных товаровДиректор по закупкам и лидер проекта «Импортозамещение» компании «Леруа Мерлен» Михаил Никифоров, рассказал, что на данный момент доля отечественных товаров на полках магазинов компании составляет 72%, но уже через три года этот показатель вырастет до 76%.
 
Компания готова выходить на еще более высокие показатели, однако для этого существуют объективные барьеры.

Среди них Михаил Никифоров назвал высокую конкуренцию с маркетплейсами, трудности с оплатой импортного оборудования, гибкую ценовую политику китайских производителей, лимиты при финансировании локализации и недостаточный объем потребления. Отдельно эксперт выделил высокие таможенные пошлины на компоненты – именно они являются принципиальным барьером для развития импортозамещения многих сегментов.




Читайте также: Российским производителям игрушек не удалось занять долю западных брендов



 
«Это взаимная любовь»: как на российском рынке идет курс на импортозамещение продовольственных товаровСо схожими тезисами выступил генеральный директор производственной компании «Интерскол» Сергей Назаров. Он подчеркнул, что пошлина на подшипники составляет 41%, при том, что эти детали используются в большом количестве оборудования.  
 
«Это взаимная любовь»: как на российском рынке идет курс на импортозамещение продовольственных товаровПомимо таможенных пошлин также были отмечены высокие цены на сырье на внутреннем рынке. С таким аргументом выступил исполнительный директор производственной компании «Аксиома» Максим Бахтин. Он подчеркнул важность и необходимость финансовой поддержки от государства.
 
«Это взаимная любовь»: как на российском рынке идет курс на импортозамещение продовольственных товаровПрезидент Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Александр Онищук отметил проблему отсутствия отечественной экспертизы в производстве комплектующих для телевизоров. «Когда компании ввозят некоторое количество комплектующих частей для сборки, таможенная служба считает это готовым телевизором и начисляет пошлину как за полноценный товар. Однако ввозят компании только те части, которые не производятся российскими компаниями», – подчеркнул эксперт.

«Это взаимная любовь»: как на российском рынке идет курс на импортозамещение продовольственных товаровТагир Калимуллин, вице-президент компании «М.Видео-Эльдорадо», выразил опасения по поводу высокой конкуренции с маркетплейсами. «Современные маркетплейсы заходят даже в сегмент электроники. И у них действительно есть свои преимущества: широкий ассортимент, выстроенные логистические цепочки и ценовое позиционирование». Эксперт также предложил инициативу по более строгому регулированию деятельности данных игроков рынка.




Во время дискуссии эксперты рынка пришли к выводу, что преодолевать эти барьеры необходимо совместно с органами власти и другими участниками отрасли посредством создания профильных рабочих групп.

Материал подготовлен пресс-службой «Леруа Мерлен».

Для NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит